СОБЫТИЯ У ОЗЕРА ХАСАН В ИТОГОВЫХ ДОКУМЕНТАХ
Составлено по: РГВА. Ф. 35083. Оп. 1.Д. 108-112. Стиль изложения оставлен без изменений
Полный список Предыдущая страница Следующая страница 6. Инженерные части
Район боевых действий корпуса имеет чрезвычайно бедную дорожную сеть, представленную по сути одной улучшенной дорогой Раздольное - Новокиевск (Краскино) и несколькими малонаезженными проселочными дорогами без искусственных сооружений (мостов и труб).
Основная дорога Раздольное - Краскино представляет улуч шенный тип грунтовой дороги с гравийным покрытием.для двух путей движения.
К моменту сосредоточения частей корпуса полотно дороги было подготовлено к ремонту, на некоторых участках уже производился ремонт. Благодаря этому после 5-6 дней непрерывного движения автотранспорта и особенно гусеничных машин проезжая часть дороги на ряде участков была разбита и движение автотранспорта проходило с весьма ограниченной скоростью.
Дорога Краскино - Сапдоканцза - Заречье - Подгорная - Мыс Мраморный - Южное Заречье, а также все основные пути подхода к границе (вые. 62,1, вые. Заозерная, вые. 194,0, вые. 68,8, Пакшекори и др.) представляют малонаезженные проселочные дороги, обозначенные на местности колеями, с трудом проходимые в сухое время для автотранспорта. На отдельных участках, главным образом, в местах пересечений дорог с ручьями и речками, а также па заболоченных участках, движение автотранспорта происходило с большим трудом и, зачастую, требовало буксировки или тракторами, или вручную.
Уже к 05.08.38 после прохождения 40-й и 32-й сд и 2-й мб этот основной путь сосредоточения частей корпуса был разбит. Все ветхие мостики были разрушены, на заболоченных участках машины буксовали.
Все указанные проселочные дороги в период дождей, которые для Посьетского района являются обычным явлением, быстро становятся труднопроходимыми для автотранспорта, а при дождях продолжительностью свыше суток - совершенно непроходимыми для автотранспорта и трудно проходимы для гужтранспорта и гусеничных машин.
При дождях продолжительностью несколько дней (4-5 дней) такие реки, как Черухэ, Янчихэ, и ручьи, впадающие в озеро Сакпау, становятся трудно преодолимыми препятствиями, требующим специальных переправочных и понтонных средств. Так река Черухэ, легко преодолимая вброд всеми видами транспорта и имеющая незначительную ширину, в некоторых местах от 5-10 метров, после 5-6 дней непрерывных дождей уже непроходима вброд даже для гусеничных машин.
Для переправы же автотранспорта и гужтранспорта в районе 39-й сд через р. Черухэ был устроен усиленный паром из трех лодок А-3. Ширина реки в этом месте доходила до 30 метров с весьма быстрым течением.
Ручьи, впадающие в озеро Сакпау в районе Заречье, потребовали наводки наплавного усиленного моста из лодок А-3 (27 лодок неиспользование парка Н-2П 2-го мб).
Кроме того, даже при дождях в Маньчжурии, река Ту-Мен-Ула разливается, соединяется с оз. Сакпау, и все лощины и дороги в районе Пакшекори, Заречье и дорога на мыс Мраморный превращаются в озера и болота. Сообщение с Заречьем в таких условиях возможно лишь паромной переправой или на лодках; так, в период дождей, начиная с 18.08.38 сообщение района боевых действий (оз. Хасан) возможно было с Заречьем или на лодках, или по наведенным мостам. То же и с дорогой на мыс Мраморный, которая на своем значительном протяжении была заболочена, и были периоды, когда даже останавливалось движение гужевого транспорта. Начиная с 16.08 и до момента выхода частей на зимние квартиры, дорога южнее Заречье -мыс Мраморный была выведена из строя для автомобильного движения.
