Ещё наука и религия
здесь,
здесь и
здесь Армянский священник заявил, что раскрыл тайну Благодатного огня
Иерусалимский священник раскрыл тайну «благодатного огня» в Храме Гроба Господня
Накануне христианской Пасхи священник Самуил Агоян, представляющий армянскую патриархию в Храме Гроба Господня, рассказал в репортаже «Хадашот 2», как происходит «чудо благодатного огня», - к великому возмущению представителя коптской церкви, который потребовал немедленно остановить съемку.
©Ещё о
Благодатном огне и ещё
религия и чудеса Самуил Агоян
Церемония раздачи «благодатного огня» в последнюю пятницу накануне православной Пасхи ежегодно привлекает в Храм Гроба Господня тысячи паломников восточно-христианских вероисповеданий. Согласно поверью, поддерживаемому православными церквами, чудесный, не обжигающий огонь «сходит с неба» в руки греческого патриарха, и тот, вместе с патриархом армянской церкви, раздает его собравшимся вокруг храма верующим.
Отец Агоян, которому довелось трижды присутствовать в кувуклии храма при зажигании огня, честно сообщил автору репортажа Игалю Моско, что патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады, и ничего мистического в «благодатном огне» нет. «Бог творит чудеса, но не на потеху людям», - пояснил священнослужитель.
Эти слова вызвали ужас у стоявшего рядом представителя коптской церкви. «Остановите камеру, он лжет!» - закричал священнослужитель. Отец Агоян возразил, что копты, в отличие от армян, при зажигании огня не присутствуют, но этот неотразимый аргумент не убедил его брата во Христе, который продолжал втолковывать израильскому журналисту, что «на самом деле» чудесный огонь сходит с неба, а лукавый армянин говорит неправду.
«Благодатный огонь» из Иерусалима доставляют специальными самолетами в Москву, Афины и другие православные столицы, о чем не преминул сообщить израильской аудитории автор
репортажа о раздорах, «тайнах и лжи» в «главной святыне христианского мира. Чужие средневековые предрассудки всегда выглядят забавно - и безобидно, в отличие от собственных прожорливых «священных коров».
Настоящим чудом в Храме Гроба Господня стала его недавняя
забастовка, когда представители трех вечно враждующих христианских конфессий сумели объединиться в борьбе против мэрии Иерусалима.
Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме
Армянский священник прокомментировал заявления о Благодатном огне
Религия и мировоззрение / Ереван
Служитель Иерусалимской Армянской патриархии архимандрит Гевонд считает искусственным ажиотаж вокруг заявления армянского священника о тайне схождения Благодатного огня.
©В понедельник ряд СМИ сообщили, что во время записи репортажа для одного из израильских телеканалов священник Армянской апостольской церкви Самуил Агоян опроверг чудесное происхождение Благодатного огня. Как верят христиане, он зажигается сам собой перед праздником Пасхи в иерусалимском храме Гроба Господня.
"Мы никогда не объявляли, что огонь сходит с небес. Да такие чудеса были, но они происходили всенародно", - сказал архимандрит Гевонд РИА Новости.
По его словам, армянская церковь связывает традицию Благодатного огня с основателем церкви Святым Григорием Просветителем. По преданию, не считая себя достойным войти в Гроб Господень в Иерусалиме, Григорий Просветитель пошел в пещеры и долго молился. В субботу за день до Пасхи он вошел в Гроб Господень, где чудесным образом зажглись все свечи и лампады, после чего он назвался Просветителем. Сегодня в том месте, где он молился, стоит Армянская Церковь, пояснил архимандрит Гевонд.
"Мы считаем огонь Благодатным, потому что молитвами Григория Просветителя сходит благодать, могут быть чудеса, исцеляться больные", - отметил священник. Он добавил, что отец Самуел "участвовал вместе с греческим патриархов (в церемонии - ред.) и сам зажигал огонь от лампад".
Основанная в VII веке Иерусалимская патриархия Армянской апостольской церкви независима от других христианских учреждений и наравне с греческой и латинской патриархиями обладает правом собственности на часть основных святынь Святой Земли, в том числе в храме Рождества в Вифлееме и в храме Воскресения в Иерусалиме.
Иерусалимская патриархия - автономная патриархия Армянской апостольской церкви, признающая духовный авторитет Католикоса всех армян. Резиденция патриарха находится в Армянском квартале Старого города.
