Доклад командования Морских Сил председателю РВС СССР М.В. Фрунзе о состоянии и перспективах развития РККФлота
№ 4022/с
15 июня 1925 г.
Секретно
5. О состоянии РККФ в текущем году
Согласно Вашего приказания представляется сжатый обзор по состоянию РККФ в его основных моментах.
…
Состояние по военно-морским специальностям следуюшее.
Артиллерия. Ремонтом материальная часть приведена на кораблях Морских Сил в удовлетворительное состояние.
Ощущается недостаток в запасных телах и установках. Мобзапас недостаточен, не хватает установок некоторых калибров для вооружения вводимых по мобилизации кораблей. Боезапас требует пересмотра. Загружены склады Кронпорта и разгрузка потребует постройки центральных складов.
Ощущается недостаток в инструментах и запасных частях. Технически артвооружение современно, но требуется усовершенствование по обороне от самолетов (см. таблицу № 3).
…
Остро чувствуется некомплект в артспециалистах комсостава - до 50 %. Пополнение дадут соединенные классы усовершенствования командиров РКК Флота.
Минное дело. Общие недостатки минного вооружения - несоответствие его современным требованиям тактики и недостаток по сравнению с потребностями флота.
Наличие исправных торпед удовлетворяет потребности флота только на 60%.
При вступлении в строй достраивающихся кораблей потребность еще более увеличится. Остро стоит вопрос с пополнением мобзапаса, в данное время отсутствующего (см. таблицу №8).
Отечественное производство торпед отсутствует. Необходимо создать производство торпед внутри Союза, в достаточном отдалении от границ. Разработаны задания и сделаны основные расчеты торпед увеличенных калибров для изготовления опытных образцов средствами отечественной промышленности.
Количество мин к октябрю [1925 г.] будет доведено до 9 000 б[ольших] м[ин] и 3 500 малых. Означенное число мин признается достаточным для обороны морских границ Союза, но мало для ведения войны. Принятые на вооружение мины образцов 1914 г. неудовлетворительны и несовременны.
…
Противолодочные сети: много полуфабрикатов, но недостаточно количество собранных. Отсутствует организация сетевого дела. В текущем году предполагается ремонт и оборудование барж для постановки сетей.
Остро чувствуется недостаток минспециалистов, особенно специалистов комсостава, недостаток в коих достигает 50-60 %. Устройство минного вооружения столь сложно, что после хорошей учебной подготовки требуется еще большой навык в обслуживании и использовании. Последнее достигается долголетней практикой, для чего необходимо создать условия, благоприятствующие продолжительной (сверхсрочной) службе специалистов.
Подводное дело. В Балтийском и Черном морях числится: в первом - 9 подлодок, во втором - 5. Указанные подлодки вступали в строй, начиная с 1915 г. По сроку службы их и по технической изношенности и устарелости с 1929 г. их следует последовательно исключать из списка флота. Устарелость заключается в малой скорости ухода под воду, в недостаточной глубине погружения и в ординарности корпуса, невозможности сопротивляться действию подводных взрывов и в малой надводной скорости.
Торпедное вооружение их не соответствует требованиям современной тактики. Единственный подводный заградитель также не современен.
Подлодки Балтийского моря хуже, чем лодки Черного моря, и принадлежат к русскому типу, более слабому по конструкции и более отсталому в тактическом отношении. В Черном море лодки также нельзя считать вполне отвечающими требованиями.
Связь. В текущем году этот род службы находился в состоянии переходном к новым формам организации на принципе полного объединения средств внешней связи и наблюдения в тактическом и техническом отношениях. Опыт дал хорошие результаты и новая организация утверждена.
Перевооружение радиоустановок на незатухающее колебание выполнена из-за недостатка сметных ассигнований лишь на кораблях Балтийского флота.
Проволочная связь с Ленинградом не обеспечена, а с южными постами обеспечена частично. Также недостаточна надежна проволочная связь Кавказского побережья.
Береговые радиостанции на все имеют современное оборудование, что затрудняет их оперативное использование. Минувшие маневры установили медленность радиопереговоров, обработки корреспонденции и негибкость организации шифров.
Процент некомплекта радиоспециалистов очень велик и достигает от 40 до 65 % (комсостава).
