I. Краткая справка
Броневые силы как род сухопутных войск начали создаваться на базе броневой техники старой армии. В начале они состояли из автоброневых отрядов и бронепоездов. Действовали в составе стрелковых и кавалерийских дивизий или на правах отдельной части придавались в подчинение командованию фронтов и армий.
По штату, объявленному приказом РВСР N 220/34 от 13 ноября 1918 г., в составе стрелковой дивизии предусматривался автоброневой отряд с командой в 100 человек, включавший четыре броневых автомобиля, из которых один имел на вооружении пушку, остальные - по два пулемета, а также легковые и грузовые машины и мотоциклы. Бронированный поезд по приказу РВСР N 416/57 от 18 декабря 1918 г. с численностью поездной команды 136 человек состоял из паровоза, двух бронированных платформ, вооруженных пушками и пулеметами, подвижной базы из 6 - 7 вагонов с паровозом для перевозки технического имущества и огнеприпасов. Приказом РВСР N 57 от 4 января 1919 г. автобронеотряды, действовавшие в полосе стрелковых дивизий, были подчинены начальнику артиллерии дивизии, а бронепоезда - начальнику бронечастей армии, в районе действий которой они находились. Согласно инструкции, объявленной приказом РВСР N 59 от 4 января 1919 г., бронепоезда и автобронеотряды являлись отдельными войсковыми частями и рассматривались как вспомогательные средства в борьбе с войсками противника. Приказами РВСР N 489 от 14 марта и N 1088/204 от 6 июля 1919 г. была произведена порядковая нумерация бронепоездов, всего в составе РККА на июль 1919 г. их значилось 62 и 15 блиндированных летучек. Приказом РВСР N 1561/313а от 6 октября 1919 г. для более успешного выполнения боевых задач при каждом бронепоезде были сформированы десантные отряды численностью 321 человек.
В мае 1920 г. по штатам, объявленным приказом РВСР N 905/160 от 28 мая 1920 г., началось формирование первого автотанкового отряда в составе трех танков разных типов с численностью команды в 81 человек. Приказом РВСР N 993/173 от 8 июня 1920 г. был введен в действие временный штат команды прикрытия танка (до 30 человек). Согласно инструкции по боевому применению танков, введенной приказом РВСР N 1741/3031 от 6 сентября 1920 г., отдельные танки рассматривались как вспомогательные боевые средства, не способные выполнять самостоятельные боевые задачи и предназначенные только для содействия остальным войскам, участвующим в прорыве укрепленных позиций. Отдельной боевой единицей считался взвод, состоявший из двух однотипных танков, два взвода составляли тактическую танковую единицу - отряд, который состоял из трех частей: боевой части (танки), боевого резерва (автомобили, мотоциклы) и технической базы (железнодорожный поезд). Танковый отряд придавался армии и во всех отношениях подчинялся начальнику бронечастей армии, а в период боевых действий - соответствующему боевому начальнику. В начале 1920 г. для формирования новых бронепоездов и автобронеотрядов и подготовки личного состава были образованы запасная бригада по формированию бронепоездов и запасная автоброневая бригада. Осенью 1920 г. для формирования новых танковых частей и подготовки их личного состава был создан отдельный запасный дивизион формирования и пополнения танковых отрядов с подчинением запасной автоброневой бригаде (положение и штат дивизиона вводились приказом РВСР N 1961/368 от 28 сентября 1920 г.). В конце 1920 г. в соответствии со штатами, объявленными приказом РВСР N 2454/480 от 11 ноября 1920 г., кавалерийский корпус усиливался бронеотрядом, при необходимости ему придавался бронепоезд.
К концу 1920 г. Красная Армия располагала следующими броневыми силами: 49 автобронеотрядов, 122 бронепоезда, 8 бронелетучек, 10 танковых отрядов, 13 десантных отрядов, 5 бронедрезин, одна ремонтная бригада. Большинство из них входило в состав фронтов и армий; части, дислоцировавшиеся в военных округах, приказом РВСР N 2451/479 от 10 ноября 1920 г. были переподчинены командованию округов.