Эти особенности Посьетского района в дорожном отношении характерны для всего Приморского театра военных действий; требуют оснащенности инженерных войск переправочными средствами не только для форсирования рек в наступательных операциях, но и для обеспечения путей подвоза в районе корпуса и армии. Характерно, что корпусной санбат 39-го ск нарком лодок А-3 снабжен не был, это обстоятельство заставило командование корпуса сосредоточить в районе Заречье переправочные парки почти всех соединений, входящих в состав корпуса (40,32, 39-й сд).
На своем значительном протяжении все дороги хорошо просматриваются противником и особенно участок дороги Заречье - Подгорная, где движение машин, даже одиночных, вызывало артогонь противника.
Посьетскмй район совершенно не имеет лесных массивов и даже поросли и кустарника. Запасов лесоматериалов заблаговременно создано не было, что поставило в чрезвычайно тяжелое положение с первых же дней операции производство оборонительных и дорожно-мостовых работ. Характерным примером может служить факт взятия от погранотряда в Заречье нескольких десятков кубометров леса для устройства колейных мостов по пути движения подходящих к фронту частей. В дальнейшем же стала необходимость все производимые работы обеспечивать за счет подвоза из армейского тыла, но так как потребность заранее учтена не была, то заброска лесоматериалов происходила неорганизованно из пунктов, где случайно были обнаружены запасы материалов (Барабаш, Владивосток, Посьет).
Аналогичное положение было и с прочими строительными материалами, инженерным имуществом и инструментом.
Головной инженерный склад развернулся в Посьете после перемирия, а в период самой операции снабжение попек материалами и инструментом проводилась командирами, вызванными в распоряжение НИС корпуса в период 03-05.08. Это привело, что к началу операции и до 06-07.08 войсковые соединения не были обеспечены самым необходимым имуществом для производства оборонительных работ и закрепления приграничных высот. Первые мотки колючей проволоки и кольев начали поступать в район боевых действий 06-07.08.
Появление острожелудочных заболеваний неожиданно со всей остротой поставило вопрос об обеспечении войск питьевой водой, что следует также отнести к отсутствию изучения района и производства специальных разведок. Запасы воды в колодцах, расположенных у пограничных застав, обеспечить проходящие части не могли и быстро иссякли. Подготовка района боевых действий в водном отношении отсутствовала. Источники водоснабжения заранее разведаны не были, в результате чего обеспечение войск водой проходило из случайно обнаруженных открытых водоемов и родников.
Населенные пункты в районе боевых действий отсутствуют и рассчитывать на привлечение местного населения, транспорта и инструмента не приходится.
Характерно отметить, что до операции район боевых действий старшими инженерными начальниками (НИС корпуса и дивизий) совершенно не изучался.
В инженерном отношении Посьетский район к ведению крупных операций подготовлен не был.
Для обеспечения маневра и службы тыла необходимо:
а) построить железную дорогу нормальной колеи Раздольное - Краскино;
б) усовершенствовать шоссе Краскино - Новая Деревня;
в) построить новое шоссе Краскино - Саидоканцза - Заречье - вые. 194,0 - Подгорная - вые,86,8 - 68,8 -мыс. Мраморный;
г) создать неприкосновенные запасы материалов в районах мыс Мраморный, Ханси - Посьет. Исходя из оперативных планов, определить количество создаваемых запасов (бревна, доски и колья, жерди). I Целесообразно в мирное же время иметь в районе Посьета все необходимое инженерное имущество и инструмент для развертывания головного инженерного склада с дислокацией в Посьете. Из инженерного имущества должны быть созданы в мирное время неприкосновенные запасы колючей проволоки, земленосных мешков, переносных препятствий, сортового железа для дорожно-мостовых работ, стрелковых щитов и металлических кольев;
д) В мирное время провести геологическую разведку и водные изыскания и на основании ее данных обеспечить постройку колодцев и водоемов на основных направлениях - дорогах и в создаваемых оборонительных районах с одновременным расширением и улучшением существующих колодцев у погранзастав.