Авиация. Состояние военно-воздушных сил на Балтийском и Черном морях внушает серьезное опасение. Неоднократные доклады о неблагополучии этой области морской вооруженной силы подчеркивает необходимость срочных и решительных мероприятий, а именно: ускорение снабжения аппаратами, тактически удовлетворяющими флот, в связи с чем необходима закупка сильных моторов и опытных самолетов заграницей; перестройка плана развития авиации, введение корабельной авиации по типам, предусмотренным авиастроительной программой; регулярный отпуск ассигнований на оборудование и строительство: ангары имеются лишь на 50 % потребности, казарменное строительство в Черном море совершенно не обеспечено кредитами; комплектование личным составом морских отрядов; упорядочение вопроса снабжения; ускорение ремонта моторов, так как, например, в Черном море имеются только два самолета на отряд; оборудование ночного освещения аэродромов.
Вышеуказанными причинами затрудняется совместная работа авиации с флотом. Рациональный выход мыслится лишь в передаче морской авиации в подчинение РКК Флота.
Тактическая оценка. Приведенная выше общая характеристика основных видов оружия дает возможность дать следующую тактическую оценку судового состава.
Балтийское море. Два линейных корабля типа «Марат», несмотря на 10-летнюю давность со времени постройки, все же представляют единицы современного порядка, уступая последним типам линейных кораблей иностранных флотов, главным образом - в отношении бронирования, слабости противоаэропланной артиллерии и защиты от подводных взрывов. В целях поддержания их боевых качеств разработан план модернизации, предусматривающий усовершенствование центральной наводки, усиление крупной и противоаэропланной артиллерии, введение средств защиты от отравляющих веществ, установка параванов и полная модернизация приборов связи. Вся разработка модернизации на этих кораблях производится научно-техническими органами Раб. Крест. Краен. Флота.
Крейсер «Аврора» представляет собой в настоящее время совершенно устарелый тип и интересен лишь с учебной точки зрения.
Восемь однотипных эскадренных миноносцев типа «Новик», вошедших в строй в 1915-1917 гг., пережив тяжелые года после империалистической войны, значительно износились и не сохранили полностью тактические элементы, не будучи устаревшими по типу.
Подводные лодки, как уже говорилось выше, совершенно устарели и даже модернизация не улучшит их тактические свойства. Предполагаемая регенерация воздуха увеличит их срок пребывания под водой. Начиная с 1929-30 гг., они будут последовательно исключаться из состава боевого флота.
Минные заградители и тральщики представляют собою совершенно устаревшие суда, лишь случайно приспособленные для упомянутой службы.
Черное море. Крейсер «Коминтерн» постройки 1906-08 гг. в настоящее время тактически устарел. Эскадренные миноносцы числом 4, из них 2 однотипные с балтийскими миноносцами типа 1914г., вступили в строй лишь теперь и вполне соответствуют своему назначению. Два других миноносца совершенно устарели.
Пять подлодок Черного моря делятся на два типа, из которых одна лодка принадлежит Балтийскому [морю] и совершенно устарела, а 4 - к американскому [типу], являются судами более новой постройки, имеют лучшие тактические данные и могут быть использованы как активные лодки в операциях менее серьезного назначения. Так же, как и в Балтийском море, они требуют замены.
Три канонерские лодки принадлежат к судам полубоевым.
Тральщики представляют собой случайное скопление кораблей всевозможных типов из бывших коммерческих немореходных колесных пароходов.
Дальний Восток. Дальний Восток имеет в своем составе лишь два старых миноносца постройки 1906 г. и 2 сторожевых корабля - «Красный вымпел» и «Боровский», т. е. корабли, совершенно не имеющие боевого значения; [их] предположено передать погран. охране ОГПУ.
Амурская флотилия. Все канонерки, несмотря на свою сравнительную старость, все же по своим элементам вполне удовлетворяют своему назначению.
Каспийское море. Каспийский флот числит в своем составе 2 канонер. лодки и два миноносца старой постройки. По условиям театра данные корабли отвечают своему назначению и на них предусмотрено усиление артиллерии.
Б. Задачи и перспективы
Задачи флота настоящего состава. Необходимость в связи с политической обстановкой, в общем случае вести ближайшие расчеты на два основных варианта вероятных противников (первый - Б[олыная] Антанта, второй - М[алая] Антанта) и в результате оценки-степени подготовки и состояния флота, а также соотношения сил на каждом из морских театров, определяют следующие задачи.
