В своё время, я уже начинал писать на эту тему, но в журнале разместил только 1-ю часть заметки об аристократической семье Роганов/Роанов (которую потом удалил). Настало время возобновить её, правда теперь я начну излагать всё по порядку. Порядок же требует, что бы я начал с описания аристократии и нобилитета Св. Римской Империи. Поскольку же, Св.РИ для современного человека "зверь" загадочный и малоизвестный, то помимо основной темы я буду касаться также вопросов государственного устройства Империи, истории имперских сословий, системы управления и финансов, внутриимперских и внешнеполитических конфликтов и т.д. и т.п.. Ну, что же, приступим...
Sacrum Romanum Imperium. Священная Римская Империя.
Краткое описание Св.РИ надо начать с того, что в основе её гос.устройства не было единого нормативного акта (конституции), как у современных европейских стран, а как у одной островной монархии существовала некая "совокупность законов, прецедентов и конституционных обычаев", выполнявшая её функции. Среди базовых нормативных актов, на основании которых управлялась Империя, наиболее важными были следующие:
- Избирательные капитуляции императоров, гарантировавшие права и свободы имперских сословий;
- "Золотая булла" - документ, определяющий порядок избрания императора и учредивший коллегию электоров (курфюстов - князей-выборщиков императора);
- Имперская реформа - Reichsreform - принята на Вормском рейхстаге 1495 года, и вкл. следующие нововведения:
- установление "Вечного земского мира" (запрет на исп. военной силы для разрешения противоречий внутри империи);
- учреждение Высшего имперского суда (Reichskammergericht) в качестве верховной судебной инстанции империи;
- организация имперских округов (Reichskreise), империя была разделена на шесть (с 1512 года - десять) округов;
- учреждение Имперского управления (Reichsregiment) - высшего исполнительного органа власти империи (ликвидирован в 1531 г.).
- Имперский матрикул 1521 года (или Вормсский матрикул), (матрикул (от лат. matricula - список) в Св.РИ - периодически утв. рейхстагом перечень
субъектов империи, также распределявший между ними обязанности по выставлению воинских контингентов в имперскую армию и уплате общеимперских налогов);
- "С.С.С" - Constitutio Criminalis Carolina - уголовно-судебный кодекс Империи (принят в 1532 г., опубликован в 1533 г.);
Отдельно следует сказать и о "религиозном вопросе" в Св. Римской Империи.
В 1545 г. в городе Тренто (Tridentum) в южном Тироле (сейчас - Италия, ранее - церковное княжество и одно из владений Габсбургов) прошёл Вселенский собор, названный впоследствии Тридентским (лат. Concilium Tridentinum). Фактически именно на нём была сформулирована религиозная доктрина католицизма. Был подтверждён Никейский Символ веры, утверждён окончательно латинский текст Св. Писания (т.н. Вульгата - от лат. Vulgata versio - общепринятая версия), принят Тридентский катехизис, а также утверждены церковные догматы, касающиеся таких основополагающих вопросов христианского учения как церковные Таинства, Божественная Благодать, первородный грех, учение о Чистилище, поклонение святым и монашеское служение. Собор продолжался до 1563 г. (т.е. 18 лет). Всего на нём было принято 16 догматических постановлений, подтверждённых буллой "Benedictus Deus".
Видение Папе Павлу III Concilium Tridentinum. Себастьяно Риччи (1687-1688), Пьяченца, городской музей.
В 1555 году на рейхстаге в Аугсбурге был заключён Аугсбургский религиозный мир, ставший впоследствии одним из основных ("конституционных") законов Империи, установивший общие принципы взаимоотношений сословий различных конфессий и гарантировавший свободу вероисповедания по принципу "Cujus regio, ejus religio" ("чья власть, того и вера"). (Считается, что именно заключение Аугсбургского мира заставило уйти на покой Карла V.)
Т.о., во второй половине XVI - начале XVII вв. происходит догматическое и организационное оформление и обособление трёх христианских конфессий внутри Св.РИ - католицизма, евангелизма и реформизма, и связанная с этим "конфессионализация" всех аспектов социальной и политической жизни (в послед. историографии этот период получил название "Конфессиональная эпоха" - Konfessionelles Zeitalter).
Постепенно в Империи формируются 2-а военно-политических блока:
- в 1608 г. образуется Евангелическая уния;
- в 1609 г. - Католическая Лига.
Так же расширялось территориальное и политическое влияние радикального кальвинизма (Курпфальц, Нидерланды, Гессен-Кассель, Ангальт, Швейцарский союз и др.), враждебно встреченного как евангелистами, так и католиками.
Всё это привело к череде затяжных вооружённых конфликтов, объединённых впоследствии под именем "30-летней войны", закончившейся подписанием в 1648 г. Вестфальского мира, одного из самых последних "конституционных законов" Св. Римской Империи.
P.S. В этой записи мне удалось немного рассказать о правовых основах Св.РИ, в следующий же раз - имперские сословия и гос.управление.