Начало Но Яхину, к счастью, переводят не только на татарский. Впереди у писательницы несомненный успех на Западе. В «Зулейхе» есть все, что составляет привычный рацион западного читателя: и «постколониализм», и «гендер». Для поклонников Мишеля Фуко найдется немало примеров на тему власти и подчинения. А случай профессора Лейбе просто словно сошел со страниц «Истории безумия в классическую эпоху».
Благодаря роману немало читателей в мире впервые услышат о существовании такого народа, как татары. Уже за одно это стоит сказать Гузели Яхиной: зур рахмат[10].
Похоже, казанские критики романа придерживаются принципа: о татарах либо хорошо, либо ничего. Но так говорят лишь о покойниках. А татарский народ не только жив, но и полон сил. По крайней мере, такие выводы можно сделать, внимательно прочитав роман Гузели Яхиной.
* * *
[1] Сергеева Н. Гузель Яхина. Зулейха открывает глаза. - Звезда, 2016, № 1; Котюсов А.Семруг - птица счастья. - Дружба народов, 2015, № 10; Беляков С. Советская сказка на фоне ГУЛАГа. - Урал, 2015, № 8 и др.
[2] Артамонов В. Гузель показала личико. - Литературная газета, 2015, № 50 (6536).
[3] Трапезников А. «Свобода от» и «свобода для». - Литературная газета, 2015, № 38 (6526).
[4] Без булдырабыз (татарск. мы можем) - неофициальный девиз Республики Татарстан.
[5] Айсин Р. История одного предательства.
http://poistine.org/istoriya-odnogo-predatelstva#.V5mXeaOLXoQ[6] Хабутдинова М. Если заглянуть в глаза Зулейхе.
http://kalebtatar.ru/article/2813[7] Вахит Имамов о романе «Зулейха открывает глаза»: «У женщины для этого не хватит ума» [читай выше].
[8] При этом ничем не обоснованным выглядит утверждение М. Хабутдиновой в вышеупомянутой статье, что «казанские главы о гинекологе Лейбе представляют собой низкосортную копию соответствующих глав из “Собачьего сердца” М. Булгакова».
[9] Батулла Р.Что увидела Зулейха, когда открыла глаза? - «Казанские ведомости», 2016, № 9, 26 января.
[10] Зур рахмат (татарск.) - большое спасибо.
_______
/ Ренат Беккин © «Сибирские огни», №9, сентябрь 2016
___«Зулейха открывает глаза». Брехливый русофобский сериал это - «подарок», который сделала нам редакция телеканала «Россия -1» на годовщину освобождения Вены от гитлеровских войск в 1945 году. Чем нужно быть, чтобы сделать такое кощунство?
«Зулейха»: русофобская «клюква» для татарского националиста
Критика сериала «Зулейха открывает глаза» / апрель, 2020
На канале «Россия - 1» в преддверье 75-летия со дня Победы СССР в Великой Отечественной Войне редакторы преподнесли зрителю дежурный ушат помоев, выпустив на экраны сериал по книге «верной солженицынки» Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» - пасквилю столь отвратного качества, что его признали «клюквой» даже татарские националисты…
©Сказ про «узников» для «американских подгузников»
Если вкратце, то «Зулейха открывает глаза», это растянутый на 500 страниц пресказ солженицынского «Одного дня Ивана Денисовича». Только Иван Денисович стал 30-летней татарской деревенской женщиной Зулейхой, лагерь ГУЛАГа - посёлком «безвинно сосланных раскулаченных», а «кровавую гэбню» и переделывать не пришлось: при прочтении «Зулейхи» то и дело сквозь строчек лезет неопрятная волосня бороды «совести нации», призывавшей своих американских хозяев сбрасывать атомные бомбы на мирные советские города. В общем, полный набор того, что любит наша «самопровозглашённая российская интеллигенция». Добавьте к этому совершенно ужасный литературный слог, по сравнению с которым «Кортик» Рыбакова это - высший шедевр литературного творчества (нет, книгу «Кортик» я люблю, но, согласитесь, сразу после, скажем Лермонтова или Гиляровского читать её решительно невозможно), вот тут вы и получите улучшенное подобие «книги бестселлера» Гузель Яхиной.
