Ещё
фальсификации в Сети, в т.ч.
СМИ Фейковые новости легко производить и недорого распространять
Эксперты Trend Micro представили обзор рынка фальшивых новостей
Компания Trend Micro опубликовала исследование, показывающее, как злоумышленники могут с легкостью и без очень больших затрат запускать в виртуальное пространство целые потоки слухов и ложных новостей (fake news).
© ___
Эксперты считают, что услугами площадок по раскрутке сайтов, видео и аккаунтов в соцсетях, а также ресурсами, на которых обычные пользователи могут создавать свои собственные новости без какой-либо верификации, могут пользоваться пропагандисты для разжигания вражды, манипуляции общественным мнением, компрометации политиков или других известных персон.
В
исследовании Trend Micro под названием «Машина фейковых новостей. Как пропагандисты занимаются злоупотреблениями в интернете и манипулируют общественностью» эксперты компании анализируют, насколько просто и недорого злоумышленники могут управлять общественным сознанием, особенно тех неискушенных интернет-пользователей, которые доверяют всему новостному потоку, не привыкнув к критическому и сравнительному анализу сообщений.
«Исследование рассматривает технику и методику, которая используется для распространения фейковых новостей для манипулирования общественным мнением с разной мотивацией: от личных интересов до финансовых или политических. В исследовании описываются три ступени системы распространения таких новостей: сервисы, которые позволяют их генерировать, распространять в соцсетях, и мотивация распространителей»,- сообщают авторы доклада.
В первую очередь в исследовании говорится о том, насколько дешево или вообще бесплатно можно увеличивать популярность тех или иных аккаунтов в соцсетях или интернет-ресурсов вне зависимости от того, насколько достоверной является указанная на них информация. В качестве примеров по раскрутке приводятся сервисы, в том числе некоторые российские, по «маркетингу контента». В Trend Micro указали, что такие сервисы существуют как в англоязычном, так и в других сегментах интернета: русско-, китайско- и арабоязычных. Так, например, китайский ресурс Xiezuobang предлагает интернет-раскрутку любого текста объемом от 500 до 800 слов всего за $15, а объемом 1-1,5 тыс. слов - за $30. О какой-либо проверке достоверности такого текста речи не идет. При этом, как отмечается в докладе, такие тексты нередко преподносятся как «основанные на журналистских расследованиях», что может вводить в заблуждение многих не искушенных в новостном потоке интернет-пользователей. Другие китайские сервисы, например ftx9 или Weixinvips, предлагают аналогичные услуги по раскрутке, но уже в китайских соцсетях и мессенджерах. Например, последний предлагает накрутку лайков и просмотров под постом всего за 1 юань ($0,15) для 40 просмотров и 1,2 юаня ($0,18) за 1 тыс. лайков за пост в мессенджере WeChat. Тот же сервис Weixinvips, а также Weibosu предлагают по весьма умеренным ценам производить накрутку голосов при онлайн-голосованиях - например, за 200 юаней ($30) можно за 24 часа получить 1 тыс. голосов при голосовании на китайском аналоге Twitter сервисе Weibo.
В российском сегменте исследователи Trend Micro также выделяют аналогичные сервисы для раскрутки контента без какой-либо его верификации, например SMOFast, либо для накрутки голосов при онлайн-голосовании, например Jet-s. Эксперты отмечают, что при помощи последнего ресурса можно накручивать голоса на таких площадках для онлайн-петиций, как change.org: сообщается о расценках в 60 тыс. руб. за 10 тыс. голосов.
Точно так же можно за не очень большие деньги создать себе армию «поклонников» в соцсетях - например, по подсчетам Trend Micro, в китайских соцсетях за $2,6 тыс. можно получить 300 тыс. «последователей», или фолловеров. В американских соцсетях такие несуществующие фолловеры тоже не редкость: еще в 2014 году поп-исполнитель Джастин Бибер лишился 3,5 млн подписчиков в Instagram, когда администрация сервиса решила очистить его от фейковых аккаунтов.
В исследовании также приводятся примеры шутливых генераторов заголовков новостей в виде телевизионной заставки с плашкой Breaking News, которые абсолютно бесплатно можно создать и загрузить в соцсети, например Break Your Own News. В докладе отмечается, что, хотя такие генераторы создаются для развлечения, в сочетании с вышеупомянутыми сервисами по раскрутке контента они могут заставить верить неискушенных читателей в сфабрикованные новости по тем или иным горячим темам.
Хотя тема фейковых новостей и их массового автоматического распространения сообщений при помощи современных средств телекоммуникации не является чем-то новым - в романе «Граф Монте-Кристо» описывается передача короткого ложного сообщения по телеграфу при помощи подкупленного телеграфиста, что привело к панике на бирже, принесшей большие убытки одному из недругов главного героя романа, в прошлом году на нее обратили внимание многие мировые СМИ. В ходе предвыборной кампании эксперты стали отмечать, что в США стали массово использоваться программы-боты, автоматически генерирующие передачу или создание контента, связанного с тем или кандидатом. Так, протрамповский аккаунт @amrightnow имеет в Twitter более 30 тыс. подписчиков. Этот Twitter-бот осуществлял массовую рассылку сообщений, направленных против Хиллари Клинтон. Например, во время последних теледебатов он создал или перепостил 1,2 тыс. сообщений. Одновременно аккаунт @loserDonldTrump распространил около 2 тыс. сообщений против господина Трампа.
Говоря о способах противостояния эпидемии фейковых новостей, эксперты Trend Micro отмечают, что многие крупные интернет-компании уже предприняли целый ряд шагов - например, Facebook активизировала борьбу с фейковыми аккаунтами, а Twitter усложнил автоматическое создание дублирующих аккаунтов, которые занимаются перепостом.
При этом эксперты призывают и самих пользователей проявлять осторожность, в частности при прочтении так называемых кликбейтов, заголовков, которые недоговаривают информационный повод или допускают искажение смысла текста для привлечения читателя - например, «Хиллари Клинтон выдвинули серьезные обвинения», тогда как в тексте говорится об обычной критике политика со стороны ее оппонентов, хотя в заголовке создается впечатление о проблемах с правоохранительными органами. Читателям также советуют перепроверять новости на других новостных сайтах, желательно известных и уважаемых изданий, не доверяя сообщениям от малоизвестных сайтов; обращать внимание на приведенные в новости источники; критически осмыслять текст в контексте общего новостного потока, не доверяя сообщениям лишь одного сайта, тем более малоизвестного; по возможности консультироваться с людьми, которые разбираются в той или иной тематике, чтобы получить более полную картину от вызывающего доверие источника.
Евгений Хвостик
«Коммерсантъ», 20 июня 2017