II. Укомплектованность бронеотрядов и бронепоездов РККА согласно справки бронеотдела Главного военно-инженерного управления о недостающем количестве машин в бронеотрядах и бронепоездах по состоянию на 15 февраля 1920 г.
Бронеотряды и танковые отряды
32 бронеотряда, находящихся на фронте
Бронеавтомобили - положено по штату - 128 шт. (имеется в наличии 118 шт. / недостает 10 штук, укомплектованность 92,2%)
Грузовые автомобили - 192 шт. (136 шт. / 56 шт., укомплектованность - 70,8%)
Легковые автомобили - 96 шт. (74 шт./22 шт., укомплектованность - 77,1%)
Цистерны - 32 шт. (18 шт. / 14 шт., укомплектованность - 56,25%)
Автокухни -32 шт. (1 шт. / 31 шт., укомплектованность - 3,1%)
Мотоциклы - 128 шт. (91 шт. / 37 шт., укомплектованность - 71,1%)
Самокаты - 192 шт. (38 шт. / 154 шт., укомплектованность - 19,8%)
11 бронеотрядов, ремонтируемых в тылу
Бронеавтомобили -44 шт. (38 шт. / 6 штук, укомплектованность - 86,4%)
Грузовые автомобили - 66 шт. (45 шт. / 21 шт., укомплектованность - 68,2%)
Легковые автомобили - 33 шт. (25 шт. / 8 шт., укомплектованность - 75,8%)
Цистерны - 11 шт. (5 шт. / 6 шт., укомплектованность - 45,5%)
Автокухни -11 шт. (0 шт. / 11 шт., укомплектованность - 0%)
Мотоциклы - 44 шт. (25 шт. / 19 шт., укомплектованность - 56,8%)
Самокаты - 66 шт. (23 шт. / 43 шт., укомплектованность - 34,5%)
5 вновь формирующихся бронеотрядов
Бронеавтомобили -20 шт. (15 шт. / 5 штук, укомплектованность - 75%)
Грузовые автомобили - 30 шт. (17 шт. / 13 шт., укомплектованность - 56,7%)
Легковые автомобили - 15 шт. (9 шт. / 6 шт., укомплектованность - 60%)
Цистерны - 5 шт. (2 шт. / 3 шт., укомплектованность - 40%)
Автокухни -5 шт. (0 шт. / 5 шт., укомплектованность - 0%)
Мотоциклы - 20 шт. (15 шт. / 5 шт., укомплектованность - 75%)
Самокаты - 30 шт. (11 шт. / 19 шт., укомплектованность - 36,7%)
10 танковых отрядов
Бронеавтомобили - 30 шт. (0 шт. / 30 штук, укомплектованность - 0%)
Грузовые автомобили - 40 шт. (0 шт. / 40 шт., укомплектованность - 0%)
Легковые автомобили - 30 шт. (0 шт. / 30 шт., укомплектованность - 0%)
Цистерны - 10 шт. (0 шт. / 10 шт., укомплектованность -0%)
Мотоциклы - 30 шт. (0 шт. / 30 шт., укомплектованность - 0%)
Самокаты - 30 шт. (0 шт. / 30 шт., укомплектованность - 0%)
Всего 58 отрядов, итого по ним:
Бронеавтомобили -222 шт. (171 шт. / 51 штук, укомплектованность - 77%)
Грузовые автомобили - 328 шт. (198 шт. / 130 шт., укомплектованность - 60,1%)
Легковые автомобили - 174 шт. (108 шт. / 66 шт., укомплектованность - 62,1%)
Цистерны - 58 шт. (25 шт. / 33 шт., укомплектованность - 43,1%)
Автокухни - 48 шт. (1 шт. / 47 шт., укомплектованность - 2,1%)
Мотоциклы - 222 шт. (131 шт. / 91 шт., укомплектованность - 59%)
Самокаты - 318 шт. (72 шт. / 246 шт., укомплектованность - 22,6%)
Бронепоезда
9 вновь строящихся бронепоездов
Мотоциклы - 18 шт. (0 шт. / 18 шт., укомплектованность - 0%)
Моторные дрезины - 9 шт. (0 шт. / 9 шт., укомплектованность - 22,6%)
68 бронепоездов на фронте
Мотоциклы - 116 шт. (33 шт. / 83 шт., укомплектованность - 59%)
Моторные дрезины - 58 шт. (2 шт. / 56 шт., укомплектованность - 22,6%)
12 бронепоездов в ремонте
Мотоциклы - 24 шт. (0 шт. / 24 шт., укомплектованность - 59%)
Моторные дрезины - 12 шт. (0 шт. / 12 шт., укомплектованность - 22,6%)
13 формирующихся бронепоездов
Мотоциклы - 26 шт. (0 шт. / 26 шт., укомплектованность - 59%)
Моторные дрезины - 318 шт. (72 шт. / 246 шт., укомплектованность - 22,6%)
Всего по бронепоездам:
Мотоциклы - 184 шт. (33 шт. / 151 шт., укомплектованность - 59%)
Моторные дрезины - 92 шт. (2 шт. / 90 шт., укомплектованность - 22,6%)
III. Максим Коломиец
БРОНЕПОЕЗДА В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ В РОССИИ В 1918-1922 ГГ.