В принципе, это вполне объяснимо: «страдалица за деревенских татар» Гузель Яхина никогда в жизни не нюхала деревенской жизни. Ну правильно, зачем? Родилась она в Казани и по собственному признанию до трёх лет не говорила на русском языке, исключительно на татарском. Учитывая. что родилась она в 1977 году, жители Казани могут понять, что либо юное дарование брешет, как Солженицын (в принципе, почему - «как»?), либо жила в… ну очень национально-ориентированной среде.
Впрочем, это не помешало Гузель Яхиной за счёт «проклятого тоталитарного совка» отучиться в элитной физико-математическом Лицее № 131, где не показав приличных знаний по профилирующим предметам, отправиться далее… нет, не в Казанский университет, а во вполне приличный, но всё же стоявший несколько ниже по ранжиру Казанский государственный педагогический институт. Поступила Яхина на факультет иностранных языков, где тоже, мягко говоря, не блистала. Во всяком случае, получив вожделенный диплом, работать по специальности Яхина оказалась не в состоянии. И, видимо от избытка патриотизма к истории татарского народа, укатила в 1999 году в Москву, где в столице «страны - поработительницы» принялась трудиться на ниве PR, рекламы, маркетинга. То есть стала «текстовичкой по найму».
___Гузель Яхина и её книга. Об брехни которой стошнило даже татарских националистов, которых не заподозришь в симпатиях к Сталину…
Но Яхиной хотелось славы. И она начала писать рассказы. Рассказы получались отвратные, но конъюнктурно-удобные. Впрочем, особо публиковать их никто не спешил. Тем не менее Яхина всё-таки состряпала свой «роман» и понесла его в издательства. Издательства почитали и повертели носом: «солженицынщиной» люди уже объелись до рвоты. Единственное, что смогла сделать Яхина - пропихнуть отрывок из своего «шедевра» в полумёртвый на тот момент журнал «Сибирские огни», доживающий свои дни на электронной площадке «Журнальный зал» и готовый брать всё, что угодно, лишь бы было какое-то наполнение (в 2014 году журнал умер, увы, окончательно, а жаль, в своё время он был очень неплох).
И в общем, казалось бы Бог миловал, но… на пути Яхиной появилась некая Елена Костюкович - владелец международного литературного агентства Elkost.zeta.ru/article/144322 Костюкович - дама пЕстественно, Костюкович жутко понравилась идея издать ещё одну книгу о «несчастных жертвах сталинских репрессий» и она организовала Яхиной «зелёный свет» в издательство. Да не какое-нибудь, а - московское АСТ! Мечта! А заодно и организовала «свиту», необходимую для «продвижения» яхинского опуса. Достаточно сказать, что для издания «Зулейхи» в 2015 году предисловия писала «сама» Людмила Улицкая.
И «либеральная общественность» взахлёб принялась хвалить книгу везде, где только можно. Яхиной дали несколько премий: «Ясная поляна», «Большая книга»… Почёт, слава, цветы, аплодисменты… И тут опус Яхиной прочитали, наконец татары, про которых она якобы и писала. И - началось…
«Автор не знаком с жизнью татар»
В общем, пока книга «Зулейха открывает глаза» существовала где-то далеко от Республики Татарстан, Яхиной удавалось довольно успешно изображать из себя знатока татарского быта, истории и культуры. Но как только книга появилась в Татарстане, Яхиной моментально «прилетела» благодарность от представителей татарского народа.
«… автор не знаком с жизнью татар.» -
- прямо заявила кандидат филологических наук Миляуша Хабетдинова.
Патентованный татарский националист, обласканный руководством Республики Татарстан, лауреат премии им.Тукая Вахит Имамов считает автора романа человеком, продавшим свою нацию.
«… В произведении есть и воровство. Денисов, например, полностью, как Давыдов. Такую ошибку Гузель не сама совершила, это евреи специально так подстроили. Получилось вроде этого: «Гузель, ты не прыгай, случайно не посчитай себя великой писательницей». Якобы ошиблись в одном месте и оставили фамилию Давыдов. Произведение это -полностью фантастика. И события в Сибири, и встреча с волками, медведями. Совсем не знает историю…»
И даже вроде бы доброжелательно настроенный к Яхиной поэт Рузаль Мухаметшин всё равно вынужден признать:
«… к большому сожалению, в произведении нет татарского духа. Автор не понимает и не чувствует ни татарской жизни, ни татарских традиций, ни татарскости как таковой. К сожалению, в произведении есть детали, которые как иглой колют татарского человека…»
Иначе говоря, сами татары (и даже такой ненавистник всего русского и советского, как Вахит Имаамов) честно признают: Яхина написала низкопошибную «клюкву», которая может нравиться только тем, кто татар не знает, традиций татарского народа не уважает.