Балтийский флот. 1-й вариант. Осуществление полного владения Финским заливом до меридиана о. Сескар и далее - спорного владения до меридиана Гельсингфорс, что должно обеспечить оборону Ленинграда и развитие операций против Финляндии и Эстонии. 2-й вариант. Полное владение Балтийским морем со всеми вытекающими отсюда последствиями в достижении военных и политических целей.
Черноморский флот. 1-й вариант. Осуществления спорного владения северо-западной частью Черного моря, что должно затруднить развитие морских операций противника в тылу действующей Красной Армии. 2-й вариант. Осуществление полного владения морем со всеми вытекающими отсюда последствиями в достижении военных и политических целей.
Соотношение сил, однако, показывает, что в случае участия в войне Турции или некоторого усиления флота Румынии, Красный флот сможет осуществить лишь условное владение морем.
Северный театр. На данном театре мы не располагаем реальной морской вооруженной силой и нашей задачей является создать по мобилизации путем использования всех средств театра возможно сильное боевое ядро для осуществления при войне на запад, морской обороны Архангельского района и тем препятствовать созданию северного фронта, как это имело место в 1918 г., который вынудил разделить силы Красной Армии.
Восточный театр. Каспийский флот имеет задачи поддерживать установившиеся на каспийском театре политическое и стратегическое положение СССР, флот настоящего состава с этой задачей полностью справится. В мирное время флот несет станционерную службу в персидских портах.
Дальне-Восточный флот. Задача - оборона дальневосточных морских границ СССР. Отсутствие реальной морской вооруженной силы у СССР на Японском море ограничивает выполнение задач морской обороны.
Владивостокский отряд в настоящем составе может выполнять лишь задачу охраны промыслов в мирное время. В период же военного времени он не представляет никакой боевой ценности, а потому мы вынуждены стратегически отступить от морского театра и перенести центр обороны на внутреннее водное пространство, для чего в мирное время содержится в боевой готовности Амурская флотилия. Основной задачей флотилии является: не допустить прохода противника (Япония) в Амур и обеспечить владение амурским бассейном, действуя согласованно с армией.
Кроме непосредственных задач на морских театрах, на РККФ возложены задачи формирования ряда речных флотилий, из которых в мирное время сформирована и содержится Западно-Двинская. Общая задача флотилии - содействие армии, владение речными бассейнами и уничтожение флотилий противника в случае их появления.
Выполнение задач, поставленных сухопутным командованием флотилиям, в общем возможна, однако, при крайне ограниченных средствах флота, развертывание флотилий и доведение их до состояния большой боеспособности при отсутствии специальных для этого ассигнований, является крайне обременительным для флота.
Изложенными задачами определяется оперативная ценность флота в настоящем его составе, однако, она не исчерпывает тех требований, которые морская вооруженная сила СССР должна выполнить.
Перспективы усиления и развития РККФ. В силу того, что корабли наши изнашиваются и боевая ценность их со временем падает, вероятные противники на морских театрах постепенно стремятся к созданию и усилению своих флотов.
Промышленное и экономическое состояние страны дают возможность начать новое судостроение и в силу необходимости не только поддержать соотношения сил на морских театрах, по которому Красный флот был бы не только сильнее флота всех вместе взятых государств данного театра, но и повышать задачи флота; [поэтому] является необходимым иметь определенные перспективы усиления РККФ.
Эти перспективы складываются из двух частей: 1) программы достройки и модернизации; 2) программы судостроения.
Выполнение программы достройки и модернизации обеспечивает намеченное соотношение сил на театрах, дает возможность флот настоящего состава поддерживать на высоте современного технического уровня и обеспечивает выполнение изложенных выше задач.
Судостроительная программа, представленная РВС СССР, предусматривает два варианта, соответственно нашим экономическим возможностям и состоянию промышленности Союза ССР. 1-й вариант - малая судостроительная программа, рассчитанная на 5 лет. 2-й вариант - большая судостроительная программа, осуществляемая полностью в 10 лет. Программы составлены лишь для Балтийского и Черного море таким образом, что малая является частью большой и выполнение ее способствует переходу к выполнению большой.
