На прошедших выходных мы ездили в Тулу. Получили множество впечатлений и сделали разнообразные наблюдения.
Ехали мы в сидячем поезде, он идет три часа в одну сторону, делая остановки в Царицыно и в Серпухове. Туда мы ехали в неплохом вагоне, где кресла группами по четыре расположены вокруг столов по обеим сторонам вагона и с потолка торчали коробки для крупных пузатых телевизоров. Самих телевизоров не было. Напротив наших мест сидел какой-то крупный мужик с пивом. Когда мы вошли, он с максимально возможной (для него) вежливостью проверил, не сидит ли он на наших местах. Как выяснилось позднее, он ехал «неофициально» - договорился с проводницей, сел, а когда поезд тронулся, продемонстрировал ей пустой бланк билета и пихнул денег в руки. Деньги исчезли так же быстро, как и появились. Вагон был полупустой, и меня мучил вопрос - почему он после этого не пересел куда-нибудь в пустое отделение, где он не вынуждал бы людей нюхать себя и свое пиво. Но эта мысль явно ему в голову не пришла, и поэтому пересели мы сами.
Вокзал в Туле новый, выходишь - город остро с ним контрастирует... Сделав круг по площади, мы обнаружили, что здесь нет ни одной будки по продаже проездных билетов, зато целые торговые ряды посвящены исключительно пряникам. Поскольку самовары не такой ходовой товар, их на привокзальной площади видно не было.
Решив начать с музея пряников, мы нашли подходящую маршрутку. Перед нами в нее стала ломиться молодая девушка с очень яркой помадой и микро-юбкой. Посражавшись всласть с дверью, она плюнула и села рядом с водителем. Я в таких случаях внутренне напрягаюсь, потому что теперь я буду в центре внимания прыгать рядом с дверцей. Однако оказалось, что достаточно нажать кнопку на ручке.
Пока мы ехали в первый музей, я думал о том, что профильное образование, даже такое фундаментальное, как у нас, сильно влияет на восприятие. Когда иные видят необычные здания, я вижу иную структуру рекламы… Например, интересно, что здесь вовсю процветают интернет-клубы, в то время как рекламы провайдеров, признаюсь, я не видел ни одной.
Когда мы проезжали мост через реку Упа, маршрутка вздрагивала на скобах моста и рядом с водителем невероятно долго и мелодично звенела мелочь, будто целыми столбиками подпрыгивая вверх.
Музей пряников - коммерческое развлечение компании «Старая Тула», старейшей «корпорации» по производству пряников. В основном там представлены разнообразные пряники, в том числе подарочные, для Путиных, Мотвиенок и т.д., были реконструкции пряников, которые пекли для блокадных ленинградцев, был пряник весом в пуд (тот самый) и много прочего. Мне интересней всего была история и представленная документация. В частности, предприниматели-пряникоделы царских времен, по словам экскурсовода, были репрессированы (я подозреваю, что просто были ограблены и убиты во время волнений), и частично секреты удалось восстановить за счет того, что сын или внук одного из них однажды прокрался в тайничок отца, вскрыл дверь отмычкой и взвесил разновески, посвященные соотношению ингредиентов, и запомнил их. Парню тогда было 13 лет. Таким образом, в миниатюре видно, на каких людей оставалось уповать советской власти.
Да, еще мне очень запомнился говор экскурсовода. Может, она латышка какая или кто-то еще, но говорила она с очень странным интонационным рядом, А-кала, делала странные паузы, быстро проговаривала окончания слов. Это развлекало и интересовало меня куда больше, чем большая часть того, что она говорила.
На улице мы увидели поливальную машину, в струях которого ясно была видна радуга. Как сказала Ксю, «он гонит радугу перед собой». Мне это понравилось, и я записал.
По пути к следующему музею были отмечены следующие сцены:
Пожилая женщина лет 65, которая сидит на лавочке на автобусной остановке и пьет пиво из теплой стеклянной бутылки.