Годы Гражданской войны в России стали периодом настоящего бума бронепоездов, которые использовались с невиданным до этого размахом. «Сухопутные броненосцы» действовали на стороне всех воюющих сторон - у красных, белых, украинцев, петлюровцев, поляков и иностранных интервентов. Но по размаху строительства и боевого применения бронепоездов Красная Армия, без сомнения, опережала всех. Всего же с осени 1917 года по начало 1922 года на железных дорогах бывшей Российской империи всеми воюющими сторонами было задействовано более 500 бронепоездов различных конструкций.
Особые условия Гражданской войны благоприятствовали применению бронепоездов. Можно с уверенностью сказать, что таких условий никогда не было до 1918 года и, вероятно, никогда не будет в будущем. Военные действия развивались на обширных пространствах, численность войск им не соответствовала, в результате чего не было сплошной линии фронта.
В условиях Гражданской войны приобретала особое значение борьба за крупные населенные пункты, рядом с которыми почти всегда были узловые станции железных дорог. Вблизи таких станций с большим успехом могли действовать бронепоезда.
Первый период Гражданской войны - с конца 1917 го-па по лето 1918 года - характеризовался массовым строительством бронированных поездов. Как правило, они строились наспех, без необходимых чертежей и расчетов. Чаще всего это были товарные вагоны, угольные пульманы или платформы с сооруженными на них укрытиями из шпал, бревен, металлических ЛИСТОВ или мешков с песком. В качестве вооружения использовались различные типы полевых артиллерийских орудий и пулеметы разнообразных систем.
Большой популярностью пользовались американские высокобортные металлические полувагоны для перевозки угля. На некотором расстоянии от их борта сооружали второй борт, часто из досок, и в промежутках между ними заливали цемент, насыпали щебень, песок или землю. Сверху сооружалась крыша из металлических листов, шпал или бревен.
Даже бронепоезда, изготовленные в тот период на крупных промышленных предприятиях, отличались некоторым примитивизмом. Бронеплощадки, как правило, представляли собой пулеметный каземат, занимавший примерно 2/3 длины, а на оставшейся части за броневым барбетом устанавливалось орудие, часто даже на полевом колесном лафете. Такие бронепоезда изготавливали на паровозостроительном заводе Русского общества машиностроительных заводов в Луганске, судостроительном заводе Русского акционерного общества Николаевских судостроительных и машиностроительных заводов и верфей «Наваль», казенном пушечном заводе в поселке Мотовилиха близ Перми и других.
Очень часто конструкторы этих импровизированных бронепоездов являлись и их командирами. В большинстве своем эти люди были малограмотны в техническом отношении и не имели боевого опыта. А обстановка на фронтах требовала бронепоездов для решения самых разнообразных боевых задач - прорыва обороны противника, поддержки наступления пехоты и кавалерии, захвата и удержания важных пунктов до подхода своих войск, борьбы с бронепоездами неприятеля и многого другого. Все это требовало срочного принятия мер по совершенствованию материальной части бронепоездов, подготовки команд для них.
