Ещё из
мифологии Средневековья Закон Мейера и его нарушитель
Составитель курса Сергей Иванов о порочных императрицах, корыстных филологах и о том, кто, как и зачем пытается изменить прошлое / Курс № 2 Исторические подделки и подлинники
Как уникальный ритмический «почерк» византийского историка помог опознать его спустя тысячелетие после смерти.
©Ещё в
курсе №2
Иллюстрация ко второму изданию «Византийской истории» Прокопия Кесарийского. Венеция, 1729 год
Несколько столетий историки отказывались верить, что произведение «Тайная история», описывающее изнанку византийского двора при Юстиниане, написал Прокопий Кесарийский - слишком скандальным было сочинение для придворного историка VI века. Правильно атрибутировать книгу помог так называемый закон Мейера.
В 1886 году филолог П. Эдмонд Буви (P. Edmond Bouvy) вывел правило, которое считал верным для византийской ритмической прозы (а фактически вся византийская проза с IV века н. э. - художественная, историческая, ораторская, - была ритмической). По этому закону каждая фраза должна была заканчиваться дактилем, то есть после последнего ударного слога должно следовать еще два безударных: ἄνθρωπος (anthrôpos) или ἀνεχώρησαν (anechôrêsan).
Однако немецкий ученый Вильгельм Мейер не был удовлетворен этим правилом, так как не смог найти ни одного автора, который бы следовал ему регулярно. В 1891 году он предложил свой вариант, известный с тех пор как закон Мейера. Формулируется он так:
«Слоги, которые непосредственно предшествуют смысловой паузе, должны иметь определенную акцентуацию; при этом учитывается не долгота и краткость слогов, а только ударение; а именно, перед последним ударным слогом перед паузой должны стоять по крайней мере два безударных слога, напр. ἁπάντων ἀνθρώπων (hapantôn anthrôpôn, _ /_ _ /_); после последнего ударения может стоять что угодно, напр. διαλέγονται ἄνθρωποι (dialegontai anthrôpoi, _ _ /_ _ /_ _)».
Иными словами, между последним и предпоследним ударениями во фразе должны быть как минимум два слога, а есть ли дактиль в конце, неважно.
Византинист Поль Маас вскоре уточнил закон Мейера: оказалось, что безударных слогов между двумя последними ударениями обязательно должно быть четное число: два, четыре, шесть и так далее. Только в таком случае византийцы соглашались признавать прозу ритмичной (а закон Мейера - это закон исключительно поэтики византийской литературы, а не греческого языка того периода).
Затем из закона нашлось выдающееся исключение. Выяснилось, что в прозе Прокопия Кесарийского меньше 70 процентов его клаузул (концов фраз) подходят под закон Мейера. Наиболее вероятное объяснение этого факта - сознательное желание Прокопия следовать классическим древнегреческим авторам, например Геродоту и Фукидиду. В классическом древнегреческом, в отличие от византийского, слоги отличались по длине, а ударение было музыкальным, с повышением и понижением тона, а не силовым; не исключено, что Прокопий ориентировался на это, к его времени уже архаичное, произношение.
Благодаря этой ритмической особенности стало возможным доказать, что скандальную «Тайную историю» написал тоже Прокопий: хотя эта книга совершенно не похожа на другие его труды стилистически, процент клаузул, в которых соблюдается закон Мейера, в ней тот же.
Императрица Феодора в Колизее, худ. Jean-Joseph Benjamin-Constant (1845-1902)
«Тайная история» Прокопия Кесарийского
Как придворный историк написал скандальный памфлет на Юстиниана и его жену Феодору и как филологам пришлось отстаивать его подлинность перед поклонниками императора.По теме:
Грешная святая императрица Феодора «Тайная история» Прокопия Кесарийского
Click to view
![](http://cdn-s-static.arzamas.academy/storage/author/5/small_photo-a4ec21f1-a1c8-4b71-b53e-44b1c938c3f7.jpg)
Конспект «Тайной истории» Прокопия Кесарийского и краткое содержание первого эпизода из курса Сергея Иванова «Исторические подделки и подлинники».
Лектор Сергей Иванов - доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики и СПбГУ.
Блистательный период правления константинопольского императора Юстиниана привлекал внимание историков и в Средневековье, и в эпоху Возрождения, и в Новое время. Естественным источником сведений времени Юстиниана стали сочинения Прокопия Кесарийского - придворного историка императора, написавшего труды его о войнах и о его постройках.
Поэтому сенсацией стала публикация в 1623 году произведения, атрибутированного Прокопию и названного «Тайной историей». Это был злобный и скандальный памфлет на императора Юстиниана, его жену Феодору и весь правящий класс Византийской империи. Его автор утверждает, что, работая над официальными трудами, был вынужден скрывать правду, опасаясь за собственную жизнь.
- «На нас обрушивается целый вал не только разоблачений, но и самых фантастических сплетен, самых невероятных домыслов, самых фантастических обвинений. Считалось, что Прокопий Кесарийский, являясь антично образованным человеком, стилизуя свои официальные труды под сочинения Фукидида, являясь, ну, скептиком в своем мировоззрении, разумеется, ни в коем случае не мог бы показывать таких невероятных диких суеверий, которыми наполнен этот текст».
Сергей Иванов
Суеверия касались Юстиниана: Прокопий пересказывает свидетельства очевидцев, согласно которым вместо императора на троне видели дьявольское привидение. Сплетни были про императрицу: Феодора обвинялась в разврате.
- «Немедленно после выхода в свет «Тайной истории» в 1623 году разразился скандал. Дело в том, что император Юстиниан был в натянутых и просто враждебных отношениях с папским престолом. Он унижал нескольких римских пап. <...> И поэтому многие исследователи, которые тогда, в XVII веке, находились во враждебном отношении с папством во Франции, в Германии, в Англии, немедленно объявили, что, разумеется, это фальшивка, которая призвана очернить императора Юстиниана и вообще всю политику, которая строилась на Юстиниановом кодексе».
Сергей Иванов
Сторонники версии о фальшивке указывали на значительную идейную и мировоззренческую разницу между «Тайной историей» и основным корпусом текстов Прокопия; на отсутствие цитат из памфлета в более поздних византийских сочинениях. Спор длился 250 лет до тех пор, пока филологи, используя так называемый закон Мейера, не доказали подлинность памфлета и авторство Прокопия Кесарийского.
- «К концу XIX века консолидированное мнение ученых подтвердило подлинность «Тайной истории» и заставило взглянуть иначе на ранневизантийского писателя. Оказалось, что частью своих сочинений Прокопий является еще продолжателем античной традиции, а другой частью, если угодно, позволяет себе быть средневековым. Значит, переход от античности к Византии иногда происходил внутри творчества одного и того же автора».
Сергей Иванов
Споры вокруг «Тайной истории» учат, что нельзя судить о подлинности или поддельности того или иного источника на основании довода «Кому выгодно?»
Подготовила Юлия Богатко, лекция: Сергей Иванов
«Arzamas», 29 января - 17 сентября 2015