Продолжается реконструкция Синопской набережной. Магистраль расширяется. В ходе работ демонтирован железнодорожный подъездной путь, столь близко подобравшийся к Смольному.
Рельсы шли от Мельничной улицы, по обособленному мосту через Обводный и далее по берегу Невы до завода "Ливиз". Когда-то было ответвление в сторону теплоэлектростанции. Ликвидировать пути собирались ещё в конце 1990-х, но ликёро-водочный завод, которому принадлежала ветка, всячески этому противился. Тут постоянно можно было видеть цистерны. Но как только появилась возможность, рельсы сняли, уничтожили грузовую платформу. Сейчас средь стрительного мусора и гор песка высится каким-то чудом уцелевший светофор. Рельсы ещё лежат под мостом Александра Невского, но их участь, видимо, предрешена.
Между тем, история этого подъездного пути весьма примечательна. Дело в том, считается, что до постройки Финляндского железнодорожного моста через Неву не существовало связи между железными дорогами Российской Империи и Великого Княжества Финляндского. Это не совсем так. А истоия эта порядком подзабыта.
Дело в том, что связь была! От Финляндского вокзала шла ветка, соединявшаяся с трамвайными путями через Литейный мост. На противоположном берегу трамвайные и железнодорожные пути вновь расходились и паровозы двигались по рельсам, проложенным вдоль берега Невы до Обводного канала и далее - к Николаевской железной дороге. Поскольку часть пути была совмещена с трамвайной трассой, движение железндорожных составов было ограничено ночными часами, не все локомотивы подходили для таких условий эксплуатации, а вес перевозимых грузов невелик. Понятно, что строительство постоянной железнодорожной переправы через Неву было ожидаемо. И как только мост в 1912 году построили, временные пути, связанные с трамвайной сетью города, ликвидировали. Небольшой участок остался, продолжая функционировать в качестве подъездного пути к нескольким предприятиям на Синопской набережной. Существовал он до прошлого года...
Паровоз на Синопской набережной!
2002 год
Фото И.Гусева