Записки начальника разведки. Глава 4. Партизанская разведка (продолжение)

Oct 31, 2008 21:38

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА

ПАРТИЗАНСКАЯ РАЗВЕДКА. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Вместе с нами в бригаду пришла группа подрывников. Кроме того, вместе с нашей партизанкой Зоей Аладьевой также прибыла группа подрывников. Все это было конкретной помощью Белорусского штаба партизанского движения нашей бригаде. В бригаду также была направлена радистка Клавдия Буракова. Для проведения политико-воспитательной работы среди партизан и пропагандистской работы среди местного населения в бригаду прибыл из-за линии фронта Иван Яковлевич Коньков.

С прибытием большой группы подрывников по инициативе начальника штаба бригады Буланова И.Д. было организовано обучение партизан минно-подрывному делу. Одновременно с обучением активизировалась диверсионная деятельность. На железные дороги выходили группы из состава прибывших подрывников и местных партизан, хорошо знавших местность и обстановку.

Подрывникам из группы М.Горбатенкова совместно с разведчиками бригады за период с 5 июня по 12 сентября удалось пустить под откос 17 вражеских эшелонов, взорвать 5 железнодорожных мостов. Впоследствии весь состав этой группы был награжден орденами и медалями, а Горбатенков был награжден орденом Ленина.

Мы постоянно ощущали недостаток взрывчатки. Эту проблему решали за счет невзорвавшихся бомб и снарядов. Вначале, не имея опыта, к месту подрыва несли бомбу или снаряд, которые использовали в качестве мин, а затем сила-ми комиссара 10-го отряда Гришанова Ф.А. наладили изготовление мин из тола, выплавленного из бомб и снарядов.

В ответ на участившиеся диверсии немцы предприняли ряд мер по охране железных дорог, мостов и складов. По обе стороны железной дороги вырубался лес, устраивались и минировались завалы, дополнительно возводились дзоты на подходах к дорогам, усилился контрразведывательный режим в станционных поселках и деревнях, примыкавших к железным дорогам. От периодических карательных экспедиций с ограниченным привлечением сил немцы перешли к разработке и проведению против партизан крупных операций с привлечением войск, жандармерии, разведывательной и бомбардировочной авиации.

В сентябре-октябре 1942 года против партизан под руководством начальника тылового района группы армий "Центр" генерала Шенкендорфа была разработана и проведена в два этапа карательная операция в районе Орша-Могилев-Борисов. На первом этапе, в сентябре, предусматривалось окружить Рацевский лес и уничтожить партизан бригады "Чекист". На втором этапе, в октябре 1942 года, окружить и уничтожить партизан бригады Жунина в лесах южнее Крупки. Для проведения операции использовались 107-я пехотная дивизия, 286-я охранная дивизия, батальоны "СС", жандармские и полицейские формирования.

В первых числах сентября были получены первые данные о действиях немцев от разведчиков-подпольщиков из Орши, Толочина, Шклова. В Орше выгружались пехота, танки, артиллерия, и войска направлялись в сторону Рацев-ского леса. В Толочине была отмечена разгрузка пехотных, артиллерийских и минометных подразделений и выход колонны в сторону Рацево. Из Шклова колонна гитлеровцев выдвигалась в сторону Староселья. За колоннами противника велось наблюдение, а конные разведывательные группы бригады по возможности сопровождали их.

К утру 4 сентября немцы заняли почти все населенные пункты вокруг Ра-цевского леса: Староселье, Рацево, Смоляны, Дымово, Лаговщину, Зубово, Ореховку, Слободу. Рацевский и Казенный леса, где располагались основные силы бригады, были блокированы со всех сторон. Оставалась узкая полоска, идущая с северной стороны леса к железной и автомобильной дорогам Минск-Москва. Немцы, вероятно, считали, что уходить партизаны в этом направлении не будут.

Отряды заняли круговую оборону по опушкам леса. Западнее Староселья, где были обнаружены немецкие танки, наша партизанская артиллерийская батарея в составе двух орудий заняла огневую позицию. На вероятных направлениях возможного наступления были выставлены сильные заслоны. Немцы, наученные предыдущими боями против нашей бригады, продвигались к лесу очень медленно, последовательно занимая один рубеж за другим. Разведчики вели наблюдение за всеми маневрами немцев, проникая в их тылы через промежутки в боевых порядках. Над лесом периодически появлялся разведыватель-ный самолет, который вел разведку и разбрасывал листовки с призывами бросать оружие и сдаваться.