По выполнении судостроительных программ, обеспечивающих состав флота для [решения] поставленных максимальных задач на западных морских театрах, в зависимости от требований политической обстановки возможно приступить к созданию Дальневосточного флота в составе, обеспечивающем интересы разрешения дальневосточной проблемы.
Г. Гидрография, базы и порты
Деятельность Гидрографического управления по содержанию сети маяков и станций, а также по вопросам изданий по плаванию в настоящее время может считаться налаженной. Однако эта кажущаяся налаженность получается ценою истощения всех старых запасов. Имеемых ассигнований по гидрографии совершенно недостаточно для пополнения инвентаря. Необходимо учесть и обеспечить деятельность управления в соответствии с предстоящим 5-ти летним планом строительства.
Систематические гидрографические исследования прекращены и носят случайный характер в незначительном объеме, преимущественно на Севере.
Современный корабельный состав флота требует для поддержания его в полной исправности усиленного ухода и исправления дефектов путем своевременного ремонта.
…
Судоремонт средствами промышленности не удовлетворяет дешевизне продукции и качеству работы вследствие недогрузки и неналаженности производства. Также необходимо принять во внимание нерешенность вопроса с мобилизацией промышленности.
Задачи РККФлота превышают отпускаемые средства, а процент удовлетворения не превышает 50 % (см. таблицу № 6). Несмотря на все старания, госпромышленность не идет на понижение накладных процентов, но неналаженность портовых мастерских не дает возможность перенести на них полностью ремонт судов.
Порты имеют своей задачей ремонт кораблей и снабжение их, а также обслуживание береговых частей и учреждений флота. В связи с увеличением работ нельзя признать нормальным уменьшение аппарата управления и состава производственных предприятий. Необходимо увеличить число вольнонаемных сотрудников в портах Черного моря. Ремонт зданий портов не производился около 10 лет, если не считать текущей поддержки, в особенности это относится к складам боевых припасов. В текущем же году в связи с сокращением кредитов строительство еще более уменьшается (см. таблицу № 7).
Техническое оборудование мастерских требует значительного ремонта, т.к. помимо своей устарелости оно совершенно не отвечает своему назначению. РККФлот не располагает ни одним портом, способным ремонтировать турбинные корабли и подлодки.
Несмотря на все просьбы Штаба Флота, до сих пор скудность средств делает степень защиты портов против аэропланов крайне слабой. …
За начальника и комиссара Морских Сил РККФ Галкин
Врио начальника Штаба РККФ Васильев
РГВА. Ф. 4. Оп. 2. Д. 105. Л. 9-16 об. Подлинник.
6. Докладная записка начальника Оперативного управления Штаба РККА С.М. Белицкого начальнику Штаба РККА С.С. Каменеву о 5-летней программе строительства Морских сил РККФ
2 июля 1925 г.
Сов. секретно
Рассмотрение 5-ти летней программы строительства морского флота снова во всю величину поставили перед нами вопросы об оценке роли флота в общей схеме вооруженных сил Союза и об его ближайших задачах.
Основной план войны, предусматривающий концентрацию главных сил армии по обоим берегам р. Припяти, ставит наши фланги у Балтийского и Черного морей в трудное положение без помощи флота. Поэтому всякие ликвидаторские взгляды на роль флота в наших условиях должны быть осуждены. Мы обязаны иметь флот определенной силы и в зависимости от финансовых возможностей развивать и усиливать его.
Это усиление не должно идти в ущерб развитию сухопутной армии и воздушного флота, а должно, примерно, идти в следующей пропорции: если мы возьмем общую сумму на развитие вооруженных сил как 10 единиц, то на развитие сухопутной армии мы должны отпускать 7 единиц, на развитие воздушного флота - 2 единицы и на мор[ской] флот - 1 единицу". В противном случае развитие наших вооруженных сил пойдет неправильным путем. Таким решением мы ограничиваем в известной степени возможность развития нашего морского флота и потому необходимо с особой тщательностью наметить объекты расходования, ибо всякая наша ошибка будет с трудом затем исправлена, - так велики расходы по флоту, по каждой его боевой единице.
Мы совершенно сознательно оставляем в стороне второстепенные флоты и сосредоточим внимание настоящего доклада на 2-х основных флотах - Балтийском и Черноморском.