К моменту начала активных боевых действий корпуса были сосредоточены следующие инженерные части:
а) 40-я сд - санбат дивизии, санбат 43-го ск и 32-й инжбат;
б) 32-я сд - санбат дивизии и 121-й строит, батальон;
в) для обеспечения дорожных работ в районе корпуса - санбат 39-го ск, 91, 94, 87-й строит, батальоны.
Остальные соединения саперных средств усиления не имели и вышли с подразделениями, входящими в их состав организационно.
Дорожные и переправочные парки саперных частей корпуса были сосредоточены на маршруте вые. 62,1 - Заречье - Ханси - для усиления строит, батальонов и корпусного санбата.
Основными видами работ инженерных войск во время операции были:
1. Работы по укреплению рубежа, занимаемого 40-й и32-йсд;
2. Дорожные работы в районе корпуса на маршруте -Подгорная - Сахарная головка.
Кроме того, саперные части 40-й и 32-й сд были использованы как пехота при атаке высоты Заозерная и Безымянных высот, а также для их удержания.
После перемирия все инженерные части корпуса были привлечены к оборонительным работам в районах: 40,32, 26 и 39-й сд.
06.08 начальнику инженерной службы корпуса командованием корпуса была поставлена задача - немедленно по взятии вые. Заозерная личным руководством обеспечить укрепление высоты. Для выполнения этой задачи в распоряжение НИСа корпуса были приданы санбат 40-й сд и 43-го ск. К этому же времени был получен приказ народного комиссара обороны об укреплении захваченных высот.
Во исполнение этой директивы Наркома штабом корпуса даны были следующие указания:
«1. К работам по укреплению приступить немедленно по занятию высот.
2. Укреплены должны быть не только высоты Заозерная и Безымянная, но и их фланги по линии Новоселки, вые. 68,8 и на юг по линии южная оконечность оз. Хасан, д. Подгорная и Нагорная.
3. Укрепления должны иметь проволочную сеть 5 кольев, окопы полной профили, хода сообщения, защищенные, артиллерийские и командные пункты.
4. К работам I го постройке проволочной сети привлечь саперные батальоны сд.
Головной инженерный склад корпуса - Заречье (южная)».
К моменту захвата высот Заозерная и Безымянная саперные части выполняли следующие работы:
1. Санбат 40-й сд - прибывшая в ночь на 05.08.38 2-я сапрота получила задачу по устройству командного пункта командиру корпуса на вые. 194,0 и КП командира дивизии на вые. 62,1; из-за отсутствия лесоматериалов оборудование командных пунктов ограничивалось устройством щелей для личного состава и их легким перекрытием от осколков снарядов.
06.08 командование батальона получает приказ командира дивизии сосредоточить две роты в лощине района вые. Междорожная с задачей - с наступлением темноты выступить на вые. Заозерная с целью устройства заграждений по линии границы вые. Заозерная и Пулементая.
Технической роте с переправочным парком была поставлена задача обеспечить предстоящие работы по укреплению границы материалами (заготовка кольев, подвоз колючей проволоки, скоб и МЗП).
05.08 в 21.00 штаб батальона, 1-я и 2-я роты, отделения связи были сосредоточены в район вые. 62,1 для выполнения задачи, поставленной командиром дивизии.
В ночь с 06 на 07.08. батальон участвовал в атаке высот Заозерная и Пулеметная совместно со стрелковыми частями. Первая рота, достигнув восточных скатов высоты Пулеметная, вступила в бой совместно со стрелковыми подразделениями и не имела возможности выполнить задачу по устройству проволочного заграждения в виду того, что высота не была полностью очищена от противника. Вторая рота, достигнув восточных скатов выс. Заозерная, также не имела возможности выполнить поставленную задачу ввиду того, что высота, особенно ее гребни, занимались противником. Во время этих боев выбыли из строя ранеными НИС сд и командование батальона. Ввиду потерь батальон был выведен из боя и был сосредоточен на мыс. 62,1.
