Кратко рассмотрев устройство гражданских институтов власти во Франции времён ancien régime, необходимо ещё коснуться армии, всегда являвшейся главной опорой правящей власти и основой порядка в государстве.
Одной из главных характеристик "абсолютизма"* считается существование постоянной, подчинённой только центральной власти, армии. Однако, монополия королей на военную власть была далеко не полной, а степень королевского контроля над армией сильно преувеличивается. Так, например, городские ополчения, находившиеся под командованием муниципальных чиновников, существовали вплоть до 1789 года. Попытки вывезти артиллерийские орудия из тыловых городов и использовать их для защиты границ встречали яростное сопротивление горожан. На протяжении всего XVII столетия велась изнурительная борьба за удаление орудий из замков внутри страны.
Частично, национализацию частных армий провёл Франсуа-Мишель Летелье, маркиз де Лувуа в 1668 - 1691 гг. (о реформах отца и сына Летелье и их значении, можно прочесть, например в
"Эволюции военного искусства" А. А. Свечина, там всё изложено кратко и по делу, если не обращать внимание на неизбежную советскую тарабарщину, конечно). Это сделало французскую армию сильнейшей в мире и позволило Людовику XIV в одиночку вести войну со всей Европой (см. -
война Аугсбургской лиги). Но реформы так до конца не решили проблем финансирования, снабжения и командования. Капитаны по-прежнему успешно обманывали правительство, завышая число набранных рекрутов и не сообщая об их точном количестве, чтобы потребовать денег на не существующих солдат (поэтому численность войск на бумаге и в действительности сильно разнилась). Инспекции, осуществлявшиеся интендантами, далеко не всегда могли выявить подобные нарушения**. Лишь в 1760-х годах королевские агенты лишили капитанов права набирать рекрутов, а солдаты начали присягать непосредственно королю. Также, следует отметить, что корона стала снабжать армию оружием только после 1727 года. Сохранялось непрофессиональное отношение к службе***. На протяжении XVII-XVIII столетий армия так и не стала достаточно надёжным инструментом насильственного ведения королевской политики внутри страны (как это представляется историками "абсолютизма"): капитаны из числа знати неохотно направляли своих подчинённых против других аристократов, а солдаты применение войск для поддержания внутреннего порядка воспринимали скорее как возможность лично обогатиться (причём они с большим энтузиазмом действовали против сборщиков налогов, чем против налогоплательщиков).
Все эти проблемы были призваны решить новые реформы, начатые в 1787 году по инициативе короля Людовика XVI. Военный министр, маршал Филипп Анри, маркиз де Сегюр (1724-1801) вручил полномочия для ведения военных реформ Военному совету (Conseil de la Guerre) под председательством Жака Антуана Ипполита, графа де Гибера (1743-1790). Военный совет рассматривал вопросы связанные с устройством военной администрации, разработкой тактики различных родов войск, техническим оснащением армии, униформой и т.д. Был создан план Военного кодекса и "Регламент, определяющий систему должностей и иерархию военных званий", утверждённый королём 17 марта 1788 года. Важным новшеством явилось создание военных округов (division militaires), числом 21, состоявших из постоянных бригад пехоты, драгун и/или полков лёгкой кавалерии под началом генерал-лейтенанта (lieutenant général), осуществлявшего, при помощи инспекторов родов оружия, команду и контроль над расквартированными войсками. Помимо всего прочего, реформы должны были покончить с всевластием грандов, занимавших высшие руководящие посты в армии.