Анализируя поступающие от разведки данные, в штабе бригады пришли к заключению, что атаку немцев следует ожидать утром 5-го сентября. На со вещании командиров отрядов высказывались различные мнения о действиях сложившейся обстановке. Одни предлагали занять жесткую оборону и не допускать немцев в лес, другие - прорываться в западном направлении, переходить через реку Друть в леса южнее Крупки, и, наконец, командованием бри-гады было принято решение действовать по третьему варианту, суть которого заключалась в следующем. Прикрывая Рацевский лес небольшими по составу заслонами, которые должны были в течение ночи имитировать активность основные силы бригады двумя колоннами вывести из леса к железной дороге Минск-Москва, тщательно замаскировавшись, в следующую ночь перейти железную и автомобильную дорогу на участке Толочин-Орша и уходить в леса южнее Лепеля. Переход дорог осуществить также в двух местах: правой колонной - западнее Коханово, левой - восточнее Коханово. Встреча обеих колонн планировалась в лесу Усвиж-Бук.

С наступлением темноты отряды двумя колоннами двинулись в направлении Галошево-Коханово. Левую колонну в составе отрядов Иванова, Симдянкина, Шамарина вел командир бригады Кирпич, правую - Никитченко, в составе отрядов Клюшникова, Денисова, Ходорнка и Никитченко. Между обеими колоннами шел обоз с ранеными. Связь между колоннами поддерживалась конными разведчиками. Колонны двигались тихо, было запрещено курить, громко разговаривать. В авангарде шли конные разведчики, замыкали колонны группы боевого охранения. Оставленные в лесу заслоны, маневрируя, вели огонь по сосредоточениям немцев. К утру обе колонны бригады без боя вышли в намеченные районы. Отряды под командованием Кирпича заняли небольшой лесок около деревни Симоново, отряды Никитченко - около деревни Ольховка. Оба района находились в непосредственной близости от Кохановского гарнизона и постов железнодорожной охраны. Это смелое решение позволило сохранить главные силы бригады и боеприпасы, которых становилось все меньше.

Начальник штаба бригады был оставлен в Рацевском лесу для встречи отряда Суворова, находившегося в это время на задании. Позднее Иван Дмитриевич, видевший своими глазами действия немцев, рассказал следующее. Рано утром гитлеровцы начали артиллерийскую подготовку. Снаряды рвались в расположении оставленных партизанами лагерей, значит, немцы имели довольно точные данные о нашем расположении. Затем, построившись в цепи, они с трех сторон перешли в наступление, ведя сильный ружейно-пулеметный огонь. Каратели несколько раз огнем прочесали Рацевский и Казенный леса. По просекам шли бронемашины и легкие танки, ведя беспорядочный огонь. Лагеря отрядов были перевернуты. Основные силы бригады ушли на север и, затаившись, ждали в это время следующей ночи для броска через железную и шоссейную дороги. Самолет-разведчик вел поиск партизан над лесами западнее и южнее Рацевского леса, но найти места их сосредоточения ему не удалось.

С наступлением темноты отряды под командованием Кирпича по предварительно разведанному маршруту двинулись к железной дороге. Я с группой разведчиков вывел колонну к железнодорожному переезду в 16 км восточнее Толочин. Уничтожив охрану немцев и выставив правее и левее колонны сильные заслоны, отряды через железнодорожный переезд двинулись к автомагистрали. Немцы открыли по колонне огонь, но основная масса уже перешла железную дорогу. К утру вышли на северную опушку лесного массива Усвиж-Бук. В небе появился самолет-разведчик, однако он не обнаружил партизан, которые рассредоточились в лесу и замаскировались

