Ещё по теме
киномифов Нонна Голикова, родственница Любови Орловой: - Сериал - ложь! Мне звонит вся страна в ярости!
Внучатая племянница Любови Орловой о сериале: «Это искажение биографии великой актрисы!»
Режиссер сериала «Орлова и Александров» Виталий Москаленко ответил на претензии родственницы Любови Орловой в прямом эфире Радио «Комсомольская правда».
© Посмотрев многосерийный фильм «Орлова и Александров» вместе с Нонной Голиковой, «КП», радио и газета, обратилась к режиссёру, а также сценаристам сериала Татьяне и Владимиру Сотникову с рядом вопросов.
Сериал о жизни и отношениях Любови Орловой и Григория Александрова (Первый) подходит к концу. Многие остались в восторге от атмосферы романтики, энтузиазма труда и витальном духе советского времени, воссозданных в картине. Но есть и другая точка зрения. Внучка старшей сестры Любови Орловой Нонны - Нонна Голикова - до сих пор не может понять, о ком снят этот сериал и на чем основана его историческая канва. За этим вопросом мы обратились к сценаристам ленты Владимиру и Татьяне Сотниковым («Ермоловы», «Вангелия», «Личные обстоятельства», «Гадание при свечах»).
Из интервью с режиссёром сериала «Орлова и Александров»
Click to view
ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ
Голикова: «Создатели картины не обращались ни ко мне, ни к серьезной книге Александра Хорта (в серии ЖЗЛ) об Орловой при подготовке проекта, поэтому результат очень приблизительно соответствует ее биографии. Тогда и надо было назвать героев вымышленными именами! «Иванова и Петров», к примеру. Историко-биографические художественные произведения обязаны соблюдать верность документу. В контексте нашего времени, когда всем миром переписывается история России, такое искажение биографии великой русской актрисы довольно дурно пахнет».
Сотниковы: «Документов, связанных с 20-60-ми годами прошлого века, существует множество. Есть киноматериал, есть документальные фильмы, фотографии, архивы. Мы прочитали практически все, что было опубликовано об этой паре. Трудность была в другом: Орлова и Александров при всей своей популярности были крайне закрытыми людьми. Они жили не напоказ, поэтому вокруг них существует целый сонм легенд, фантазий и сплетен. Выяснить, что из этого правда, а что анекдот, почти не представлялось возможным. Все свидетельства отличаются друг от друга абсолютно - разная оценка, разные события, разные взгляды. Поэтому мы старались кропотливо собирать все воспоминания, и уже из них выкристаллизовывались образы героев».
Нонна Голикова
ОБ ОТНОШЕНИЯХ ОРЛОВОЙ И СТАЛИНА
Голикова: «Орлова видела Сталина один раз. Это было празднование 15-летия советского кино. Да, она была любимой актрисой вождя, Григорий Васильевич говорил мне, что Сталин на даче любил смотреть «Волгу-Волгу». Она знала это и именно по этой причине не ходила на кремлевские приемы, - боялась. А в сериале их «отношения» растянуты на несколько серий. Кстати, Владимир Немирович-Данченко тоже не был в нее влюблен, как это показано в сериале. За Любовью Петровной ухаживал его сын».
Сотниковы: «Он испытывал к Орловой интерес, это факт. И Александрову об этом говорили. Другое дело, что было между ними - неизвестно. Ясно, что рассказы про «первую леди», которой якобы являлась Орлова, про машины и бриллианты от Сталина - бред. Исходя из того, что мы понимаем о них обоих, мы могли домысливать. Орлова была человеком закрытым и избегала разговоров о политике, потому что понимала: из троих, присутствующих при таком разговоре, двое - стукачи. Она воспринимала Сталина как исчадие ада. Мы ставили перед собой задачу показать вождя, который хотел, чтобы Орлова его полюбила. Он хотел добиться этого».
Режиссер Виталий Москаленко
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ПЕРВЫМ МУЖЕМ
Голикова: «В фильме Андрей Берзин вызывает отвращение у Орловой. Это неправда. Он был очень красив. Вся семья обожала его. Он взял на попечение ее родителей и племянницу, - мою маму. Зачем же его так оболгали? После тюрьмы, когда Берзин ехал к себе обратно в Прибалтику, он заходил к нам, мне было семь лет. И даже тогда, будучи больным раком, он был статен и красив. Разве станет женщина практически рисковать ради него жизнью - просить о нем Сталина. Это как раз правда, но она перечеркивает всю трактовку образа Берзина в сериале».
Сотниковы: «Считалось, что брак был по расчету. Якобы Орлова не испытывала к нему любви, но была в нищете, боялась за будущее, устала продавать молоко. А недавно я услышала идею о том, что это был единственный мужчина, которого она любила. На чем это основано? Где правда? Неизвестно».
