Эта запись первоначально задумывалась как ответ на комментарий ув.
enzel:
"На самом деле А.-В. вполне успешно контролировала Адриатику, на этом уровне её флота хватало. Не знаю только, были ли попытки расширить зону действий за её акваторию".
Тут я и вспомнил о так и несостоявшейся, но серьёзно планировавшейся в августе 1914 г. "черноморской экспедиции". Хотя ВМС K.u.K. не могли противостоять флотам Англии или Франции, они были вполне "конкурентоспособны" в борьбе с флотом Российской империи (по крайней мере - с черноморским :-)).
Ещё до начала 1-й мировой войны (начиная, по крайней мере, с 1908 г.), в России существовал план ведения боевых действий на Чёрном море против объединённых ВМС Германии, Австро-Венгрии, Румынии и Турции. Впоследствии, план немного подкорректировали в связи с тем, что в ноябре 1913 г. вступило в силу морское соглашение между державами Тройственного союза, к-е в т.ч. координировало действия флотов союзников в Средиземном и Чёрном морях. Чтобы максимально нейтрализовать действия объединённых австро-итальянских ВМС, планировалось создать крупную русскую средиземноморскую эскадру, способную отвлечь основные силы центральных Держав от выполнения их планов и создать максимально благоприятные условия для действий Черноморского флота в направлении Босфора. Однако, осуществить эту идею русским не удалось из-за противодействия Британии и нехватки времени. Но и у австрийцев всё получалось не так как они планировали...
Представитель флота при армейском командовании контр-адмирал Галига Эрвин Райсп (или Респ - кому как нравится).
4 августа 1914 г. в Тешене начальник австрийского полевого генштаба фельдмаршал граф Конрад фон Гетцендорф принял флотского представителя в ставке контр-адмирала Респа. В связи с объявлением Италией нейтралитета и уже предрешенного вступления Англии в войну, адмирал предложил вместо бесполезной блокады в Адриатике австрийских ВМС, их прорыв в Чёрное море. Флот Габсбургов явно превосходил силы, которыми располагал русский Черноморский флот, а проход через Босфор обеспечивали "нейтральные" турки.
Корабли K.u.K. Kriegsmarine на рейде в Пуле...
...И в пути.
В августе 1914 г. к началу боевых действий были готовы: 1-я дивизия линкоров вице-адмирала Ньегована в составе дредноутов "Тегетхоф", "Вирибус Унитис" и "Принц Ойген"; 2-я дивизия контр-адмирала Вилленика из трех линкоров типа "Радецкий"; др. кораблей - броненосного крейсера "С.-Георг", скаута "Адмирал Спаун", неск. эскадренных миноносцев типа "Татра".
Идея "перевода" австро-венгерского флота в Чёрное море особенно нравилась дипломатам Центральных держав и симпатизирующих им государств (т.к. создав угрозу российскому побережью и обезопасив прибрежные районы Болгарии и Румынии, облегчил бы им выступление в войну), и нашла самого горячего сторонника в лице министра иностранных дел А.-В. фон Берхтольда. Заинтересованны в приходе австрийских кораблей были и в Константинополе, Джемаль-паша настаивал на переводе в район Босфора 1-2-х линейных кораблей K.u.K. и обратился за содействием к австрийскому военному атташе И. Помянковски (который и сам полагал, что императорские и королевские дредноуты в Чёрном море могли бы сыграть гораздо более полезную роль, чем в Адриатике).
Велика вероятность, что именно в связи с "черноморскими планами" была связана задержка с формальным вступлением А.-В. в войну (России она была объявлена 6 августа). Штаб полагал, что развертывание австрийского флота в Чёрном море займёт не менее 3-х суток, и на такой срок должно быть задержано объявление войны РИ.
Командующий австро-венгерским флотом адмирал Антон Хаус.
Однако, у идеи "черноморской экспедиции" был грозный противник - командующий австро-венгерским флотом адмирал Антон Хаус. Он приводил следующие доводы:.
1. Необходимым условием для успешных действий флота является наличие оборудованной базы. Адмирал Хаус констатировал невозможность организации полноценного тылового и технического обеспечения вверенных ему сил ни в одном из турецких, болгарских или румынских портов. Скудных возможностей и ресурсов Константинополя едва хватало для обеспечения собственно турецкого флота и пришедших сюда в скором времени германских крейсеров "Гебен" и "Бреслау". Так же большое удаление Босфора от российского побережья грозило серьезно затруднить активные действия австрийских кораблей.
2. С началом общеевропейского конфликта А.-В. корабли рисковали быть заблокированными в Проливах и, как полагал адмирал, смогли бы возвратиться в Адриатическое море только после заключения мира. А это оставляло адриатическое побережье империи без прикрытия перед лицом превосходящих сил англо-французов, а возможно и итальянцев (для к-х, незащищённость берегов Далмации и Истрии стало бы дополнительным стимулом для перехода в стан Антанты).
Но Антон Хаус не только не повёл свои дредноуты в Константинополь. 5 августа 1914 г в Мессине германские крейсера "Гебен" и "Бреслау" (вся германская "дивизия Средиземного моря") экстренно грузились углем перед прорывом в восточную часть Средиземного моря. Их командир Вильгельм Сушон настойчиво просил австрийцев прийти на помощь. Однако, сославшись на незавершенность объявленной только 4 августа мобилизации ВМС А.-В., адмирал Хаус отказал своим союзникам в помощи. 8 августа он изложил мотивы своего решения в письме к начальнику германских ВМС адмиралу фон Полю ("попытка помочь "Гебену" могла привести к потере нами двух сильнейших дивизий линейных кораблей, ядра нашего флота, и тем только повредить нашему общему делу").
Впрочем, главная причина отказа австрийского командования от помощи кораблям Сушона, была политической. Австро-Венгрия еще не находилась в состоянии войны с Великобританией и оставалась вероятность сохранить нейтралитет Англии по отношению к Австрии. Между Веной и Лондоном не существовало неразрешимых противоречий ни в экономической, ни в политической сферах. В этих условиях помощь адмирала А. Хауса германским кораблям уничтожило бы все усилия венской дипломатии. 10 августа корабли В.Сушона вошли в Дарданеллы, и именно им, а не австрийским ВМС, предстояло стать главными противниками российского Черноморского флота в Первой мировой войне. Но вплоть до вооруженного выступления Турции и блокирования её средиземноморского побережья англо-французским флотом, возможность появления австрийских кораблей в Черном море не сбрасывалась со счетов русским военно-морским командованием. И лишь выступление Италии в апреле 1915 года на стороне Антанты и устойчивое господство союзников на Средиземноморском театре военных действий сделали невозможным перевод сил австро-венгерского флота на помощь Турции и заставили австрийское командование ограничить операционную зону своего флота Адриатическим морем.