Во многих книгах о монархии Габсбургов мне попадались аксиоматические утверждения о её "технической отсталости" и "военной слабости". Особенно часто эти "мантры" повторялись, когда автор доходил до описания событий 1-й мировой войны. Отчасти это понятно, войну Центральные державы проиграли. К тому же, Австрийской империи больше не существует (респ. Австрия соотносится с Империей как Англия и Новая Англия или Латинская Америка и Испания, т.е. несмотря на нек. схожесть, это как говорят в одном южном городе "две большие разницы"), а мёртвым как известно всё равно, что о них говорят. В принципе, одной из главнейших задач моего журнала является т.с. "разоблачение" подобных чёрных мифов. Поэтому, параллельно с записями о Св. Римской Империи, мне бы хотелось написать ещё небольшую серию, посвящённую роли А.-В. в Великой Войне. А начну с заметки о боевых действиях k.u.k. подводного флота (точнее, одной подлодки - U-5.).
С самого начала войны, австрийцы активно использовали подводные корабли. На верфях Адриатического побережья развернулось серийное строительство подлодок. Всего за годы войны в состав А.-В. флота вошла 21 подводная лодка (до нач. войны их было т-ко 6), а к моменту заключения перемирия достраивалось ещё 11. Около 10 подлодок типа UB II строились в Фиуме и Триесте. Некоторые лодки строились в Германии (например - U-43 и U-47 были построены фирмой "Везер" в Бремене) и достраивались/собирались в Поле и Фиуме. Использовались и трофейные корабли (U-14 - бывшая франц. лодка "Кюри"). Результативность А.-В. пеодводных лодок считается достаточно высокой (даже советскими исследователями, теми, кто больше всех вопит об "отсталой", "лоскутной" и "реакционной" монархии Габсбургов). Им удалось потопить 2 броненосных крейсера, 5 эсминцев, 2 подводные лодки, а также уничтожить или захватить 108 торговых судов общ. тонажем 196000 т.. Ряд кораблей противника были повреждены, в т.ч. франц. линкор "Jean Bart" ("Жан Бар") и англ. крейсера "Дублин" и "Веймут". Теперь же перейдём к нашей главной героине - подводной лодке U-5.
9 апреля 1908 года на заводе в Фиуме начали строительство подлодки U-5, типа "Голланд" (по американской лицензии).
10 февраля 1909 г. U-5 была спущена на воду.
17 августа 1909 г. - отбуксирована в Полу для окончательной сборки.
1 апреля 1910 г. - U-5 вступила в строй.
U-5 - самая результативная k.u.k субмарина в Великой войне. Водоизмещение 236/273 т., вооружение - 2-а торпедных аппарата и пушка, 2-а бензиновых двигателя, макс. скорость - 10 узлов. Лодка неоднократно модернизировалась (например, в июле 1915 г. 37-мм орудие заменили 47-мм, а в 1917 г. - на 7-см).
С началом войны базировалась на острове Бриония, c 22 октября 1914 г. действовала из Каттаро (Cattaro, слав. Котор, лат. Ascrivium - город в Австрийской Далмации). 27 мая 1915 года U-5 потопила находившийся в дозоре французский броненосный крейсер "Leon Gambetta" (корабль затонул так быстро что даже не смог подать сигнал бедствия, из 821 члена команды погибло 684). 5 августа была потоплена итальянская подводная лодка "Nereide". 29 августа - греческий транспорт "Cefalonia".
U-5 в Каттаро, на рубке нанесён самодельный камуфляж. 25 августа 1915 года.
На мостике U-5 её командир - фон Трапп.
Наверно, одной из самых "знаменитых" (если так можно выразится) трагедий 1-й мировой войны стало потопление немецкими подводниками американского лайнера "Лузитания". Тогда погибло ок. 1200 человек. Очень часто эту катастрофу называют самой крупной среди подобных по количеству человеческих жертв. Однако "кровавый рекорд" был перекрыт ещё в 1-ю мировую, и причастна к этому была наша героиня - подлодка U-5.
8 июня 1916 г. итальянский вспомогательный крейсер "Principe Umberto" перевозил 2800 ит. солдат. Это было новое судно (1909 г.), водоиизмещением 7838 т, скоростью до 16 узлов и вооружённое 4-я 120-мм орудиями В полдень вблизи порта Лингетта крейсер был торпедирован U-5 и перевернулся так быстро, что, несмотря на близость берега и кораблей эскорта, почти 2000 человек утонули вместе с судном.
Триумфальное возвращение U-5 из похода, в котором был потоплен итальянский вспомогательный крейсер "Principe Umberto".
16 мая 1917 года во время похода U-5 подорвалась на мине и быстро затонула, погибло 6 членов экипажа. 24 июня 1917 г. субмарину подняли и отбуксировали на верфь, где её отремонтировали. Войдя в состав флота, лодка стала использоваться как учебная. В конце января 1920 года, во исполнение решений Парижской конференции, была официально передана итальянцам, и в том же году разобрана на металлолом.
Помимо U-5, в составе k.u.k. - флота отличились подлодки того же типа U-6 и U-12. Судьба U-12, наверно, особенно интересна. Именно эта субмарина торпедировала франц. дредноут "Jean Bart". И хотя повреждения были не опасны, но сам факт торпедирования сыграл свою роль - до конца войны ни один французский линейный корабль не приблизился к Адриатическому морю. 12 августа 1916 года при попытке проникнуть в гавань Венеции, лодка взорвалась на минном заграждении, погиб весь экипаж. Поднята итальянцами в том же 1916 году и передана в морской арсенал Венеции. Останки экипажа были похоронены на кладбище San Michele в Венеции.
U-5.