Сценаристы Владимир и Татьяна Сотниковы
О ПЕРВОЙ ВСТРЕЧЕ
Голикова: «В фильме Леонид Утесов советует Григорию Александрову посмотреть спектакль «Перикола», где играет Любовь Орлова. На самом деле эту рекомендацию дал театральный художник Петр Вильямс. Да и первая их встреча прошла при других обстоятельствах. Мне рассказывал об этом Григорий Васильевич. Читайте об этом в моей книге «Любовь Орлова» в серии ЖЗЛ».
Сотниковы: «Есть версия, по которой художники «Кукрыниксы» сделали предложение режиссеру. Есть версия, по которой Александров сам пришел на тот спектакль, услышав про Орлову. По другой версии, сама Любовь Петровна попросила подругу пригласить ее и Александрова в гости, чтобы познакомиться с ним. Кто-то говорит, что они встретились на вечере оперного певца Леонида Собинова. Вариантов масса! Какой из них правда, кто подтвердит? Мы сделали некий микс некоторых из этих версий».
Кадр из фильма
О ПРАВЕ НА ВЫМЫСЕЛ
Голикова: «Фантазия допустима, но в минимальных дозах и при строгом следовании документам. Вымысел должен быть на прочном фундаменте исторических событий. Что такое историко-биографическая пьеса я знаю, за пьесу о Сергее Есенине я выдвигалась на Государственную премию России. Там я допускала фантазию, но лишь в деталях. И комиссия по наследию Сергея Есенина не нашла в этом противоречий. Есть в «Орловой и Александрове» такой момент: она везет молоко в бидонах, и на нее нападают. Как мы знаем, это было опасное время. Я не слышала от моей бабушки, что подобные инциденты были, но это допустимо. Это художественный вымысел, но не искажение».
Сотниковы: «Всем, кто с уверенностью заявляет, что, например, Орлова не была такой или этакой, отвечаем: мы прочли о ней все! Ничего случайного в нашем сценарии нет. Трактовок одного и того же события могут быть десятки. Есть события, о которых объективно известно. И их, естественно, искажать нельзя. Но при этом остается много неизвестного: например, нет единого мнения о том, как познакомились Орлова и Александров. Когда достоверных сведений не было, мы домысливали так, чтобы это не искажало образ и было в духе поведения героев. Так, чтобы не порочить образ актрисы, мы отмели версию со срежиссированной встречей у подруги. Ибо такой сюжет порочит актрису, это очевидно. Мол, напросилась на знакомство, соблазнила, чтобы получить роль. Мы от таких трактовок уходим. И не потому, что бежим от правды. Просто потому, что это неизвестно доподлинно.
___Многие остались в восторге от атмосферы романтики, энтузиазма труда и витальном духе советского времени, воссозданных в картине. Фото: кадр из фильма.
ОБ АКТЕРСКОМ КАСТИНГЕ
Голикова: Понимаю, что это художественная картина и внешнее сходство не так обязательно. Но не в этом случае - ведь сериал снят об актерах, которых все и всегда видят на экранах, поэтому о внешнем сходстве нельзя было забывать. Мою прабабушку, невысокую блондинку, мать Любовь Петровны, играет высокая шатенка Людмила Чурсина. И это исключение: во-первых, ее лицо не было так известно, во-вторых, суть изображаемого характера близка к правде. То есть внешнее различие актера и героя не вызывает протеста. В остальных случаях - обман и невежество. Конечно, актеры стали заложниками ситуации - русское дворянство сейчас никто не сыграет. Артисты пришли ко мне поговорить о своих героях почему-то уже после того, как фильм был целиком отснят. Как мне рассказала актриса, до этого их консультировал г-н Добровинский.
Сотниковы: Все отклики важны. Но какие-то замечания мы не относим на свой счет - в тех случаях, когда сценарий менялся режиссером (кроме Сотниковых в работе над сценарием «Орловой и Александрова» принимали участие Виталий Москаленко и Анна Берсенева). Вообще же - мы знаем, что написали этот сценарий не левой ногой. Только жаль, когда видим среди негативных высказываний что-то необъяснимое. Мол, Раневскую играет Рутберг, ужас! А кто ее должен сыграть? Это же вообще-то неподъемный образ, невыполнимая задача. Актриса боялась браться за эту роль, понимая масштаб личности. Но надо работать, и она приняла этот вызов. Мы относимся к критике спокойно. А вот актеры, люди с более подвижной психикой, воспринимают это очень близко к сердцу.
Егор Арефьев
КП, 24 марта 2015