БРОНЕПОЕЗДА КРАСНОЙ АРМИИ. Командование Красной Армии сразу оценило роль бронепоездов в начавшейся Гражданской войне. Уже в марте 1918 года создается Центральный совет по управлению бронечастями РСФСР, в августе реорганизованный в Центральное броневое управление (Центробронь). Одной из важнейших задач нового управления стала работа по унификации бронепоездного парка, разработке проектов новых бронепоездов, их постройке и ремонту.
Для этих целей в июле 1918 года в Нижнем Новгороде создается Депо бронепоездов, состоящее из трех отделов - строевого, технического и снабжения. Одновременно там же на Сормовском заводе общества железоделательных, сталелитейных и механических заводов началось серийное производство бронепоездов - до конца года требовалось передать армии 15 единиц.
С инженерной и боевой точек зрения бронепоезда, изготовленные в Нижнем Новгороде (позже получившие название сормовских), являлись одними из лучших, изготовленных в годы Гражданской войны.
Каждый состоял из бронированного паровоза серии «ОВ» с трех- или четырехосным тендером и двух двухба-шенных бронеплощадок, каждая из которых вооружалась двумя орудиями и 6-8 пулеметами Максима образца 1910 года. В качестве артсистем чаще всего использовались трехдюймовые (76,2-мм) полевые орудия образца 1902 года, но довольно часто применялись 76,2-мм зенитные («противоаэропланные») пушки ЛендерХ приспособленные для стрельбы по наземным целям, или 75-мм морские орудия. Боекомплект бронепоезда составлял 1200 снарядов и до 10 000 патронов. Благодаря удачной конструкции площадок в зоне огня сормовского бронепоезда не оставалось ни одной цели, на которой нельзя было сосредоточить огня как минимум одного орудия и двух пулеметов. Для удобства управления и обслуживания вооружения в бою большинство сормовских площадок оснащалось командирскими наблюдательными башенками и вентиляционными люками. Всего же с 1918 по 1920 год на Сормовском заводе изготовили более 30 бронепоездов.
Осенью 1918 года к производству бронепоездов для Красной армии подключился Ижорский адмиралтейский и механический завод в Колпино, под Петроградом. Основу программы здесь составляли бронепоезда, вооруженные 76,2-мм зенитными орудиями (их выпускал Путиловский завод в Петрограде). В центре четырехосной платформы монтировался пулеметный каземат, имевший по 4 пулемета Максима на борт, а на каждом ее конце открыто располагалась зенитная пушка, защищенная откидными броневыми бортами. Разработали на заводе и двухбашенную бронеплощадку, одна башня которой располагалась выше другой, что допускало стрельбу обоих орудий вдоль состава.
Характерным конструктивным решением всех броне-площадок, изготовленных на Ижорском заводе, являлась бронезащита ходовой части в виде трех бронелистов и бронепаровозы оригинальной клиновидной формы. Всего Ижорским заводом было изготовлено около 15 броневых поездов.
Довольно оригинальными являлись бронепоезда конструкции Хлебникова, которые изготовлялись на орудийном заводе Русского акционерного общества артиллерийских заводов. Они включали в себя две четырехосные бронеплощадки, вооруженные трехдюймовыми (76,2-мм) и 42-линейными (107-мм) орудиями в двух башнях довольно больших размеров. Однако большая масса площадок - более 80 т - не допускала их движение по слабому железнодорожному полотну и легким мостам.
Довольно много бронепоездов изготовили на заводе Гретера и Криванека в Киеве и Брянском заводе в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Характерной особенностью этих составов были бронеплощадки довольно больших размеров с двумя орудийными башнями коническом формы и четырьмя пулеметными, а также бронепаровозы, имевшие характерную полукруглую бронировку со скошенной передней частью. Впоследствии такие бронепоезда получили название днепровских, всего их изготовили более 20.
В марте 1920 года Депо по формированию бронепоездов реорганизуется к Запасную бригаду по формированию бронепоездов и переводится из Нижнею Новгорода в город Бежица Брянской губернии, на Брянский машиностроительный завод. Для последнего работы по бронепоездам не являлись делом новым - еще весной 1918 года завод изготовил 7 бронепоездов, а осенью 1919 года здесь была развернута база по ремонту бронепоездов Южного фронта.
