Определимся с определениями. И зачем изучать композицию?
Это будет последняя часть из разряда «Поговорим». И в следующий раз мы перейдем к делу ;)
Термин «композиция» пришел к нам из латинского языка. На латинском compositio означает «сочинение, составление, единение, связь». В фотографии, композиция - это такое расположение предметов в кадре, обусловленное его содержанием, характером и идеей, которое позволяет воспринимать их как единое целое.
Центральная замкнутая композиция. Внутри содержит несколько неявных углов и треугольников.
Для меня, композиция - это сила притяжения. Как мы все привязаны к планете силой притяжения, так и предметы в кадре связываются воедино, и только нет ее, композиции - притяжения, как все оторвалось, разлетелось по углам и получился хаос (и не тот, что отлично выглядит на фотографии и достигается долгим кропотливым трудом над кадром ;)), на изображение становится тяжело смотреть.
Множество диагоналей.
С помощью композиционных приемов можно не только организовать пространство в кадре, можно придать ему особый смысл или ощущение. Можно выделить главное, можно управлять взглядом зрителя, придать ощущение движения или непоколебимости, сделать изображение объемным или плоским, все в наших руках.
Мы все, блоггеры, фуд-фоторграфы - разные. Кому-то из нас не требуется особых дополнительных знаний, чтобы построить удачный кадр, а достаточно собственного вкуса и чутья. Кто-то продирается сквозь правила и книги, чтобы освоить это непростое искусство. Кто-то просто движется методом проб и ошибок. Кому-то удобнее продумать все заранее и выставить композицию еще до того, как блюдо будет готово. А кого-то не посещает муза, пока ее не привлечет запах готового пирога.
Пространственная перспектива.
Но, я думаю, все из нас хотя бы раз попадали в ситуацию, когда кадр просто не клеится, и в сотый раз передвинутая ложка все никак не желает вписываться в кадр. Или, рассматривая чужие работы, мы не до конца можем понять, почему же эта работа привлекает наше внимание, а другая, очень похожая, не нравится совсем.
А может быть, вы любите не действовать по правилам, а нарушать их? Ну тогда почему бы не ознакомиться с этими самыми правилами, чтобы знать, что мы нарушаем и зачем ;)
Необычная композиция в форме "а".
По вопросам в первой части статьи, и вашим ответам, понятно, что многим не хватает времени, чтобы заниматься теорией и работать над кадром долгое время. И есть хочется, и семья ждет за столом, да и пост в ЖЖ хочется скорее написать. :)) Именно в такой ситуации, я смею надеяться, помогут эти небольшие статьи. При выполнении заданий или просто при чтении, различные аспекты композиции усвоятся, уложатся в голове, и в следующий раз, при скоросном фотографировании «с пылу с жару», эти знания начнут работать: что-то вспомнится, на что-то вы сознательно обратите внимание, и что-то, обещаю, будет работать на подсознательном уровне, вы даже не заметите! И с каждым разом, с каждым усвоенным правилом или моментом - все проще будет складываться композиция.
Вследующий раз мы уже возьмем один предмет и посмотрим, на что можно и нужно обратить внимание при съемке, и, конечно, будем фотографировать!
И обсудить:
А как вы фотографируете? Много ли снимков делаете? Заранее знаете, как будет выглядеть фотография, или экспериментируете? Как часто у вас получается именно то, что вы задумывали с самого начала? Вспоминаете ли вы об известных вам правилах композиции в процессе? Если вспомнаете, то какие?
Все картинки в статье кликабельны.