Вторая колонна бригады в составе пяти отрядов при попытке перейти железную дорогу восточнее Коханова попала в засаду немцев и, не сумев преодолеть огневой заслон, отошла в перелески. Маневрируя в лесах южнее железной доро-ги и неся большие потери, 25 сентября эти отряды под командованием начальника штаба бригады ушли в лес в район Ухвалы, южнее Крупки, в зону действий 8-й партизанской бригады под командованием Жунина С. Г. 5 октября в район Крупских лесов прилетел самолет, доставив партизанам оружие, боеприпасы и медикаменты. Этим самолетом вылетели в Москву Буланов И.Д. вместе с Ко-валевым Н.И. Командование оставшимися отрядами было возложено на капитана Суворова И.Н. С 10 октября немцы начали проводить карательную операцию в районе, куда вышли после Рацевской блокады наши пять отрядов. Оказавшись в окружении, отряды упорно сопротивлялись, неся большие потери. Погибли командиры отрядов Суворов И.Н., Клюшников Б.Н., комиссар 20-го отряда Массюров. Только в декабре 1942 года в бригаду, которая в это время находилась в Лепельских лесах, из-под Крупок прибыло два отряда под командованием Маркова П.И. и Якимова С.Н. Отряд Никитченко вошел в состав бригады Жунина.

Карательные операции немцев, проведенные против партизан в районе Рацевского и Ухвальского лесов, тяжело отразились на боеспособности бригады. Если бы пять отрядов под командованием Никитченко перешли железную и шоссейную дороги и соединились с основными силами бригады, мы бы не понесли таких больших потерь. Не сумев перейти дороги в намеченное время, нужно было попытаться перейти их в последующие дни, тогда отряды не попали бы повторно в блокаду.

Измотанные в предыдущих боях и переходах, не имея запасов продовольствия, отряды ждали прибытия колонны под командованием Никитченко. Костры разводить запрещалось, не разрешалось также выходить в населенные пункты за продовольствием. Отказала радиостанция, прекратилась связь с Центром. В этих непростых условиях командование приняло решение направить связных через линию фронта, с тем чтобы обеспечить бригаду боеприпасами, оружием и восстановить прерванную радиосвязь.

Ко мне подошли Герасим Алексеевич Кирпич, Григории Николаевич Севастьянов и без лишних объяснений сказали: "Павка, нужно снова сходить за линию фронта, доложить руководству обстановку и постараться доставить в бригаду необходимое оружие и боеприпасы". Я имел уже кое-какой опыт, знал руководство Белорусского штаба партизанского движения, мне был знаком маршрут Движения и возможный характер препятствий, при переходе. В попутчики для выполнения этой важной задачи мне предложили Валю Воробьеву. Валю я знал, она пришла к нам летом 1942 года и выполняла разведывательные задачи. Для нас вновь были подготовлены временные удостоверения на имя Бурнацких Павла и Валентины, брата и сестры, жителей деревни Заборье. Было подготовлено разрешение бургомистра на посещение родственников в Витебске. Короткую леген-ду мы разработали вместе с Севостьяновым.

Бригада двинулась из Усвиж-Бука в Лепельские леса, а мы с Валей, тепло опрощавшись с Кирпичем, Севостьяновым, Седлецким, - за линию фронта.

Расставание было нелегким. Мы с Валей понимали, какие тяжелые испыта-ния предстоят партизанам бригады, а командование понимало, что ждет нас при переходе фронта. О нашем задании знал ограниченный круг лиц. На этот раз у нас не было никакого письменного донесения для Центра, так как обстановку и наши потребности в оружии и боеприпасах я знал хорошо.

Кирпич и Севостьянов предупредили меня, что через неделю, в качестве наших дублеров, с аналогичной задачей за линию фронта будет направлена вторая пара - Володя Рябинин и Ольга Горбацевич.

По маршруту нашего движения многие деревни были сожжены, разорены между населенными пунктами не было почти никакого движения. Причиной была карательная экспедиция немцев. Двигаться в дневное время по дорогам было опасно, и мы старались передвигаться по тропинкам и перелескам. Отдыхали, как правило в лесу, один из нас спал, другой - бодрствовал. Через Западную Двину переправились на лодке, которую предоставил какой-то крестьянин.

Переход через железную дорогу Витебск-Полоцк оказался сложным и опасным. Вышли мы к ней в полдень. Расположились на опушке леса и стали вести наблюдение. Левее нас находился немецкий сторожевой пост. Через переезд мы не пошли, выбрав место для перехода в другом месте. В полночь мы пропустили патруль и бесшумно перебежали на другую сторону. Послышался шум приближающегося поезда и вдруг раздался взрыв. Случилось непредвиденное совпадение нашего перехода железной дороги и подрыва вражеского эшелона какими-то местными партизанами. Мы с Валей бросились бежать к лесу, но ельник оказался настолько густым, что невозможно было не только бежать, но и даже идти. Со стороны будки послышался лай собаки, раздалась автоматная очередь. Мы ползли по ельнику от железной дороги. Сильный ливень заглушил треск ломающегося ельника, по которому мы ползли. Благодаря этому нам удалось скрыться. С наступлением сумерек мы вошли в какой-то дом, стоявший на окраине деревни, попросили поесть. Хозяева нас покормили, принесли кусок сала, каравай хлеба, несколько вареных картофелин. Видно было, что они с пониманием отнеслись к нашему положению.