А теперь - о главном . Успешный переворот возможен только при наличии у заговорщиков "своих людей" в силовых структурах, прежде всего - в армии. Причём даже не для "активного использования", а для того, чтобы просто обеспечить невмешательство войск в ход событий****. И снова цитата из Николаса Хеншелла: "Дворяне, отстраненные Людовиком и Марией-Антуанеттой, довершили процесс разложения армии - последней опоры монархии... Саботаж реформ вдохновляли братья Ламет, Лафайет и Лозен. Хуже всего королю пришлось в июне 1789 года, когда в Париж были вызваны войска. Присутствие армии разъярило толпу, но войска были заражены мятежным духом настолько, что использовать их против народа было опасно. В этом отношении революция была военным путчем". (Кстати, следует задуматься, как происходит это пресловутое "заражение мятежным духом", куда смотрят в этот момент офицеры, ну и т.д.) Определить же, кто из военных являлся участником переворота довольно просто. Надо посмотреть, кто сразу после свершения "событий" оказывается во главе армии (или же просто совершает "карьерный взлёт", зачастую перескакивая через несколько ступеней военной иерархии).
И так, 17 июня 1789 года - депутаты третьего сословия Генеральных штатов, поддержанные некоторыми представителями духовенства и дворянства, провозгласили себя Национальным собранием. 9 июля - Национальное собрание объявило себя Национальным учредительным собранием (Assemblée nationale constituante) - высшим представительным и законодательным органом страны. 29 сентября 1789 года Александр Теодор Виктор, граф де Ламет (фр. Alexandre Théodore Victor, comte de Lameth; 1760-1829), выступая в Собрании, предложил создать особую структуру (комитет при Учредительной ассамблее), которая бы занялась вопросами, связанными с армиeй. Военный комитет (Comité Militaire) должен был выполнять функции высшей военной инстанции и подчиняться не королю, а Учредительному собранию. 1 октября предложение о создании Военного комитета было принято, а Ламет стал его председателем. Данный комитет, состоявший исключительно из профессиональных военных, таких как Жак-Франсуа де Мену, барон де Бюсси (будущий командующий Египетской армией в 1800-1801 гг.), Луи Марк Антуан, виконт де Ноай, Эдмон Луи Дюбуа де Крансе***** и др., официально оформился к октябрю 1789 г. После чего, были продолжены реформы, начатые королевским Военным советом******, а заслуги в создании новой армии, одержавшей впоследствии множество побед, либеральные историки XIX столетия стали приписывать революционерам, якобы "сломавшим отживший своё реакционный механизм военного управления".
__________
* Хочу ещё раз напомнить, что под "абсолютизмом" (в кавычках) подразумевается созданная в XIX веке концепция, описывающая ancien régime в соответствии с набором определённых установок (стереотипов, основными из которых являются представления о деспотичности, автократичности и бюрократичности данного типа правления), и имеющая мало общего с реально существовавшей абсолютной монархией XVIII столетия.
** Например, часто людей зачисляли на службу специально к моменту проведения инспекции, а затем они снова исчезали. Случалось, что быстрые перемещения воинских частей между инспекциями позволяли демонстрировать интендантам одни и те же подразделения дважды.
*** К примеру, военачальников-аристократов возмущало, что военными кампаниями руководят люди невысокого происхождения, каковым был тот же секретарь по военным делам Лувуа. Бывали и случаи неповиновения: в 1673 году принц де Конде не выполнил приказ об отступлении из Нидерландов, а в 1692 году королю лично пришлось дать повторный приказ начать осаду Шарлеруа, чтобы герцог Люксембургский его выполнил.
**** Происходит примерно следующие. Главе государства сообщают о беспорядках в столице. Он отдаёт приказ - вызвать войска и беспорядки подавить. Тут ему докладывают, что войска прибыли, но "стрелять в народ" солдаты отказываются... Это уже всё - конец.
***** Депутат Учредительного собрания и Конвента, якобинец. Чуть ли не единственный представитель "простых дворян" в Военном комитете, но он был военным инженером, т.е. представителем той области, где происхождение для продвижения по службе значило меньше всего.
****** Как пишут в "вике": "Рассмотрев попавшие в их распоряжении многочисленные проекты, оставшиеся от бывшего совета де Гибера, Военный комитет разработал и провёл в Ассамблее многочисленные положения, касающиеся внутренней дисциплины, системы рекрутирования и чинопроизводства, снабжения и оплаты войск, заботы о ветеранах и пр."