Задачи Балтийского флота сведутся к следующему: он должен активно оборонять Финский залив, препятствовать связи Финляндии с Эстонией, угрожать крейсерскими набегами сообщениям Польши с Антантой и господствовать в Ладожском озере. По мнению Оперативного управления, для этого достаточно иметь:
линкоров - 2
легких крейсеров - 2
эсминцев-12
надводных заградителей - 1
подводных заградителей - 3
подводных лодок - 12
минных катеров- 32
сторожевых катеров - 36
авиаматка - 1
мониторы - 2
Всякое дальнейшее развитие Балтийского флота сверх этого будет иметь объектов действия, ибо думать о господстве в Балтийском море нам сейчас еще рано. Морские политические и стратегические возможности в Балтийском море очень ограничены в современной политической конъюктуре. Наш флот будет оттеснен при всякой своей агрессивной политике обратно в Финский залив. Вряд ли мощный английский флот позволит нам проводить активные операции большого флота в морских водах около границ Германии. Это не исключает возможности наших крейсерских набегов и активности подводных лодок.
В гораздо большей степени вырисовываются возможности перед Черноморским флотом. Он должен быть настолько мощным, чтобы закрыть Босфорские проливы, воспрепятствовать соединению румынского и турецкого флотов, быть способным сразу уничтожить оба эти флота и, что самое главное, во время войны все время держать побережье Румынии под своим огнем и отдельными десантными операциями оттягивать значительные силы Румынии не менее 5-7 дивизий от совместных действий с польской армией*. Весь план нашей войны на суше упирается не в успехи Балтийского флота, а в то, удастся ли нам разгромить побережье Румынии и обеспечить развитие революционного движения на Балканах. Кроме того, мощный Черноморский флот обеспечивает нас со стороны Турции, где не исключенный приход прогрессистов к власти обозначает протяжку польско-румынского фронта до Эривани. Поэтому Оперативное управление считает необходимым Черное море в отношении отпуска средств и развития морского флота поставить на первое место по сравнению с Балтийским. Мы здесь к весне 1927 года обязаны иметь следующие силы:
линкор - 1
крейсера - 2
надводных заградителей - 1
подводных заградителей - 3
эсминцев- 8
подводных лодок- 16
минных катеров -16
стор. катеров - 36
авиаматок - 1
Мы можем приблизиться к этой программе, если переведем дредноут «Гангут» из Балтики и если Морвед серьезно возьмется за дело извлечения из воды затопленных лодок и миноносцев. Частично эта задача может быть разрешена возврашением Бизертской эскадры, что как реальный факт нами сейчас учтен быть не может.
Если Балтийский флот ограничен в своих возможностях, то Черноморский флот, оперирующий на грани между европейским и азиатским театрами военных действий, имеет безграничные возможности. Важно только, чтобы в этом вопросе мы исходили не только из сегодняшнего дня, но и из перспектив ближайшего политического будущего.
Вторая группа вопросов, связанная с рассмотрением морской программы, возникает у Оперативного управления в части последовательности расходования. Здесь мы должны исходить не из 1930-31 года, а из готовности к 1927-28 году. На первом месте должны быть поставлены достройка и модернизация имеющихся судов. Между тем 5-тилетка Морведа даже не предусматривает ремонта Бизертской эскадры и сумм, необходимых для поднятия и ремонта затопленных в Черном море подлодок и эсминцев".
Мы должны иметь твердую гарантию, что к 1927-28 году мы будем иметь хотя бы небольшой, но вполне законченный современный флот. Будет малоутешительно, если мы в ближайшие 3 года будем иметь много кораблей, только заложенных на верфях, и вместе с тем ложащихся тяжелым бременем на наш финансовый бюджет.
Новое строительство надо ограничить строгими рамками. Если кризис 1927-28 года пройдет без вооруженного столкновения, то мы всегда успеем после 1928 года настолько развить наше новое судостроение, чтобы не потерять в 1930-32 гг. боеспособности основного ядра флота. Разброска средств и внимания для ближайших 2-3 лет не является целесообразной.
Таким образом, в области практических предложений у нас больше расхождений с Штабом РККФ нет, но необходимо выровнять их линию и направить их работу, исходя из общих для всей страны оперативных предположений Штаба РККА.
Испрашивается: по изложеному Ваше указание.
Начальник Оперативного управления Белицкий РГВА. Ф. 33988. Оп. 2. Д. 649. Л. 48-51. Подлинник.