Загадочная финская душа.

Mar 09, 2013 15:08

Когда был этой осенью в Дюссельдорфе, посетил на местном "форуме" выставку замечательного художника Аксели Галлен-Каллела, которая породила у меня несколько экстравагантных фантазий. Но сначала, немного о самом "гении земли Финской" (из "вики").

Аксели Вальдемар Галлен-Каллела (фин. Akseli Gallen-Kallela; 1865-1931) - финский художник, наиболее известный по иллюстрациям к Калевале. В период пробуждения национальной гордости, когда начался массовый перевод иностранных фамилий на финский язык, изменил свою шведскую фамилию "Галлен" на финский манер - "Каллела", объединив оба написания в двойную фамилию. Родился в Пори в семье юриста. С 1881 года учился в Хельсинки, с 1884 г. - в академии Жюлиана в Париже. Ранние полотна отличаются точным реалистическим изображением финской народной жизни и природы.



"Мальчик и ворона", 1884 г.. Картина в реалистической манере.



Позже, Галлен-Каллела в своём творчестве стал использовать символику и художественные приёмы стиля модерн.



"Ad astra", 1907 г.. Типичный образец живописи модерна нач. ХХ века.

В 1890-х годах Галлен-Каллела обращается к финскому народному эпосу "Калевала".



"Создание Сампо", 1893 г. (больше подошло бы название - "Финны - жгут!" :-), тут уже национализм усилился.)

По его работам заметны и его политические взгляды. Так, на фреске "Ильмаринен вспахивает змеиное поле" одна из гадюк носит царскую корону, что символизирует желание видеть свободную Финляндию. Одновременно Галлен-Каллела создаёт реалистические пейзажи, портреты (например, друга всех замученных народов М. Горького, 1906 г.), иллюстрации (например, к роману "Семеро братьев" А. Киви, 1906-07гг.).



"Стремнина Мянтикоски", 1893 г. (Тут должно было быть "змеиное поле", но я его не нашёл.)

В 1918 году Галлен-Каллела и его сын принимали участие в боевых действиях Финской гражданской войны. Позже генерал Маннергейм предложил Галлен-Каллеле заниматься дизайном флагов, государственных символов (герб и флаг, орден Белой розы Финляндии, орден Креста Свободы) и униформы независимой Финляндии. В 1919 году он был назначен адъютантом Маннергейма. Художником был разработан финский форменный штык-нож образца 1919 года, выпускавшийся компанией "Fiskars".



Аксели Галлен-Каллела во время гражданской войны 1918 года.

Гален-Каллела оказывал поддержку молодому художнику Александру Ахола-Вало, защищая его от обвинений в связях с коммунистами. С декабря 1923 года по май 1926 года, художник жил в США, где открылась выставка его картин. Он умер от воспаления легких в Стокгольме 7 марта 1931 года, при возвращении с лекции в Копенгагене. В общем, перед нами образец очередной "светлой личности" сложного пассионарного происхождения.

Мне всегда было интересно узнать, просто из чистого любопытства, что стало бы с финнами и Финляндией если бы финскую "национально-освободительную борьбу" немножко бы углубили. И после освобождения от русских, ещё бы избавили многострадальную финскую землю от шведских кровопийц-паразитов. Всяких насосавшихся крови народной баронов Маннергеймов (и прочих "Отто Вильгельмовичей" не народного происхождения).

Ведь финны сами по себе очень симпатичные и милые. У них песни и пляски, вот например:

image Click to view



Это, кстати 1952-й год. Так что, зачем им какие то "галлены" со своим модерном? У финнов есть собственная гордость!

image Click to view



Я думаю, получилась бы "северная Албания" (сейчас, Финляндия 6-я по благополучию страна в мире). Такие вот "нет молотофф".

P.S. Упоминаемый в песне Бобриков - русский военный и государственный деятель, генерал-губернатор Финляндии и командующий войсками Финляндского военного округа, был убит одним из таких "танцоров" (хотя, конечно, не совсем уж таким) - террористом Эйгеном Шауманом (швед. Eugen Valdemar Schauman).

Previous post Next post
Up