Собственно, vox populi - vox Dei и достаточно ярким выражением vox populi стало то, что Яхину на «малой родине» лихо «прокатили» с вручением ей премии имени Габдуллы Тукая. Не заслужила потому что.
Но вот в том-то и дело, что «заказчикам» Яхиной на татарский народ и его страдания - плевать с высокой колокольни в глубокий колодец. Их задача - обгадить русский народ. Обгадить Советский Союз, обгадить, не заботясь о правдоподобности.
Впрочем, Яхина этого и не скрывает: её лейтмотив - ненависть к Сталину.
«…Мне всегда грустно слышать новости про памятники, кафе и мемориальные доски, которые открывают в честь Сталина. И, по-моему, это все о том же: травма не проработана….»
И плевать, что для удовлетворения своей ненависти, Яхина не гнушается вытиранием ног о память своего народа. Впрочем, в её критике со стороны татарских националистов есть и забавный момент. Например, Вахит Имамов ищет «врагов», которые использовали Яхину. Получается крайне интересно:
«… Такую ошибку Гузель не сама совершила, это евреи специально так подстроили. …»
Как говорится, «а нету ли здесь антисемитизьму?»
Между тем в России «зулейхиада» разворачивается по всем законам жанра. В 2019 году кинокомпания, непонятно с какого похмелья названная «Русское» принялась снимать по «Зулейхе» сериал. Что такое кинокомпания «Русское» (которую после съёмок «Зулейхи» впору переименовывать в «Русофобское»)? Вы что! Это же - властитель дум, кинокомпания, снявшая такие «шедевры», как «Полцарства за любовь», «Возраст любви», «Любовь по ошибке», «Любовь не по правилам», «Поддельная любовь» и прочие шедевры о беспощадной любви! А вот теперь - к 9 мая - и «Зулейху».
___Слева - как выглядели советские воины на самом деле. Справа - образ, который нам навязывает телекомпания «Россия-1». Смотри - не перепутай.
В день рождения «Скифа» и освобождения Вены
От написания сценария Гузель Яхину технично отодвинули. Ибо - нечего тут лезть со своим сценарным факультетом «Московской школы кино», когда профессионалы работают, про любовь снимают. Мавр сделал своё дело? Пшёл в Мавританию!
Петь поставили Дину Гарипову, которой, похоже наплевать, что петь: хоть советский вариант «Прощания славянки», хоть песенку для русофобского сериала. Деньги платят, чё. Прав был Александр Колчак по поводу артистов, проституток и кучеров…
А в главной роли «нарисовалась» Чулпан Хаматова. Ну да, та самая, которая пресмыкалась перед Горбачёвым и которая
«…например Великую Отечественную войну, я не могу ей гордиться. Для меня это боль, кровь и страдание не только русского народа, но и немецкого…»
О том, какого х… художника делали представители «несчастного немецкого народа» на территории СССР гражданке Хаматовой, похоже, плевать с той же самой высокой колокольни, что и заказчикам Яхиной - на татарский народ. Главное - «лизнуть». Покаяться. Вот только заплатить гражданка Хаматова не торопится, но #этодругое. Это мы с вами должны, а оне - «интеллигенция» - за нас покаялись и - всё. Не трогайте, они - нежные создания.
Вообще, интересно, кто приурочил выход «Зулейхи» к 27-летию со дня создания мобильного отряда особого назначения «Скиф», имевшего место в 1993 году? Какой мерзавец приурочил день выпуска очередной порции антироссийской грязи на экраны в День взятия Вены, освобождённой в 1945 году от гитлеровских войск в 1945-м?
Впрочем, это вопросы риторические. Продюсером «Зулейхи» выступил не хвост собачий - сам Антон Андреевич Златопольский, генеральный директор телеканала «Россия-1», Первый заместитель генерального директора холдинга ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания», кавалер орденов «За заслуги перед отечеством» IV степени, «Орден Дружбы», «Орден Почёта»…
А потом кто-то удивляется. что у нас люди от телевидения в Интернет уходят. В Интернете - тоже помойка, но блогерам хоть ордена за предательство своего народа и переписывание истории на пузо не вешают. Пока что.
