Тут в ин-те Губкина в Москве не знают про хлорорганику в нефти. И примкнувший к ним эксперт Крутихин

Apr 28, 2019 17:08


Когда я писал цикл про "историю с бородой", про хлорорганические соединения и знаковый для российской нефтянки приказ 2001-го года,  я предполагал, что если не тут в жж непосредственно, то где-то в сети или легальных СМИ появится человек, который остро раскритикует безграмотность и оповестит человечество о том, что приказ Минэнерго России от 18 октября 2001 года N 294, на который я сослался, давно утратил силу.

// Козак "пробросил" о политизации вопроса про грязную нефть, "роялем в кустах" оказалась Телегина //  Тут в ин-те Губкина в Москве не знают про хлорорганику в нефти. С 2002-го Транснефти велено замерять // Тут в ин-те Губкина в Москве не знают про хлорорганику в нефти. Прямая речь чудил и немного ГОСТов // Тут в ин-те Губкина в Москве не знают про хлорорганику в нефти. Есть и совсем другие ученые в Москве //

Конечно я знаю, что тот приказ отменен. Но моя беззлобная провокация была задумана лишь для того, чтобы повысить градус дискуссии и, может статься, поговорить со знающим человеком.
Свершилось. В сети появились "шедевры" М.Крутихина. Разумеется, эксперта по нефтегазу. Не уверен, что он прочитал что-то у меня. Наверно просто совпало. Но, так или иначе вот оно, причем из легальных СМИ, цитирую:

Эксперт обвинил Минэнерго в истории с «грязной нефтью». Никита Камзин, 26 апреля 2019, "Вечерняя Москва"

- Насколько часто случаются истории с попаданием в трубопроводы «грязной нефти»?

- Это бывает, но редко. А в таких масштабах я встречаю это впервые.
И если уж говорить о виновниках, то ответственность, на мой взгляд, лежит на Министерстве энергетики Российской Федерации. Поскольку 5 мая 2012 года глава ведомства Сергей Шматко подписал приказ, по которому он отменил ранее действующий запрет на использование хлорорганических соединений при добыче нефти.
Компании получили право использовать их для закачки сырья под землю для интенсификации добычи.
Это было вредоносным решением.
Оно привело к тому, что при отправке продукта за границу содержание хлорорганических соединений вообще не учитывали.
Никто эти показатели не измерял, не анализировал, смотрели другие величины.
И пока эта нефть не стала портить оборудование в Белоруссии, никто не спохватился.

Заразная нефть Путина. Михаил Крутихин, 26.04.2019, "ИнфоРезист"

****
Мне крайне необычно выступать в роли адвоката властей РФ, но истина дороже. Крутихин несет ахинею.
Всё поясню. И процитирую регламентирующие документы. И, даже, приведу в пример статью российских нефтепереработчиков 4-летней давности из профильного журнала. Как раз о том, что давно уже спохватились, касаемо хлорорганики, даже в самой России, а не только в Беларуси. Да вот не слышит их ни "Транснефть", ни правительство РФ. И дело не в отсутствии регламентирующих документов, а в халатности и, возможно, в чём-то и похуже. Но это уже пускай Путин с Медведевым со своими спецслужбами да прокурорами разбираются, как и обещали намедни. Да и Минэнерго со своей суровой комиссией тоже пусть "почешет у себя, там где чешется".


О каком документе оповестил человечество Крутихин? Об этом: Министерство энергетики Российской Федерации. Приказ от 5 мая 2012 года N 228. "О признании утратившими силу актов Минтопэнерго России и Минэнерго России".

Этим приказом был признан утратившим силу не один лишь упомятутый приказ Минэнерго России от 18 октября 2001 года N 294 "О запрещении применения хлорорганических реагентов в процессе добычи нефти", а целых 4 взаимоувязанных единой проблематикой (Требования к химпродуктам, обеспечивающие безопасное применение их в нефтяной отрасли. Требования к химпродуктам, правила и порядок допуска их к применению в технологических процессах добычи и транспорта нефти) документа.
Помимо запрета на применение хлорорганических соединений в российской нефтянке, эти документы подразумевали разработку и внедрение целого ряда российских методик и стандартов, ранее отсутствовавших в нормативной базе РФ и СССР (так, даже упоминание о хлорорганике отсутствовало в ГОСТ 9965-76 Нефть для нефтеперерабатывающих предприятий. Технические условия. Дата введения 1977-01-01)
Вот и были разработаны, в частности:

ГОСТ Р 51858-2002 Нефть. Общие технические условия (Дата введения 2002-07-01. С поправками и изменениями)

ГОСТ 31378-2009 Нефть. Общие технические условия (Дата введения 2013-01-01)

ГОСТ Р 54567-2011 Нефть. Требования к химическим продуктам, обеспечивающие безопасное применение их в нефтяной отрасли (Дата введения 2013-07-01)

ГОСТ Р 52247-2004 Нефть. Методы определения хлорорганических соединений (Дата введения 2005-01-01. С поправками и изменениями)

Вот туда и вошло почти всё из приснопамятного приказа Минэнерго РФ от 18 октября 2001 года N 294 (Д).

Да, прямой запрет на применение хлорорганических соединений в нефтянке был снят, но были введены жесткие нормы предельных их концентраций в нефти (не более 10 ppm), регламентирована периодичность замеров (по согласованию сторон, но не реже 1 замера на 10 календарных суток).
Что ранее в России не регламентировалось и не упоминалось.

