К сожалению, не мог уделять последние 2-3 месяца время на ведение журнала, очень редко читал френд-ленту и практически ничего не комментировал. Это надо исправить. И так, продолжение рассказа о Французской революции.
Задачей предыдущей записи было показать (по крайней мере - я постарался), что "кризисные ситуации" и конфликты между короной и парламентами, религиозными группами, сословиями и т.д. встречались на всём протяжении существования абсолютной монархии. Ситуация, сложившаяся непосредственно перед революцией не являлась чем-то экстраординарным. Теперь же взглянем на описываемый период не с т.с. формально-политической ("институциональной"), а социологической точки зрения. Ведь во многом, описываемые в предыдущей записи конфликты, были внешними проявлениями закулисной борьбы за власть - борьбы фракций.
Как я уже упоминал ранее, либеральные историки XIX века часто грешили тем, что переносили реалии своего времени на прошлое. Это прежде всего касается представлений о государственном аппарате времён ancien régime. Например, они сделали королевских интендантов некими аналогами современных им французских префектов, в то время как в реальности назначаемые "из центра" чиновники просто не смогли бы выполнять свои обязанности без сотрудничества с местными властными группировками. Управление того времени основывалось на личных связях и системе патроната (системе отношений "патрон-клиент"), а не на безликих приказах, передаваемых по бюрократической цепи. Эта пришедшая из прошлого система личного патронажа была серьёзным фактором политической жизни. Институты центрального и местного управления представляли собой структуры, внутри которых действовала система клиентелы. Политика немыслима без конфликтов, однако политические конфликты XVII-XVIII веков ошибочно рассматривать в виде борьбы между различными институтами власти (скажем, "короны" или "правительства" с "парламентом" и т.д.). Соперничество разворачивалось между фракциями внутри этих властных институтов. Помимо чувства корпоративной верности по отношению к своей структуре (будь то армия или королевская почта), существовали более глубокие связи между клиентом и его патроном, которыми определялось продвижение человека по социальной и политической лестнице. Все государственные учреждения были неоднородными по своему составу, и их действия определялись мнениями и возможностями составлявших их фракций. Так же и идеологическая позиция зачастую диктовалась интересами фракций*.
Устойчивость системы отношений "патрон-клиент" свидетельствует об ограниченных возможностях бюрократии в период правления Бурбонов. До XIX века просто факта наличия у чиновника официальной должности не было достаточным условием для приведения подчинённых к повиновению. И тем более, этого было недостаточно для контроля за корпорациями, обладавшими независимыми полномочиями. Формальная должность нуждалась в подкреплении узами личной преданности и наличием неформальных связей. Поэтому монархи и их министры (не говоря уже о более мелких чиновниках) были вынуждены использовать эти неформальные связи в качестве механизмов контроля и проведения решений. Так, например, судьи высшего ранга, заседавшие в парламентах, обычно были клиентами королевских министров. Их задачей было управлять своими приверженцами внутри учреждения, чтобы приводить его деятельность в соответствие политике правительства. Тем не менее, в каждом институте обычно существовало более одной фракции, и спорный вопрос мог либо пройти, либо не пройти голосование**. И если королевские приказы принимались (или не принимались), то это свидетельствовало о том, что в данный момент возобладала одна из фракций (а противоположная сторона никуда не девалась, и при ином раскладе, всё могло изменится).
Для примера фракционной борьбы снова обратимся к "налоговому конфликту" времён Людовика XV. При дворе тогда играла руководящую роль фракция "благочестивых" (devots), которую возглавляли королева, дофин и дочь короля. Она отстаивала принцип неделимости королевского суверенитета (these royale) и оказывала покровительство иезуитам. Против них были мадам де Помпадур и её протеже-министры (Берни, Мариньи, Машо, Бертен), выступавшие за участие парламента в королевском управлении (these parlementaire) и поддерживавшие галликан и янсенитов. Для поправки финансового положения, Людовик XV воспользовался окружением маркизы де Помпадур, чтобы получить от парламента необходимые уступки по сбору налогов. Но "благочестивые", используя своих клиентов в парламенте, организовали сопротивление предъявляемым короной требованиям. К ним присоединилась другая придворная фракция, которой руководил принц Конти, объединившаяся с группой магистратов-янсенистов, которая использовала парламент для достижения собственных целей. В результате их совместных действий Машо и Бертен лишились своих постов, а также потерпели крах и их проекты равного распределения налогов.
Влияние фракций на политику Франции времён ancien regime - это ещё один момент, постоянно упускаемый историками революции из вида (насколько сознательно - вопрос отдельный). Ведь конституционный конфликт, лежавший в основе событий 1789 года, был неотделим от фракционной борьбы при королевском дворе. Конституционные идеологии служили обычным оружием при столкновении интересов соперничающих групп в борьбе за власть. Политических соперников пытались устранить любыми доступными средствами, и обычным приёмом было обвинение конкурента в превышении законных полномочий ("деспотизме"), что подрывало законность его действий и обеспечивало поддержку тех, чьи интересы были ущемлены.
__________
* Уже упоминаемый мной историк Николас Хеншелл (Nicholas Henschal) приводит обширный список работ, посвящённой этой тематике, что даёт ему право назвать мнение о том, что во времена ancien régime властные институты фактически являлись объектами манипуляций со стороны соперничающих фракций, общепризнанным, хотя ранее считалось, что развитие "абсолютистского" бюрократического государства с этим покончило.
** Приведём пример из "Мифа абсолютизма" всё того же Николаса Хеншелла. Тридцать девять судей тулузского парламента занимали десять высших должностей при дворе в период с 1600 по 1683 год. Двадцать шесть из них были членами фракций: пятнадцать принадлежали к одной, восемь - к другой и трое - к третьей. Лидер одной из этих группировок с помощью своих клиентов обеспечивал верность тулузского парламента кардиналу Мазарини во время Фронды. При этом, следует иметь ввиду, что противник мог действовать столь же успешно.