Таким образом, сапбат 40-й сд был введен в бой 06 и 07.08 за вые. Заозерная и Пулеметная и фактически к исходу 07.08 из строя выбыл, не произведя никаких оборони-Н-ЛЫ1ЫХ работ. Батальон после боев потерял до 40% личного состава идо 09.08 был выведен на КП дивизии.
К утру 08.08 на вые. Заозерная был сосредоточен сап-пат 43-го ск для выполнения оборонительных работ, т. е. фактически в распоряжении НИСа корпуса находился только этот батальон, которому и была поставлена задача укрепления высоты.
08.08 в 8.00 НИС корпуса ставит задачу 1-й роте батальона выступить на гребень высоты район 118-го сп и оказать помощь пехоте в устройстве и оборудовании щелей и пор на обратных скатах вблизи гребня.
Аналогичную задачу получили и остальные подразделения батальона.
К этому времени к подножью высоты из склада, организованного на вые. 62,1 саперным батальоном 40-й сд были подвезены до 20 подвод колючей проволоки и кольев, что было уже достаточно для начала работ. Начиная с этого дня и до самого перемирия, подвоз кольев и проволоки производился непрерывно выделенными для этой цели из 49-го стройбата 12 пароконными подводами.
Ввиду того, что противник вел губительный артиллерийский огонь по нашим расположению и саперы вынуждены были отражать контратаки противника, 08.08 поставленную задачу батальон не выполнил и был использован в качестве усиления пехоты.
НИС корпуса за 08.08 доносил командованию корпуса следующее:
«1. 08.08 согласно Вашего приказания было приступлено к производству оборонительных работ вые. Заозерная. Было сосредоточено 2 роты сапбата 43-го ск.
Несмотря на попытки производить отрывку окопов, последняя ограничивалась устройством отдельных ячеек, так как противник вел сильный артиллерийский огонь и на протяжении всего дня забрасывал наших сапер гранатами и бомбометным огнем.
В ночь на 09.08 было сосредоточено 4 роты сапер (3 роты сапбата 43-го ск н 1 рота сапбата 40-й сд - остатки после боев 05-06.08).
В результате всех этих работ в основном построены щели на наших скатах. Все попытки вести окопные работы даже ночью успеха не имели, так как саперы в основном вели бой за удержание высоты в качестве пехоты.
Попытка ночыо установить на скатах противника даже малозаметные препятствия (рота сапбата сд и 2-я рота 43-го ск) также успеха не имели, так как противник забрасывал гранатами и минами. Материал сосредоточен к подножью высоты п имеется в достаточном количестве. Всего сосредоточено для 40-й сд на вые. 62,1 - колючей проволоки - 22 тонны, кольев - 700 штук, колотушек для забивки кольев - 11 штук, противотанковых мин - 1000, МЗП- 100 пакетов.
Необходим материал - жерди и накатник - 150 кубометров, принадлежности для производства взрывов...
В результате боев и работ 08.08 и особенно в ночь на 09.08 потери по неуточненным данным достигают: комсостава - 40-50% и сапер до 30%.
В ночь на 09.08 саперы ходили в атаку и сейчас закрепляются па наших скатах.
Работам мешает сильный артиллерийский огонь тяжелой артиллерии вдоль наших скатов вые. Заозерная, беглый огонь полевых батарей с левого фланга...
Прошу для обеспечения выполнения поставленной задачи:
1. овладеть полностью выс. Заозерная,
2. подавить артиллерийский огонь,
3. усилить прикрытие работ стрелковыми войсками и использовать сапер во 2-м эшелоне только по назначению и в бой вводить только в крайних случаях,
4. подготовить немедленно и выслать саперный батальон, так как снять сапер с боевой линии в данный момент совершенно не возможно и необходимо ожидать 09.08 контратак противника».