А также были разработаны стандартные методики определения хлорорганики в нефти (ГОСТ Р 52247-2004).
Причем самый свежий метод "В", оригинален, но полностью соответствует западному стандарту ASTM D 4929-04 «Standard Test Methods for Determination of Organic Chloride Content in Crude Oil», являясь его полноценной заменой.
На этот западный стандарт, кстати, напрямую ссылался приказ Министерства энергетики РФ 18 октября 2001 г. № 294 (Д), предписывая его применение. С введением ГОСТ Р 52247-2004 это перестало быть актуальным - ещё одно основание, почему признали утратившим силу исторический документ 2001-го года.

Единственно, в чём можно согласиться с не разобравшемся в сути вопроса Крутихтным, это в том, что отмена прямого запрета на применение хлорорганических соединений в российской нефтянке привела к злоупотреблениям, не смотря на жесткую регламентацию. Да, сугубо российская специфика. Халатность и проч. проч.

Но, касаемо новизны проблемы с хлорорганикой, Крутихин никакой не первопроходец и зачем-то выставленная им в таковом качестве Беларусь далеко не первая заявила о проблеме.

Российские нефтепереработчики уже давно "бьют в набат" по этому поводу и требуют хотя бы внести изменения в ГОСТ Р 51858-2002 / ГОСТ 31378-2009 в том плане, чтобы хотя бы перевести замеры содержания хлорорганических соединений из разряда "периодических" в категорию "приемо-сдаточных", жестко регламентированных к исполнению по каждой отдельной, даже самой минимальной, товарной партии нефти (выложу в следующей заметке журнальную статью в тему). Не говоря про желательность снижение регламентированного предельного их уровня.

Дабы не быть голословным, процитирую немного про хлорорганику и её регламентацию из ГОСТов. Как видно из текста, всё регламентировано, Крутихин или просто не знаком с материалом, или преследует какие-то не понятные нам цели, "наводя тень на плетень":

ГОСТ Р 54567-2011 Нефть. Требования к химическим продуктам, обеспечивающие безопасное применение их в нефтяной отрасли.

5.2 Требования к номенклатуре показателей

5.2.1 Номенклатура физико-химических показателей химических продуктов должна включать следующие данные:

- плотность при температуре 15 °С или 20 °С;

- кинематическую вязкость при температуре 20 °С;

- массовую долю активной основы;

- температуру кипения;

- температуру застывания;

- коррозионные свойства;

- сведения о наличии хлорорганических соединений;

- сведения о наличии органических соединений азота и серы;

- сведения о наличии соединений свинца, мышьяка, меди, кремния, хрома, кобальта, цинка, кадмия, железа, магния, кальция, натрия.

4.1 Перед применением химические продукты должны пройти испытания в порядке, установленном настоящим стандартом.

Соответствие характеристик химических продуктов определенным требованиям должно обеспечивать безопасность жизни, здоровья и имущества населения и окружающей природной среды.

Химические продукты не должны:

- ухудшать параметры добытой нефти, предназначенной для хранения, транспортирования и переработки, установленные ГОСТ 9965 и ГОСТ Р 51858;

- ухудшать показатели нефтепродуктов, установленные техническими регламентами и связанными с ними стандартами на продукты нефтепереработки (ГОСТ 305, ГОСТ 1012, ГОСТ 1667, ГОСТ 10227, ГОСТ 10433, ГОСТ 10585, ГОСТ 16504, ГОСТ Р 51105, ГОСТ Р 51866, ГОСТ Р 52050, ГОСТ Р 52368);

- отрицательно влиять на состояние оборудования магистрального трубопроводного транспорта и/или нефтеперерабатывающих предприятий, вызывать коррозию оборудования;

- отрицательно влиять на работу катализаторов нефтеперерабатывающих процессов.

ГОСТ Р 51858-2002 Нефть. Общие технические условия.

8.1 Нефть принимают партиями. Партией считают любое количество нефти, сопровождаемое одним документом о качестве по ГОСТ 1510.

8.3 Для проверки соответствия нефти требованиям настоящего стандарта проводят приемосдаточные и периодические испытания.

8.4 Приемосдаточные испытания проводят для каждой партии нефти по следующим показателям:

- плотность;

- массовая доля серы;

- массовая доля воды;

- массовая концентрация хлористых солей;

- давление насыщенных паров (только при приеме и сдаче в системе трубопроводного транспорта).

8.5 Периодические испытания выполняют в сроки, согласованные принимающей и сдающей сторонами, но не реже одного раза в 10 дней по следующим показателям:

- массовая доля механических примесей;

- давление насыщенных паров (кроме нефти в системе трубопроводного транспорта);

- наличие сероводорода (или массовая доля сероводорода и легких меркаптанов при наличии в нефти сероводорода);

- содержание хлорорганических соединений.

При поставке нефти на экспорт дополнительно определяют выход фракций и массовую долю парафина.

Результаты периодических испытаний заносят в документ о качестве испытуемой партии нефти и в документы о качестве всех партий до очередных периодических испытаний.

При несоответствии результатов периодических испытаний по любому показателю требованиям настоящего стандарта испытания переводят в категорию приемосдаточных для каждой партии до получения положительных результатов не менее чем в трех партиях подряд.

8.6 При разногласиях в оценке качества нефти проводят испытания хранящейся арбитражной пробы. Испытания проводят в лаборатории, определенной соглашением сторон.

Результаты повторных испытаний считают окончательными и вносят в документ о качестве на данную партию нефти.

контроль, Медведев, Москва, РБ, РФ, бизнес, власть, аналитика, Путин, скандал, нефть

Previous post Next post
Up