Железную дорогу Витебск-Полоцк мы перешли южнее станции Лосвидо под видом местных жителей спокойно, не перебегая, не прячась, на виду немецкого поста. Немец, стоявший на посту, видел нас, но никак не отреагировал, вероятно, такие переходы днем разрешались местным жителям. Но когда мы подошли к деревне, то увидели нескольких полицейских, собиравших молодежь для работ в гарнизоне Лосвидо. Я подошел к старшему полицейскому и показал письменное разрешение бургомистра на наш переход Полицейский что-то подумал и махнул на нас рукой. Как только мы увидели, что полиция вышла из деревни, мы с Валей через поле дошли до леса и быстрым шагом двинулись дальше на восток.

К этому времени у меня на правой ноге сильно воспалилась старая рана. поднялась температура, и я с трудом шел уже два дня. На второй или третий день после перехода железной дороги мы встретили партизан бригады Шмырева, которые нас накормили. Меня они предложили направить в партизанский госпиталь. Мы от этого предложения отказались, поблагодарив за помощь и с их проводником перешли линию фронта.

В направлении Торопца шла грузовая автомашина, груженная каким-то армейским имуществом. Лейтенант разрешил нас подвезти. От боли в ноге и от высокой температуры я погрузился в забытье. Выехали на дорогу-лежневку, которые сооружались на болотистых участках фронта саперами. Разъезжались встречные машины на таких участках с трудом. Вот на таком участке дороги навстречу нам шла классная легковая автомашина "ЗИС-101", на которых ездило высокое начальство. Наш грузовик встал поперек дороги и встречная легковая машина остановилась. Из нее вышел Борис Георгиевич Эйдинов, секретарь ЦК КП(б), ехавший в сторону линии фронта. Он меня сразу узнал. Мы с Валей сошли с машины, и я ему доложил, с какой задачей нас направили. Эйдинов подробно расспрашивал об обстановке во время блокады немцами нашей бригады, о состоянии отрядов и бригады в целом, о причинах отсутствия радиосвязи, настроении партизан, и, главное, о том, в чем в первую очередь нуждается бригада. Я пересказал просьбу командования бригады, особо делая упор на необходимость оружия, боеприпасов и медикаментов. Борис Георгиевич и сопровождавший его товарищ делали записи а блокнотах, просили повторить некоторые цифры.

Я видел, как Эйдинов на каком-то форменном бланке написал записку и в моем присутствии проинструктировал своего водителя, чтобы он доставил меня на станцию Бологое, посадил в поезд на Москву. Сам Борис Георгиевич сел в грузовую машину и поехал к фронту. Валю он захватил с собой в оперативную группу Белорусского штаба партизанского движения. Прибыв в Москву, я явился в Белорусский штаб партизанского движения, располагавшийся в отдельном здании на улице Фрунзе, доложил о прибытии и указаниях Эйдинова. Меня сразу же отвезли в армейский госпиталь, в тот же день сделали операцию на ноге, и я быстро стал поправляться. Недели через две я вышел из госпиталя, разместился в общежитии на Большом Черкасском переулке и еще несколько дней ходил на перевязку. После госпиталя я еще раз докладывал Эйдннову о бригаде и ее нуждах, встречался и беседовал с другими должностными лицами Белорусского штаба партизанского движения.

В Белорусском штабе партизанского движения меня проинформировали о новом месте расположения бригады, районах боевых действий, о выброске на парашютах оружия и боеприпасов, прибытии новой радистки Валентины Антоновны Полещук.

Внимательное отношение к нуждам бригады секретаря ЦК КП(б) Бориса Георгиевича Эйдинова, его быстрая реакция на просьбы, которые не так просто было выполнить в то время, является примером ответственного отношения к своему делу. С таким же вниманием он относился и к решению проблем, возникавших у других партизанских формирований.

СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА

"Записки начальника разведки"

Previous post Next post
Up