(вернуться к ОГЛАВЛЕНИЮ) XX.- АВИАЦИЯ
80. Подполковник Монд, (D.S.O.-?), прибывший в Екатеринодар 20-го марта 1919, подготовил для Министерства авиации список оборудования для 100 «Ариэйтов» R.E.8, основанный на опыте, полученном в Архангеле и на Галицийском фронте Galician. Он должен был сопровождаться инструкторской миссией из 12 офицеров и 70 рядовых.
81. Этот личный состав и материальная часть начали прибывать только в мае, и только в июне были накоплены в количестве, достаточном для начала реализации запланированной программы.
82. Однако 6 D.H.9. и 15 Кэмэлов, все старые машины, были получены с Мудроса и Мальты, в очень некомплектном состоянии, и прибыли в апреле. Авиационная миссия начала свою работу с обучения русских взлету и полетам на этих самолетах, которые позже были дополнены поддержанными машинами из 62-го авиакрыла из Петровске. Три отряда с этими машинами (по четыре самолета каждый), были получены фронтом в начале июня. Четвертый отряд был оснащен самолетами 62-го крыла и также был отправлен на фронт немного позже.
83. Большие трудности пришлось испытать при оснащении и обучении этих отрядов. Источником этих проблем были изначально неверная подготовка русских пилотов, их самонадеянность и небрежность (легкомысленность), а также отношение Главного инспектора русской авиации, о котором негативно отзывался генерал Пул. Этот офицер, с чрезвычайно ревнивым характером, создал много препятствий нашим инструкторам в их работе, и поощрял собственных офицеров игнорировать их советы.
84. Запланированная программа стартовала после отправки отрядов в середине июня, и одного «авиадивизиона», в составе 33 машин, в начале августа. Аналогичные трудности проявились и в подготовке этого дивизиона. Еще до отъезда, и на пути на фронт, четыре машины потерпели аварии, ачетыре пилота и четыре наблюдателя сгорели заживо. Все эти несчастные случаи произошли из-за пренебрежения нашими требованиями; но они привели к столь серьезной потере доверия к «Ариэйтам», что две из трех эскадрилий дивизиона забрать у них эти машины. Этот вопрос был доведен до руководства, и после длительных переговоров были составлены следующие инструкции:-
85. Взаимодействие между русскими и британскими авиационными службами:-
(1.) британская Авиационная миссия помогает Вооруженным силам Юга Россия следующим образом:-
(a.) поставляя самолеты.
(b.) обучая пилотов на учебном аэродроме.
(c.) действиями британской авиационной эскадрильи непосредственно на фронте.
(d.) периодическими посещениями технических специалистов.
(2.) британские поставки для русской авиации, по их прибытию, хранятся в британских ангарах, под управлением британской Авиационной миссии.
(3.), Когда прибывает материальная часть для целого дивизиона, руководитель британской Авиационной миссии информирует об этом Инспектора русской авиации, который в порядке очереди отзывает дивизионы с фронта.
(4.) Дата начала вооружения дивизиона фиксируется Инспектором русской авиации. С этого момента дивизион будет находиться под управлением британской Авиационной миссии в вопросах вооружения и обучения.
(5.) Для изучения британских самолетов и практических полетов будет создан учебный аэродром.
(6.) Руководитель Британской Авиации назначает начальником (комендантом) аэродрома офицера, который будет управлять процессом обучения и оснащения русских дивизионов. Офицер - комендант аэродрома - будет подчинен офицеру, командующему британской Авиационной миссией.
(7.) Во время обучения русский дивизион будет подчиняться командованию Британской авиационной миссии в вопросах практической и теоретической подготовки, а также в вопросах оснащения. В вопросах дисциплины дивизион подчиняется русскому дисциплинарному офицеру. Во внутрихозяйственных вопросах дивизион остается в подчинении русских властей.