_______
Армянский священник прокомментировал свои слова о Благодатном огне
В разговоре с RT священник Самуил Агоян, представляющий армянскую патриархию, прокомментировал своё заявление об отсутствии чуда в появлении Благодатного огня.
Армянский священник
рассказал RT, что в прошлом, если почитать записи, чудеса происходили, однако сам он свидетелем такого чуда не становился.
«Иными словами, на Гробе Господнем стоит зажжённая лампада, после молитв мы зажигаем от неё свои свечи, а потом выходим и раздаём собравшимся. Вот и всё, что я сказал. И, думаю, никто из священников, которые бывали внутри, никогда не говорил, что чудо в последнее время происходит, то есть что Благодатный огонь сходит свыше и зажигает свечи. Я не выступаю против того, во что люди верят, но именно так мы и поступали», - отметил священник Самуил Агоян.
Он также предложил проводить церемонию перед кувуклией (мраморная часовня над пещерой Гроба Господня), чтобы все желающие могли стать свидетелями схождения Благодатного огня.
«Если мы верим, что каждый год Благодатный огонь чудесным образом сходит с небес, почему бы не проводить церемонию перед кувуклией, чтобы чудо видели все? Тогда чудо не будет происходить для пары людей внутри, все смогут увидеть и поверить. Опять же, каждый может говорить что хочет. Я могу лишь говорить о собственном опыте», - заключил Агоян.
Ранее СМИ сообщили, что Агоян заявил об отсутствии чуда в появлении Благодатного огня.
В РПЦ выразили сожаление в связи с заявлением армянского священника.
Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме
В РПЦ рассказали о «скандализировании» темы Благодатного огня
Религия и мировоззрение / Москва
Заместитель руководителя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе назвал высказывания армянского священника Самуила Агояна о схождении Благодатного огня неприемлемым нарушением «молитвенного состояния» миллионов православных верующих перед Пасхой.
©В понедельник ряд СМИ сообщили о том, что во время записи репортажа для одного из израильских телеканалов священник Армянской апостольской церкви Самуил Агоян опроверг чудесное происхождение Благодатного огня. Как верят христиане, он зажигается сам собой перед праздником Пасхи в иерусалимском храме Гроба Господня.
"У нас, когда весь православный мир готовится к Пасхе, вызывают большое разочарование попытки скандализировать тему схождения Благодатного огня. Для всего православного мира оно является духовным событием, в котором участвуют многие миллионы верующих. Намерение скомпрометировать эту многовековую традицию неприемлемо и имеет своим косвенным результатом нарушение молитвенного состояния, в котором православные верующие пребывают во время приготовления к светлому празднику Воскресения Христова", - подчеркнул Кипшидзе.
Пресс-секретарь Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Никон Головко пока не стал комментировать РИА Новости высказывания армянского священнослужителя о том, что православные патриархи "зажигают связки восковых свечей от масляной лампады" и ничего мистического в Благодатном огне нет.
_______
В РПЦ выразили сожаление в связи с заявлением армянского священника о Благодатном огне
Зампред Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе в разговоре с RT
прокомментировал сообщение о том, что армянский священник Самуил Агоян заявил об отсутствии чуда в появлении Благодатного огня.
«У нас вызывает сожаление то, что во время Великого поста, когда верующие люди готовятся к великому празднику Пасхи Христовой, регулярно появляются медийные поводы, направленные на компрометацию духовных традиций, связанных с праздником Пасхи, в частности касающиеся схождения Благодатного огня в Великую субботу. Любую тему можно скандализировать. В том числе состоялась попытка скандализировать и эту тему. Надеемся, что данный инфоповод не выведет из духовного и душевного равновесия миллионы верующих людей», - сказал Кипшидзе.
Ранее СМИ сообщили, что священник Самуил Агоян, представляющий Армянскую патриархию, заявил об отсутствии чуда в появлении Благодатного огня. По его словам, он неоднократно наблюдал, как патриархи зажигают восковые свечи от масляной лампады.
Церемония схождения Благодатного Огня в церкви Гроба Господня в Иерусалиме
Пресс-секретарь патриарха Кирилла не верит в «разоблачение» Святого огня
По словам пресс-секретаря патриарха Кирилла, "вопрос об оспаривании чуда" не стоит / Религия и мировоззрение / Москва
Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Александр Волков назвал «неправильными и ненужными» публичные сомнения в истинности чудес.
©Ранее СМИ сообщили о том, что во время записи репортажа для одного из израильских телеканалов священник Армянской апостольской церкви Самуил Агоян опроверг чудесное происхождение Благодатного огня. Христиане верят, что он зажигается сам собой перед праздником Пасхи в иерусалимском храме Гроба Господня.