Но Златопольский и его свора - не единственные, кто готов «облизывать» русофобскую «клюкву». Ему радостно вторит руководство Республики Татарстан. Именно с их разрешения и поддержки в г. Лаишево на берегу Камы был построен «исторический городок» из 17 зданий, в котором и проходили съёмки яхинско-златопольской «клюквы». Руководство Татарстана за это не стыдно. Более того, оно намерено сделать строения «исторической деревни» ни много ни мало - туристическим объектом. После уничтожения исторического центра Казани, после откровенно похабного отношения к храмам XIX века туристический центр в виде декораций русофобского «клюквенного» сериала, это, согласитесь - «по нашему, свято 90-му». По либерально-ельцински!
В общем и целом можно подвести итоги: на государственные деньги был снят очередной антигосударственный пасквиль. Причём снят по настолько низкопошибной книге, что от неё стошнило всех, кто сколько-нибудь понимает и в литературе, и в истории и в уважении к народным традициям.
Почему? Да потому что так называемая «творческая интеллигенция» сегодня представляет собой насмерть закрытую тусовку, которая принимает в свои ряды исключительно носителей узко-определённого тренда. А если верить Вахиту Имамову - и… Нет, давайте ему лучше не верить, а то обвинят с антисемитизме. В общем, тусовка эта «работает» не на удовлетворение духовных потребностей народа России, а на самовоспроизводство. И прервать этот кошмарный цикл способно только государство. И - только теми самыми «репрессиями творческой интеллигенции», после которых кинематограф начинает снимать фильмы, десятилетиями остающимися классикой, на эстраде появляются исполнители, которых с удовольстием слушают отцы, дети и внуки, а особы вроде Гузель Яхиной отправляются туда, где им и место. Вместе со своими «солженутыми» произведениями.
_______
/ Дмитрий Ромашов © «News Front», 14 апреля 2020
___
Альбир Крганов выразил недоумение в связи с прозвучавшими в сериале «Зулейха открывает глаза» именами муфтиев в качестве политзаключенных
/ апрель, 2020
Член Общественной палаты РФ, муфтий духовного собрания мусульман России Альбир Крганов направил письма руководителю федерального агентства по делам национальностей Игорю Баринову и генеральному директору ВГТРК «Россия» Олегу Добродееву, в которых сообщил о своем недовольстве некоторыми сценами недавно вышедшего сериала «Зулейха открывает глаза».
© ___
«Я получил массу негативных сообщений и отзывов по содержанию сериала, в котором озвучиваются фамилии и имена уважаемых и известных муфтиев современной России в качестве политзаключенных, а также по откровенной интимной встрече в мечети», - говорится в письме.
Речь идет об эпизоде, где сотрудники НКВД делают перекличку ссыльных, и там звучат не только имена известных татарских богословов прошлого, таких как Шигабутдин Марджани, муфтиев Габдессаляма Габдрахимова, Мухамедьяра Султанова, председателя ДУМ Санкт-Петербурга Жафяра Пончаева, но и ныне здравствующих лидеров российской уммы - председателя ДУМ РФ Равиля Гайнутдина и верховного муфтия России Талгата Таджуддина. Кроме того, в сериале показаны интимные кадры совокупления, которое происходит в стенах мечети.
Все это, по мнению Крганова, является оскорблением чувств верующих. Глава ДСМР просит разобраться с этим, поставить вопрос на заседании Общественной палаты и требует разъяснений у создателей фильма.
_______
/ © «Бизнес Online», 17 апреля 2020
___«На сериале «Зулейха открывает глаза», как прежде и в одноименной книге, положенной в основу кинокартины, из татар не оттоптался разве что ленивый»
Рустам Батыр: «Зулейха» закрывает муфтиев в тюремные застенки»
/ апрель, 2020
В списках заключенных оказались Равиль Гайнутдин, Талгат Таджуддин и даже Шихабутдин Марджани, а также Рашид Сюняев. Что это? Провокация?