(8.) Дисциплинарный офицер (,The Disciplinary Officer, Practice Aerodrome), назначается начальником штаба Вооруженных сил Юга России и подчиняется Старшему инспектору русского дивизиона (Chief Inspector of the Russian Division). Все приказания в вопросах обучения и оснащения отдаются руководителем Британской Авиационной миссии через дисциплинарного офицера, последний передает их. Руководитель Британской Авиационной миссии по вопросам обучения обращается напрямую к начальнику штаба Вооруженных Сил Юга России..
(9.) Свидетельства об успешном обучении вручаются русским пилотам после завершения обучения.
(10.), Когда руководитель Британской Авиационной миссии отчитывается о завершении обучения и оснащения, русские авиационные отряды возвращаются в подчинение русского командования.
(11.) Каждый русский дивизион, обучаемый и снаряжаемый на учебном аэродроме, получает -
8 собранных самолетов, 10 двигателей - 1-я эскадрилья.
8 собранных самолетов 10 двигателей - 2- я эскадрилья.
8 собранных самолетов 10 двигателей - 3- я эскадрилья.
3 собранных самолета 11 двигателей - база дивизиона
6 самолетов, разобранных (на всякий случай) - база дивизиона.
Общее количество: 33 самолета, 41 двигатель.
Запасные части на 3 месяца - дивизион.
Смазочные материалы на 3 месяца - дивизион.
Оставшиеся материалы для целой группы - русский центральный склад.
Автомобили -
Форд, легковой - 1
Форд, грузовые - 3
Мастерская - 1
Тяжелый грузовик с прицепом - 1
(12.) Офицеры, командующие эскадрильями, получающими британскую материальную часть, выпускают на нее расписки, и ответственны за отправку копий этих расписок Инспектору русской авиации.
(13.) Если возникнет потребность , британские офицеры связи будут выделены для канцелярии генерал-квартирмейстера, Штаб-квартиры Вооруженных сил Юга России, и Генерал-квартирмейстерам штабов всех армий.
(14.) британские технические специалисты-офицеры связи могут быть направлены русским авиационным эскадрильям, полностью или частично оснащенным британской Авиационной миссией, чтобы удостовериться в том, что оборудование используется должным образом. Эти офицеры сообщают руководителю британской Авиационной миссии относительно надлежащего или ненадлежащего использования вышеупомянутого оборудования, и они имеют право запрашивать техническую информацию от офицеров, командующих русскими авиационными эскадрильями. Британские технические специалисты - офицеры связи не имеют никакого права вмешиваться в распоряжения русского командования, но они должны давать свои советы, когда их будут об этом спрашивать.
(15.) 47-ая британская авиаэскадрилья будет подчиняться напрямую приказам Главнокомандующего Вооруженных сил Юга России, либо будут выделены в распоряжение одной из армий.
86. В середине августа Британская Авиационная школа переехала из Екатеринодара в Таганрог, и приступила к работе в новых направлениях и при более благоприятных условиях, разместившись на территории авиазавода Лебедева.
87. Несколько британских офицеров, особенно лейтенант Хэд, которые еще до переезда в Таганрог сделали многое для того, чтобы исправить плохое мнение, сложившееся у русских пилотов в отношение «Ариэйтов», с тех пор провели превосходную работу с 1-ым дивизионом, который уже был оснащен, и в настоящий момент вместе с дивизионом находятся в процессе строительства. Всякий раз, когда русские офицеры считали любой маневр или повадки машины опасными, вроде вращения и т.п., они быстро откликались на реакцию учеников, показывая, что эти маневры были не только возможны, но и не опасны, и учили их выходить из них. Хотя проведение некоторых из этих маневров на «Ариэйтах» было запрещено, они были абсолютно необходимы чтобы восстановить веру русских пилотов в эти машины.
88. Подготовка 2-ого дивизиона теперь почти закончена, и обучение в рамках новой системы оказалось намного более успешным и быстрым.
89. Вина за возникшее изначально непонимание этих машин, не может быть возложена целиком на русских. Эхо тех трудностей, которые возникли в Англии и Франции при начале эксплуатации «Ариэйтов», достигли русских из разных источников и были, конечно, преувеличены. Эта машина не совсем подходит для пилотов, которых, при всей их храбрости, первоначально учили летать на дефектных системах.