Одновременно с подготовкой кадров и формированием команд для бронепоездов на Брянском заводе в 1920 году велись большие работы по стандартизации пестрого бронепоездного парка Красной Армии. Обязанности инженера по руководству постройкой и ремонтом бронепоездов на Брянском заводе исполнял инспектор бронесил Южного фронта К. Сиркен, в то время один их ведущих специалистов в данной области. Он спроектировал орудийные и пулеметные установки, несколько типов бронебашен, усовершенствовал типы бронировки площадок и паровозов.
В ходе ремонта многие бронепоезда получали артиллерийские башни и полубашни конструкции Сиркена, имевшие характерную цилиндрическую форму. Кроме того, наряду с ремонтом завод изготовил около двух десятков бронепоездов конструкции Сиркена, бронировка паровоза которых имела оригинальную бочкообразную форму.
С марта 1919 года в Красной Армии ввели деление бронепоездов на легкие и тяжелые. Согласно инструкции броневой поезд включал в себя две части - боевую, в составе легкого бронепоезда № 1 (две бронеплощадки с трехдюймовыми орудиями и бронепаровоз) и тяжелого № 2 (две бронеплощадки с 42-линейными (107-мм) или 6-дюймовыми (152-мм) орудиями и бронированный или полубронированный паровоз) и резервную (база) - поезд № 3 (обычный железнодорожный состав для перевозки команды бронепоезда и имущества).
Однако на практике такая структура оказалась громоздкой, трудноуправляемой. Командиры бронепоездов часто из-за отсутствия опыта и знаний пускали в ход всю мощь боевой части по целям, для подавления которых достаточно было пулеметов. Поэтому в боях бронепоезда № 1 и № 2 использовались раздельно, как самостоятельные единицы.
5 августа 1920 года издается новая инструкция, сводившая все бронепоезда к трем основным типам: А - полевой ударный (штурмовой) для решения задач в условиях ближнего боя, вооруженный трехдюймовыми (76,2-мм) орудиями и 15-20 пулеметами; тип Б - вооруженный 42-линейными орудиями для огневого обеспечения боя штурмовых бронепоездов; тип В - особого назначения, с мощной артсистемой (от 6 дюймов (152-мм) и выше) для подавления тыловых объектов противника.
Бронепоезда Красной Армии активно действовали на всех фронтах Гражданской войны, причем на всем ее протяжении наблюдалось стремление к их массированному использованию. Например, в контрнаступлении под Петроградом в октябре 1919 года 7-я армия использовала 7 бронепоездов. Осенью 1919 года только в подчинении Южного фронта насчитывалось 53 бронепоезда, а при ликвидации войск Врангеля в Северной Таврии войска Южного фронта располагали 17 бронепоездами против 19 у противника. Но наиболее значительная их концентрация была достигнута весной 1919 года в результате создания Заднепровской бригады бронепоездов, насчитывающей 15 бронепоездов, действовавших на узком участке фронта.
Венцом боевых действий красных бронепоездов стал 1920 год - Бакинская и Бухарская операции, а особенно война с Польшей. К этому времени был накоплен огромный опыт применения бронепоездов во всех видах боевых операций. Например, в приказе по войскам 3-й Польской армии говорилось: «В последних боях на всем фронте самым серьезным и ужасным противником являются неприятельские бронепоезда, которые очень хорошо оборудованы, действуют разительно смело и решительно, обладают значительной силой и являются очень серьезным средством борьбы противника. Для победы над неприятельскими бронепоездами пехота наша бессильна». И через десять лет мнение поляков не изменилось. В одной из книг, изданной в 1930 году и посвященной советско-польской войне, было сказано: «Во имя исторической правды следует признать, что советские броневые силы, а в особенности бронепоезда, имели всегда прекрасно обученный и отважный личный состав, подобранный по преимуществу из убежденных коммунистов».
Довольно активно использовали бронепоезда в Гражданской войне и белые армии, однако масштабы бронепоездного дела у них были не такими грандиозными, как у красных. Причем наиболее активно и успешно действовали бронепоезда Вооруженных сил на Юге России, входившие в состав Добровольческой, Донской и Кубанской армий.