Сейчас я редко читаю новых или малознакомых мне ЖЖ-авторов, т.к. времени катастрофически не хватает даже на чтение журналов моих постоянных друзей. Но иногда случаются приятные открытия. Так, недавно стал читать ранее неизвестный мне журнал
andy_burns.
Одной из наиболее заинтересовавших меня записей стала небольшая заметка
"Романтизм и шизофрения". Я полностью разделяю основную мысль автора о том, что писатель не может просто так "исписаться". Аналогом физической травмы в спорте или в балете для писателя может быть только необратимая умственная деградация в следствии органического повреждения мозга (например -
деменция). В случае "проклятых поэтов" и прочего декадентства, из-за излишне свободного образа жизни (алкоголь, наркотики и проч.), срок "физического износа" может прийти излишне рано, но всё равно, прекращение творческой деятельности имеет вполне физические причины. А как может просто так "уйти вдохновение" и талантливый писатель вдруг перестаёт писать (вообще, даже "в стол")? Наоборот, есть примеры, когда уже находясь на грани безумия, писатель продолжал творить (яркий пример -
Ги де Мопассан).
Я сам впервые пришёл к схожим с автором поста мыслям после прочтения замечательной книги (одной из моих самых любимых), романа "Убить пересмешника".
Нелл Харпер Ли родилась 28 апреля 1926 года в городке Монровиль, штат Алабама. Окончив школу в родном городе, Ли училась в женском колледже Хантингдон в Монтгомери (1944-1945). После, поступила на юридический факультет
Алабамского университета (1945-1949), где вступила в женское студенческое братство "Хи-Омега" (Χ-Ω). Так и не окончив университет, Харпер Ли поселилась в Нью-Йорке и до конца 1950-х гг. работала служащим в авиакомпаниях ("Eastern Air Lines" и "BOAC"). Уволившись, она стала вести образ жизни "свободного художника", однако как писатель, ничем себя не проявила.
И тут, случилось чудо. В декабре 1956 года, она получила письмо от друзей Майкла Брауна и Джоя Вильямса Брауна, в котором был подарок в виде оплаченного годового отпуска (в письме друзья писали: "У тебя есть один год отпуска, чтоб написать всё, что тебе хочется. Счастливого Рождества."). Ровно через год черновик романа был готов.
Роман во многом автобиографичен, персонажи основаны на наблюдениях за семьёй и соседями автора в её родном городке в 1936 году, когда Ли было 10 лет. Сюжет также включает в себя судебный процесс, аналогичный проходившему в апреле 1931 года в Скотсборо, штат Алабама*.
К лету 1959 года роман был окончен, а в июле 1960 года он был опубликован и практически сразу стал бестселлером. В 1961 году Ли получает за него
Пулитцеровскую премию. Роман почти сразу признали одним из самых выдающихся произведений американской литературы (его называли даже "лучшим романом столетия") и сейчас его изучают в большинстве американских школ. В июне 1966 года Ли избрали в Национальный Совет Искусств. С этого момента она получает многочисленные почетные должности, а в октябре 2007 года была удостоена высшей гражданской награды США - Президентской медали Свободы.
После публикации "Убить пересмешника" Ли практически не давала интервью, не выступала на публике (так, на церемонии приёма новых членов в Алабамскую Академию, Ли отказалась выступить с речью, сказав при этом: "…лучше быть молчаливой, чем глупой") и, за исключением нескольких коротких эссе, ничего больше не написала. Она долго работала над вторым романом, но он так и не увидел свет. В ноябре 2007 года Харпер Ли перенесла инсульт, после которого вынуждена была поселиться в доме для престарелых города Монровилль (штат Алабама).
Более всего в этой чудесной истории настораживает то, что у скромной девочки из Алабамы был друг (даже - Друг), ближайший друг детства, бывший в т.ч. свидетелем всех событий, описанных в книге. В романе он выведен как персонаж по имени Дилл, мальчик, который каждое лето приезжает в городок, где живёт главная героиня, к своей тёте. По странному стечению обстоятельств, этим Другом был крупнейший и, на мой взгляд, один из самых лучших писателей США Трумен Стрекфус Персонс, более известный как
Трумен Капоте (1924-1984).
В результате, у меня возникла "конспирологическая" теория (как впоследствии оказалось, довольно распространённая**) о подлинном авторстве "Убить пересмешника". Долгое время на это предположение сам Капоте*** никак не реагировал, но позже (где-то с нач. 70-х гг.) стал отрицать своё участие в написании романа.
В общем, к "авторам одной книги"**** надо всегда относится несколько скептически, особенно, когда у них есть литературно одарённые близкие друзья.
__________
* В это время Харпер Ли было всего пять лет, интересно, как у ребёнка такого возраста некое судебное дело могло "оставить неизгладимое впечатление" (так пишут в "вике"), тем более, что в реальности отец девочки в подобных делах участие не принимал.
** Отталкиваясь от того, что Ли не удалось написать ничего нового со времён её первого романа, по крайней мере, ничего стоящего, теорию соавторства Ли с Труменом Капоте поддерживал её издатель Перл Казин Белл.
*** Трумен Капоте вёл богемный образ жизни и умер от цирроза печени, вызванного наркотическим токсикозом, в возрасте 59 лет. Однако же, при всём своём "неправильном" образе жизни, продолжал писать, его последний сборник рассказов "Музыка для хамелеонов" был опубликован в 1980 году, за 4-е года до смерти.
**** В "вике" есть статья "Писатель одной книги", где есть следующие замечание: "Понятие о писателе одной книги как об авторе ряда произведений, из которых лишь одно получило широкое признание, не следует смешивать с авторством одной книги как фактическим положением дел (писатель не написал других): такие случаи также известны в истории литературы (например, Харпер Ли с романом "Убить пересмешника")..."