90. Кроме того, четыре из пяти из инструкторов, отправленных первоначально, не подходили для этой роли, будучи военнопленными, не летавшими перед этим в течение некоторого времени, ни один из них не летал на «Ариэйте», а двое пилотировали гидропланы. Пятый имел небольшой опыт полетов на «Ариэйте», ему не очень хотелось летать на них. Ни одни из этих пяти не был квалифицированым преподавателем. С тех пор как главный инструктор был заменен Майором Арчером, отвечавшим за учебную школу, и когда прибыли пилоты с опытом пилотирования «Ариэйтов», в подготовке был достигнут большой прогресс.
91. 1-ый дивизион «Ариэйтов» в настоящее время находится на фронте.
92. Первые четыре отряда, снабженные подержанными машинами, на начальном этапе испытывали трудности, но сейчас у них все хорошо, особенно у эскадрильи номер 1, расположенной в Екатеринославе и Киеве.
XXL- 47-АЯ ЭСКАДРИЛЬЯ КОРОЛЕВСКИХ ВВС
93. Вследствие неизбежных задержек, связанных с отправкой, подготовкой и обучением русских пилотов полетам на наших машинах, генерал Деникин попросил об участии в боевых действиях полноценного британского подразделения.
94. Первые самолеты 47-й эскадрильи прибыли в апреле и сразу же началась сборка самолетов. Это было приблизительно за 2 месяца до того, как прибыло вся материальная часть эскадрильи. Первые машины, хотя новые, прибыли без некоторых деталей или с недоделками. Это, вместе с поздним прибытием запчастей, вызвало задержку первого полета на 6 недель. Однако с того момента, как эскадрилья достигла фронта, служба 47-ой эскадрильи была безупречной и удивила русских своей манерой участия в сухопутной войне. Были рассеяны кавалерийские дивизии и транспорт, и насколько известно, противнику был нанесен значительный материальный ущерб и тяжелые потери. Были сбиты пять вражеских машин и три аэростата. Погибшие пилоты были возвращены из-за линии фронта и была получена очень ценная информация. Нет сомнения, что это маленькое британское подразделение полностью оправдало себя, и в немалой мере внесла свой вклад в успех Кавказской Армии в противостоянии с огромными Большевистскими армиями в нижнем течении Волги. В особенности действия одного британского пилота, капитана Андерсона, формируют традиции русской авиации.
Общее количества машин, полученных и поставленных до 30-ого сентября 1919, показаны в приложенной таблице:-
ЧИСЛО МАШИН, ПРОШЕДШИХ ЧЕРЕЗ КОРОЛЕВСКУЮ МИССИЮ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ, ЮЖНАЯ РОССИЯ.
Название машины / Количество прибывших в Новороссийск / Количество переданных русским / Количество машин, используемых в обучении, либо собираемых в школе
«Ариэйт» R.E.8 … 94 / 36 / 37 (a)
«Ариэйт» R.E.8 … 8(b) / - / -
«Де Хэвиленд» D.H.9 … 21(c) / 21 / -
«Де Хэвиленд» D.H.9 … 11 (d)/ - / -
«Де Хэвиленд» D.H.9a … 9 / 9 / -
«Кэмэл»… 21 / 21 / -
S.E.5 … 6(e) / - / -
Всего, собранных машин … 151 / - / -
Всего, разобранный машин … 17 / - / -
ИТОГО 168 / 87 / 37
Примечания.
(а) Все кроме четыре собраны. 21 машина проверена.
(b) В пути с базы в Таганрог.
(c) Исключая 2 машины, нуждающиеся в ремонте, но включая 1, переданную русским военно-морским силам на Каспии
(d) Некомплектно. Пропеллеры, двигатель, запчасти, и др., еще в пути.
(e) Не может быть передан, поскольку с машинными были поставлены чужие двигатели.
Миссией были собраны 120 машин из151, прибывшей в комплекте.
ДАЛЕЕ
XXII. - ТАНКИ (вернуться к ОГЛАВЛЕНИЮ)