©Кажется, что ничто не могло перебить в информационной повестке дня тему пандемии коронавируса. Но на неделе как минимум в Татарстане это удалось стартовавшему на телеканале «Россия-1» сериалу «Зулейха открывает глаза». Фильму по одноименному нашумевшему роману Гузель Яхиной достается из разных лагерей. Но автор «БИЗНЕС Online», известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр, обращает внимание на то, как создатели были пойманы на непрофессионализме и откровенной халтуре.
Помимо искажения исторической правды и манкуртской идеологии…
На сериале «Зулейха открывает глаза», как прежде и в одноименной книге, положенной в основу кинокартины, из татар не оттоптался разве что ленивый. Трудно найти другую такую же историю, которая в татарской среде вызвала бы столь же бурный шквал негативных эмоций. Помимо искажения исторической правды и манкуртской идеологии, к сериалу высказываются и претензии по части исламской составляющей. Мусульман особенно возмутили две вещи: интимная сцена внутри мечети и неожиданное упоминание среди заключенных ныне действующих, а также давно почивших исламских деятелей России. Так, в данном списке оказались Шихабутдин Марджани, Равиль Гайнутдин, Талгат Таджуддин, Жафяр Пончаев, Умар Идрисов и другие известные личности. Мусульмане в недоумении гадают, что все это значит: перед нами просто провокация в отношении крупных деятелей татарского народа или тонкий намек, что всем им место в тюремных застенках?
С первым скандалом разобрались достаточно быстро. Как оказалась, постельная сцена появилась на экране в привязке к недействующей мечети села Мачкара Кукморского района. Муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин на своей
официальной страничке в «Инстаграме» успокоил общественность, отметив, что имам-мухтасиб района до и во время съемок держал под пристальным контролем использование здания бывшей мечети, а все дни съемок в ней дежурил имам-хатыб деревни, который следил за тем, чтобы внутри не случилось ничего богохульного. «Неприличная же сцена, призванная нам напомнить о чудовищной политике воинствующего безбожия в недавней истории нашей страны, - добавил глава ДУМ РТ, - была сделана в съемочном павильоне и затем добавлена в картину с помощью монтажа».
А вот со списком заключенных вопросы остались.
___
«Это вообще к чему?!»
Вкратце напомню фактуру дела. Согласно сценарию, в середине февраля 1930 года ЦИК и СНК ТАССР приняли постановление о ликвидации в Татарии кулачества как класса. «Уже через неделю на оперативном совещании в ЦИКе выяснилось, - повествует закадровый голос, - что темпы раскулачивания и коллективизации в республике ужасающе низкие. И как-то само собой, без ведома партийных руководителей, высших чинов ГПУ получилось так, что всех не особо нужных следствию и неугодных властям людей быстро перевели в кулаки». В списках раскулаченных оказалась и главная героиня Валиева Зулейха, которую вместе с другими по каторжному маршруту принудительно отправляют в Сибирь. Во второй серии картины нам показывают сцену с отправкой эшелона. В ней перед посадкой во время переклички звучат такие имена: Талгат Таджуддин, Салим-Гирей Тевкелев, Габдессалям Габдрахимов, Равиль Гайнутдин, Умар Идрисов, Шихабутдин Марджани, Жафяр Пончаев, Султанов Мухамедьяр, Мирсаид Султан-Галиев (последовательность сохранена).
Как видим, среди репрессированных упоминаются современные муфтии России (из которых двое действующие, один бывший и один уже покойный), три муфтия ОМДС, правление которых пришлось преимущественно на XIX век, и один большевик времен революции и начала советской власти.
___
Именно сцена с перекличкой и вызвала всеобщее непонимание. «Что-то всех наших муфтиев в очень спорном произведении упомянули как политзаключенных… Это вообще к чему?!» -
задается вопросом экс-депутат Госдумы, а ныне президент европейского мусульманского форума Абдул-Вахед Ниязов. «Это не стеб, а вызов всему мусульманскому сообществу, всему татарскому народу. Сначала оскорбляют пространство известной мечети, потом - имена духовных деятелей. Что дальше?» - в том же духе спрашивает казанский литературовед Милеуша Хабутдинова.
