Теперь немного рассуждений общего характера. Деление на "левых" и "правых" существует столько, сколько политическая жизнь вообще. По крайней мере, эта дихотомия прослеживается со времён существования античных полисов (вспомнить хотя бы борьбу оптиматов и популяров в Древнем Риме). Сами же термины "правые" и "левые" возникли во времена Французской революции из-за расположения фракций в Национальном Собрании (места справа занимали фельяны - сторонники сохранения монархии, сословий и влияния католической церкви; в центре сидели жирондисты - умеренные республиканцы; слева - якобинцы). Однако время формирования политических идеологий это, всё таки, - XIX век.
Само слово "идеология" впервые появляется во Франции в конце XVIII века. Его создатель - Антуан Дестют де Траси - обозначил этим термином науку об общих принципах формирования идей и основах человеческого знания. Новое значение термину придали Маркс&Энгельс в своей работе "Немецкая идеология". Они под "идеологией" стали понимать "идеальное выражение материальных отношений" (т.е. выражение интересов определённого класса, выдаваемое за интересы всего общества). К сегодняшнему дню существуют десятки (если уже не сотни) определений "идеологии"*. В принципе, можно сказать, что идеология - это система политических взглядов и идей, чётко сформулированных и стилизованных "под науку". В традиционных обществах в таком оформлении политических взглядов нет нужды, сейчас же можно наблюдать, как идеологии становятся достоянием прошлого (вместе с массовыми политическими партиями, необходимость существования которых они обосновывали), поэтому можно сказать, что "время идеологий" - это XIX и XX век.
В виде оформленной идеологии политический консерватизм** сформировался как реакция на Французскую революцию. В 1790 году было опубликовано произведение Эдмунда Бёрка "Размышления о Французской революции". Де Местр был с ним знаком, когда начал писать свои "Рассуждения о Франции" (изд. в 1796 г.). (Хотя стоит заметить, что для написания "Размышлений" Бёрк использовал в качестве основного источника (как фактов, так и аргументов) работы француза Антуана де Ривароля*** (которого он сам назвал "Тацитом революции"), так что пальму первенства создателей консерватизма следует присудить всё-таки французам :-).) Эти две небольшие работы и легли в основу классического консерватизма, чьи основные идеи (конституционная, но сильная королевская власть; дворянство, как просвещённое сословие стоящие во главе общества; церковь как охранительная сила, авторитет которой должен уважать каждый, даже если внутренняя свобода позволила ему перерасти догматические границы) восторжествовали после Венского конгресса и стали основой европейского мироустройства XIX века.
После этого небольшого отступления (и установления факта "отцовства" Жозефа де Местра по отношению к идеологии европейского консерватизма :-)) можно перейти к рассмотрению воззрений великого француза.
__________
* Например, такие:
- искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей;
- корпус идей, характеризующий определённую социальную группу;
- идеи, способствующие легитимации господствующего политического порядка;
- мыслительные формы, мотивированные социальными интересами;
- социально необходимые заблуждения;
- убеждения, программирующие социальное действие;
- среда, в которой социально активные субъекты осмысляют мир;
- необходимая среда, в которой индивиды проживают свои отношения с социальными группами;
И т.д., вплоть до совсем бредовых (типа "семиотическое замыкание" или "систематически искажаемая коммуникация").
** Слово "консерватизм" (фр. conservatisme, от лат. conservo - сохраняю) впервые было употреблено Франсуа Рене де Шатобрианом.
*** Антуан де Ривароль (Antoine de Rivarol; 1753-1801) - французский философ и писатель, происходил из небогатой семьи и пробился на самый верх французского общества лишь благодаря своим талантам (в т.ч. - блестящего оратора и полемиста) и образованности. Отличался также редким остроумием (чем нажил себе немало врагов, и что позволило ему стать "звездой" парижских салонов). Ривароль с первых же дней революции стал её последовательным противником. К этому времени он был королевским уполномоченным in extermis (по особо важным делам). Следует отдать должное тому, насколько долго Антуан де Ривароль, продолжая отстаивать свою позицию непримиримого роялиста, оставался в Париже. Только когда дело короля было окончательна проиграно, он задумался о собственной безопасности. Ривароль покинул город 10 июня 1792 года, за несколько дней до того, как чернь ворвалась в дворец Тюильри.
В период революции Антуан де Ривароль был одним из редакторов "Политического национального журнала" ("Journal politique national", тексты Ривароля опубликованные в этом журнале и использовал Эдмунд Бёрк) Антуана Сабатье (Antoine Sabatier de Castres; 1742-1817), а также знаменитых "Деяний апостолов" ("Actes des Apôtres"). Уникальность и своеобразие мыслителя проявлялось не столько в оригинальности его идей, сколько в их формулировке, в придании им сжатой и точной, выверенной формы. Ривароля также отличает строгое следование рациональной линии (поэтому, среди консервативных мыслителей, он с наибольшей чёткостью разделял государственную политику и религию).