Александр Волков отметил, что это событие очень важно для миллионов верующих, оно поддерживает и укрепляет их в вере, а потому не стоит подвергать его сомнению. Священник напомнил, что "радость схождения Огня" разделяют все православные церкви.
"Ко всему в нашем мире можно отнестись скептически, начать критиковать и находить аргументы против, но вот так выносить в публичную сферу вещи, которые могут смутить миллионы верующих людей, думаю, неправильно и не нужно", - считает пресс-секретарь патриарха Кирилла.
Чудесное схождение Огня, по его мнению, навсегда останется радостью для миллионов людей. "А частные и странные суждения священнослужителей Армянской церкви пусть остаются на их совести", - заключил Волков.
Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова. Каждый год в канун Пасхи он сходит на свечи и лампаду патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины в храме Гроба Господня.
_______
В РПЦ не сомневаются в чудесном схождении Благодатного огня
Прихожане Русской православной церкви не сомневаются в том, что Благодатный огонь в Иерусалиме возгорается чудесным образом, несмотря на мнения о его искусственном происхождении. Об этом
сообщил ТАСС в понедельник пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков, комментируя заявление священника Самуила Агояна.
Священнослужитель Армянской апостольской церкви Агоян накануне заявил израильским СМИ, что наблюдал, как зажигают связки восковых свечей от масляной лампады в храме Гроба Господня.
"Это странное заявление, с учетом того, с каким почитанием относятся люди к этому чуду и как многие по всему миру с надеждой и верой ждут этого события", - отметил отец Александр. "Мы всегда с радостью принимаем Благодатный огонь перед Пасхой. Для наших прихожан прибытие его из Иерусалима накануне Пасхи - радостное событие, которого ждут, и, конечно, никогда не стоит вопрос об оспаривании чуда", - добавил он.
"К любым явлениям духовной жизни всегда есть разное отношение. Например, к чудотворениям от икон и к другим проявлениям. И Благодатный огонь - тоже такое явление, которое всегда вызывает разногласия среди некоторых людей. Но для миллионов людей схождение Благодатного огня несомненно имеет важное значение, поэтому сомнительно в дни великого поста снова провоцировать людей на какое-то смущение по этому вопросу", - пояснил он.
Чин возгорания Благодатного огня при молитвенном ожидании десятков тысяч верующих происходит в Великую Субботу, которую отмечают православные накануне Пасхи. Огонь сходит в Кувуклии - часовне над пещерой Гроба Господня, где был погребен Иисус Христос. Огонь от Живоносного Гроба Господня символизирует безграничное величие события Воскресения Христова.
По традиции, сложившейся за последние годы, частицу Благодатного огня из Иерусалима в Москву доставляет делегация фонда Андрея Первозванного. От привезенного светильника зажигают лампадки в храме Христа Спасителя, также огонь развозят в разные епархии и страны.
Церемония схождения Благодатного огня в Храме Гроба Господня
В РПЦ заявили о научных доказательствах «чудесности» Благодатного огня
Религия и наука
У РПЦ есть «научное подтверждение» «чудесности» возникновения Благодатного огня в храме Гроба Господня, заявил газете ВЗГЛЯД академик общественной организации «Российская академия естественных наук» Павел Флоренский, который руководит экспертной рабочей группой по научному описанию чудесных знамений при Богословской комиссии Московского Патриархата.
©«Мы послали туда составе одной из делегаций физика Андрея Александровича Волкова, он пронес приборы в храм Гроба Господня и замерял частоты электромагнитного излучения. Он установил, что в момент возгорания огня происходит мощный низкочастотный электроразряд», - сказал Флоренский, внук известного богослова, философа, священника Пала Флоренского.
Так он прокомментировал скандальные заявления одного из представителей Армяно-Григорианской церкви о фальсификации возгорания Благодатного огня в храме Гроба Господня.
«Такой разряд мог быть в результате молнии или электросварки, а ничего этого там в тот момент не было. Так что мы и научным фактом подтвердили необычность, то есть чудесность этого явления», - подчеркнул Флоренский.
В понедельник представитель армянской патриархии Самуил Агоян заявил, что ничего мистического в сошествии Благодатного огня нет. По его версии, огонь зажигают от масляной лампады присутствующие при обряде - патриарх Иерусалимский, представители Коптской и Армянской церквей.