В фильме также несколько раз мелькают имена заключенных, набираемые машинистками на печатной машинке. Помимо уже названных религиозных деятелей в них фигурирует следующие: Габдрахман Расулев, Зайнулла Расулев, Габдулвахид Сулейманов, Мухамедьяр Султанов (последовательность сохранена), т. е. еще три муфтия ОМДС и один крупнейший исламский религиозный деятель в истории России. В тех же списках оказались и светские ученые-татары: Сюняев Рашид, Юсупов Рафаэль. Возможно, сюда же можно отнести и Халикова Альфреда.
Совершенно очевидно, что перечень имен, которых, к слову, нет в исходной книге, невозможно списать на совпадение. Но что все это значит?
Зулейха открывает глаза. 2 серия (2020) Драма, экранизация @ Россия 1 / На видео с 18:23
Click to view
___
Налицо абсолютный смысловой коллапс
Если перед нами была бы картина, авторы которой скрупулезно относятся к историческим деталям, то мы могли бы предположить, что в этих именах заключен некий художественный прием, призванный транслировать определенный смысловой месседж. Ну, например, современные деятели ислама в списках заключенных могли показывать, кого бы коснулись репрессии, случись они в наши времена. Правда, возникает множество вопросов о критериях отбора. Например, почему федеральные муфтии здесь чередуются с региональными, причем среди первых названы не все? Почему среди ныне здравствующих есть один уже покойный, а среди действующих муфтиев - один, уже оставивший пост?
Великие предшественники прошлого, наверное, могли бы символизировать то, что сталинские репрессии оставили шрам на теле всей многовековой традиции отечественного ислама. Но и здесь возникают вопросы по части критериев составления списка, ведь из упомянутых муфтиев ОМДС далеко не все блеснули ярким следом в истории российского мусульманства, при этом «за бортом» осталось огромное множество действительно выдающихся исламских религиозных деятелей нашей страны.
Однако гадать здесь незачем. Полный сумбур в перечисленных именах слишком очевиден и потому решительно обнажает перед нами факт того, что люди, которые составляли эти списки, совершенно не ориентируются в российских реалиях ислама. Налицо абсолютный смысловой коллапс.
Не ориентируются они и в татарских реалиях. Так, в ходе двух перекличек было дважды названо имя Альфия, встречается оно и в списках, набираемых машинистками. Возникает ощущение, что это одно из самых ходовых имен среди взрослого населения того времени, что совершенно абсурдно, ибо в 30-е годы оно еще не получило хождения среди татар. Не ориентируются создатели картины и в исторической фактуре. Так, Мирсаид Султан-Галиев был современником показанных в фильме событий, но в 1930 году он никак не мог оказаться на перроне казанского вокзала, так как в то время уже находился в сталинских застенках в ожидании приговора.
В этот сюрреалистический маразм сложно поверить, но так все и было на самом деле
Все это напоминает ситуацию, как если бы инопланетяне снимали фильм про репрессированных в 1930-е годы и вставили бы в него первые попавшиеся имена из русской истории, которые смогли нагуглить на просторах интернета: Мишустин, Ломоносов, Иван Грозный, Навальный, Ленин, Александр I, Пушкин, Владимир Красно Солнышко. Для инопланетян подобные наборы звуков просто нечитаемая и не несущая никакого смысла абракадабра, как и для создателей фильма - имена выдающихся татарских и мусульманских деятелей.
В этот сюрреалистический маразм сложно поверить, но так все и было на самом деле. Создатели нашумевшей кинокартины повели себя ровно так, как повели бы себя инопланетяне по отношению к чужим и совершенно непонятным им реалиям. Так, после разгоревшегося скандала с именами муфтиев генеральный продюсер кинокомпании «Русское», снявшей сериал, Ирина Смирнова сообщила, что все совпадения случайны, а художники по реквизиту (!) просто искали в интернете наиболее распространенные татарские имена. После таких признаний в откровенном непрофессионализме и халтурном отношении к делу в прежние времена приличные люди непременно бы застрелились, не вынеся позора, ну а в нашу эпоху вполне вероятно, что подобное саморазоблачение увенчается ТЭФИ или «Золотым орлом».
И это мы разобрали только маленький кусочек той исторической белиберды, которая обрушилась на нас с федерального телеканала. Если вымышленная Зулейха и открыла в своей жизни глаза, то создатели сериала предпочли этого не делать. Они состряпали фильм совершенно вслепую.
_______
/ Рустам Батыр © «Бизнес Online», 18 апреля 2020
Окончание