09.08 продолжались работы по укреплению вые. Заозерная, производство оборонительных работ осложнялось тем, что противник все дни до перемирия держал высоту и особенно наши скаты под артиллерийским, гранатометным и минометным огнем. Кроме того, вся в целом высота Заозерная к этому моменту взята не была, так как на ее советских гребнях были расположены японские окопы с пулеметными точками. Далее на правом фланге был совершенно открытый для противника участок, никем не занимаемый. Значительные трудности представляла доставка материала на гребни высоты, которую приходилось производить в ночное время, и для этой цели ежедневно выделялась одна рота.
Все это создавало чрезвычайно тяжелые условия для ведения оборонительных работ, и все попытки выдвинуться за гребень высоты с задачей поставить проволочные заграждения даже ночью успеха не имели. Исключение составляет сапбат 40-й сд, который в ночь на 10.08 сумел поставить 10 пакетов МЗП непосредственно перед гребнем.
Характер и объем оборонительных работ, произведенных за 09.08 на вые. Заозерная из донесения НИСа корпуса рисуется в следующем виде:
«1. Фактически по укреплению высоты участвовал сапбат 40-й сд (58 человек). Установлено 80 п.м. малозаметных препятствий; Установка срывалась минометным и гранатным огнем со стороны противника; работа производилась ночью. Построен КП командира батальона.
2. Сапбат 43-го ск (123 человека) ввиду открытого правого флап га - до сего времени не установлена связь с 32-й сд - занимал самостоятельно боевой участок н одновременно укреплял его. Построены траншеи и щели на 1 взвод. В ночь на 10.08 пехота приступила к отрывке окопов и имеется перелом в этом отношении. Высота Заозерная, особенно наши скаты оборудованы норами и щелями. На 10.08 произошли следующие изменения в личном составе санбата: сапбат 40-й сд осталось - 58 человек из 126 и сапбат 43-го ск осталось - 123 из 242 чел. Прибыл в 7.00 10.08 вые. 62,1 32-й инжбат, который приступит к работам сегодня в ночь (170 чел.)». За 10.08 и в ночь на 11.08 па вые. Заозерная работал по укреплению: сапбат 43-го ск - 146 чел., сапбат 40-й сд - 52 человека и 32-й инжбат - 170 человек, включая сюда комсостав и их обслуживающие подразделения.
32-й инжбат, как батальон только что прибывший впервые на ночные работы, был поставлен на укрепление участка, занимаемого разведбатом (южные отроги высоты). Батальоном за ночь было отрыто окопов и ходов сообщений до 300 метров н был подброшен материал для устройства проволочной сети на 1 км.
Санбатом 40-й сд на участке 120-го сп была поставлена проволочная сеть 2 кола, оборудовано 5 пулеметных точек на гребне и отрыто 60 п.м. ходов сообщений глубиной 0,50 -0,60 м.
Санбатом 43-го ск па участке 118-го сп отрыто ходов сообщений - 260 п.м., установлено 200 п.м. МЗП и оборудовано на каменистом грунте 6 огневых точек.
Одновременно днем саперы вводились в бой в качестве пехоты для отражения контратак противника, особенно па правом фланге.
Установка проволочной сети, особенно забивка кольев, часто срывалось ночными контратаками противника, и саперы вынуждены были значительную часть времени действовать, как пехота.
Кроме того, один взвод 32-го инжбата был переброшен па дорожные работы в район оз. Хасан (дорога 62,1 - Заозерная).
Все последующие дни до 12.08 саперные части на мыс. Заозерная были использованы в помощь пехоте по оборудованию пулеметных гнезд, отрывки щелей, нор. Все задачи по укреплению высоты ставились на месте непосредственно НИСом корпуса, и отдельные подразделения батальонов придавались полкам. Ввиду недостатка сапер, укрепление оборонительной полосы дивизий южнее ныс. Заозерная производилось непосредственно самой пехотой.
32-го инжбат после 10.08 был использован для постановки проволочных заграждений и усовершенствования огневых точек на вые. Заозерная. Работы по укреплению значительно осложнялись отсутствием подручного лесного материала, которого совершенно не было в районе дивизии.
Инженерные войска. Окончание