Флоренский напомнил, что сказанное Агояном не отражает позицию Армянской церкви: «Официально никто от имени Армянской апостольской церкви такого, по сути еретического, заявления не делал». Всегда были, есть и будут хулители, заявил Флоренский.
«Однако чудо это происходит столетия, - сказал он. - И все эти века есть сомневающиеся и опровергающие. Ищут у патриархов зажигалку, с которой они якобы сотни лет входят в кувуклию».
Кроме того, Флоренский замечает: «Когда есть великая святыня, вокруг нее неизбежно бывают конфликты. Поэтому Благодатный огонь - это и свидетельство, требование и символ необходимости нашего единства. Огонь возгорается только в руках Иерусалимского православного патриарха, при молитвенном участии представителей Армянской и Коптской церквей, старцев из Лавры Саввы Освященного и так шокирующих нас арабских православных мальчишек, обходящих кувуклию, - шакриатов, бьющих в бубны, пляшущих и выкрикивающих слова молитвы. Только если все вместе. Чудо возгорания огня связано со всем миром. И с нами тоже. Вспомним, что огонь не загорался в 1923 году, когда святейшего патриарха Тихона отстранили от служения».
Напомним, замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе заявил, что высказывания армянского священника Самуила Агояна о схождении Благодатного огня являются нарушением «молитвенного состояния» миллионов православных верующих перед Пасхой.
___
Кураев и Чаплин раскрыли правду о скандале с Благодатным огнем
«Рано или поздно кто-то заснимет происходящее в Кувуклии на видео или иным способом добьётся признаний»
Почти за месяц до православной Пасхи общество вновь втягивают в спор о природе Благодатного огня, что сходит в Великую субботу в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. На этот раз с подачи израильского телевидения ньюсмейкером стал представитель армянской патриархии Самуил Агоян, заявивший журналистам, что никакой мистики в этом событии нет: «патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады». Ситуацию нам прокомментировали Андрей Кураев и Всеволод Чаплин.
©Споры о том, как и откуда появляется Благодатный огонь на Гробе Господнем, длятся веками. А в последнее десятилетие пик активного обсуждения случается как раз за несколько недель до Великой субботы.
И в этом, наверное, тоже нет ничего мистического. Всем хочется знать, зачем в Иерусалим в этот день съезжаются многие тысячи православных. Поскольку, в отличие от большинства церковных таинств и обрядов, чудо Схождения Благодатного Огня - весьма закрытое явление, в момент возникновения огня непосредственно у ложа Христова находится всего один человек, Патриарх Иерусалимский греческой православной церкви - сомнений и споров хватает.
Как человек, неоднократно присутствовавший в Храме в момент Схождения, могу сказать, что даже тем, кто стоит непосредственно у стен Кувуклии, не узреть того, что происходит внутри. Но обряд Схождения выверен веками и во многом связан именно с тем, чтобы опровергнуть все мысли о «человеческом происхождении» огня. Ведь во времена арабского и турецкого владычества от этого зависела сама жизнь православных священников. Именно тогда появилась традиция: Патриарха к Кувуклии сопровождала турецкая стража. Это сейчас она выполняет «декоративную функцию», а прежде стояла у дверей часовни с ятаганами наголо, наблюдая, чтобы внутрь не попал никакой источник огня.
Из века в век переходит и другая традиция: ключи от Кувуклии хранятся в мусульманской семье. Они затворяют дверь гробницы в канун Великой субботы, проверяя, чтобы там не было никаких «зажигательных» предметов. Во всяком случае, так было еще десятилетие назад. И уж точно, как и много веков до этого, перед тем, как Патриарх Иерусалимский зайдет в Кувуклию для молитвы о Схождении Огня, его разоблачают до исподнего на глазах тысяч и тысяч людей и обыскивают, проверяя, чтобы при нем не было ни спичек, ни зажигалок. Насколько тщательно, Бог знает. Но традиция соблюдается неуклонно.
Дальше Патриарх заходит в Кувуклию, которая состоит из двух «помещений»: придела Ангела и самой пещеры Гроба Господня, где находится ложе Христово. Туда его сопровождает представитель армянского Иерусалимского Патриархата. Армянский священник остается в приделе Ангела, к ложу допускается лишь Патриарх Иерусалимский греческой православной церкви.
Видит ли армянский священник, что происходит в другом помещении? Во всяком случае, лишь эти двое имеют представление о том, как появляется огонь... Отсюда и многочисленные версии, споры.
В последние годы много вопросов стало вызывать точное, как по часам, Схождение Огня. Прежде верующие часами молились в ожидании чуда. Сейчас же огонь возгорается минут через двадцать после того, как Патриарх заперся в Кувуклии.
Очередной виток споров вокруг Благодатного огня «МК» прокомментировали представители Русской Православной церкви:
Протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель московского храма Святого Феодора Студита у Никитских ворот: «Очевидно, что имела место некая провокация со стороны израильского телевидения. И в Израиле, и в Европе есть люди, которые хотели бы принизить христианство, подвергая сомнению то, что происходит в Великую субботу в Храме Гробя Господня. Но я и прежде слышал эту версию от людей, которые служили в Иерусалиме. Можно, конечно, всему этому верить или не верить. Однако, мне кажется, для христианских общин, которые имеют к этому отношение, в первую очередь, для Иерусалимского Патриархата, очень важно сказать правду, прямо ответив на вопрос: сходит ли огонь с неба или его зажигают от лампадки.
Я предвижу, что от ответа и на этот раз будут всячески уходить, отделываясь общими формулировками. Но люди, конечно, хотят определенности. Я убежден, что в прежние века огонь, действительно, сходил с неба. Если сейчас это чудо от нас отнято, то это особое Божие предупреждение: милость Божия отступает от мира, который сам отступает от Христа.
Может быть так, что благодатный огонь не сходит к тем, кто встроен в новый мировой порядок, но сходит к простой паломнице, которая молится в Храме Гроба Господня, или даже к людям, которые истово молятся где-нибудь в сельском храме. В этом случае, даже если огонь зажигается от спички, он по вере людей становится подобным благодатному. А те, кто прибегает к уловкам, если это действительно так, от Бога получают своё.
Рано или поздно кто-то заснимет происходящее в Кувуклии на видео или иным способом добьётся признаний. Тайное всегда становится явным, поэтому лучше для Церкви сказать правду. Молчание или туманные слова в таких случаях всегда вызывают лишь большие подозрения. Христос сказал в Евангелии: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет. А что сверх этого, то от лукавого».
Протодиакон Андрей Кураев, богослов: «Израильское телевидение не совсем компетентно в этих вопросах, и поэтому в репортаже перепутало священника, вмешавшегося в беседу, назвав его коптом, хотя это был православный грек. Именно представители этих двух христианских церквей входят в Гроб Господень за Благодатным огнем: Греческого Патриарха Иерусалимского сопровождает представитель армянского Иерусалимского Патриархата. Интервьюируемый армянин как раз и говорит, что он трижды выполнял эту миссию, присутствуя при этой церемонии. И, получается, что один из двух ее свидетелей отрицает самовозгорание свечей.
Надо сказать, что армянские священники не раз говорили о том, что Армянская церковь не настаивает на чуде самовозгорания. С другой стороны, нынешний греческий патриарх Иерусалимский Феофил тоже никогда не говорил, что это чудо. Даже когда его прямо спрашивали об этом, он переводил разговор на другую тему: про свои ощущения, про благодать вообще. Но про самовозгорание он никогда не говорил. И только русские телевизионные комментаторы заходятся в экстазе, повествуя о том, что это именно самовозгорание.
Я бы обратил внимание вот на что: нет ни одной советской атеистической брошюрки с критикой этого православного верования. Хотя, казалось бы, тут есть о чем с точки зрения науки поговорить, советская пропаганда эту тему игнорировала.
Почему? Очевидно, потому, что эта тема отсутствовала в массовом церковном сознании. И в церковной апологетике дореволюционных лет эта тема отсутствовала. Ее упоминания встречаются в записках паломников. Но никогда огонь не презентовался как опора православной веры. И только когда открылся туристический бизнес в Израиле в 90-е годы, вдруг оказалось, что эта самая важная часть православной веры. И это совпадение заставляет задуматься.
В целом же, я скажу: есть чудо крещенской воды. Но никто при этом не говорит, что вода сама конденсируется на стенках пустого бака. Есть чудо литургии. Но хлеб и вино для нее приносим мы, а не ангелы. Освящение воды, зерна, хлеба - это освящение того, что люди принесли. Также и освящение свечей и огня. Творение «Ex nihilo» - «из ничего» произошло лишь в начале времен. Потом и мы и Творец лишь создаем новые сочетания».
Марта Литвинова, Павел Астахов / Юрий Зайнашев, Антон Антонов / Елена Гамаюн
«Новости Израиля» / «РИАН» / «RT» / «ТАСС» / «Взгляд» / «МК», 10-13 марта 2018