Мимо нас проехал автобус №1. Он был курьезен тем, что начинался его маршрут на улице вроде «проспект мира» или «проспект жизни», а заканчивался маршрут на кладбище. Еще и номер такой… фундаментальный.
Мы увидели старинное здание с табличкой «дом купцов таких-то, исторический памятник первой половины XIX века, охраняется государством». Несколько необычны были странные решетки на окнах. Мы прошли чуть дальше и с другой стороны дома висела табличка, сообщающая, что в данном здании находится КПЗ для малолетних преступников. Вот так вот, подумал я, трудишься всю жизнь, архитектора нанимаешь, строишь дом, о котором мечтал, думаешь, как тут будут твои внуки и правнуки жить… А в конечном итоге у тебя в гостиной будут начинающих преступников содержать.
Издалека я увидел памятник, который стоял вполоборота ко мне в довольно странной позе, напротив завода. Я высказался, мол, какой странный памятник, как будто бы жене кузнеца или рабочего с советского символа. Подошли - оказался Петр Великий, основатель завода.
На крыше того же завода, рядом с гигантскими буквами, отражающими название, была беззастенчиво сообщена такими же гигантскими буквами организационная форма предприятии - ОАО. Меня это очень рассмешило, а Ксю не поняла, почему.
Когда мы шли к Кремлю через какие-то дворы, мы проходили мимо окон военной части. Из верхнего окна нам кто-то что-то орал. И я рад, что мы не услышали и не отреагировали.
В музее самоваров было довольно скучно, пока мы не поднялись на второй этаж. Там были стенды, помимо прочего, посвященные объявлениям и документации конца XIX - начала XX вв. Это было действительно интересно! Там, например, было написано, что самовары поставляются партиями от 6 экз., для меньших партий действует отдельный прейсъ-курантъ (базовый прейсъ-курантъ там тоже был - надо сказать, что и тогда самовары были недешевые). Можно было выбрать вариант сборки - медь, никелированное покрытие и еще что-то. Жирным наклонным шрифтом было выделено требование для покупателей четко и ясно называть станцию доставки. Как я понял, они предпочитали систему типа FCA - риски переходили на железную дорогу в момент погрузки в Туле, деньги переводились наложенным платежом на станции получения (залог, разумеется, тоже был). Так же было написано, что самовары в базовой комплектации отпускаются с трубами, и если вам труба не нужна, сообщите об этом обязательно в момент заказа, иначе придется оплатить и трубу, даже если она вам не нужна. Наконец, было сказано, что они сейчас запускают в производство новые конфорки-регуляторы (это те фигни сверху, на который ставили заварочный чайник). В стиле лучших рекламных ходов современности, они предлагали закупить конфорку-регулятор отдельно (цена варьировалась, разумеется, по высоте самовара, который измерялся в вершках), либо по фиксированной цене (очень небольшой, что-то вроде пары рублей) предлагалось обменять вашу старую конфорку на нашу новую. В общем, это меня повеселило несказанно.
Там же были и объявления о приеме на работу, порядках работ и т.д. Работали взрослые с шести утра до восьми вечера, с часов перерывом на завтрак и двухчасовым перерывом - на обед. Детям предлагалось то ли в две смены, то ли с перерывом посередине - с семи до одиннадцати и с часу до пяти. Строго запрещены были драки на рабочем месте и пьянство, с рабочих за порчу товара взималось по установленному тарифу. Зато церковных праздников было много, куда больше, чем государственных сейчас.
В том же музее я пережил небольшой культурный шок, когда, простите, пошел в уборную. Рядом с женским туалетом красовалась бумажка А4, прилепленная скотчем, на которой было напечатано специально для нерадивых иностранцев - Women’s. На мужском (да-да!) - Gentleman’s.
Так же мы посетили и кремль, где в магазине пряников люди брали пряники ящиками (для друзей, родственников, школы и детского сада) и оставляли по две тысячи продавщице, там же мы посетили музей тульского оружия. Здесь все было очень чинно, серьезно и интересно. На втором этаже в уголке было сильное увеличивающее стекло, под которым можно было увидеть настоящую подкованную блоху! На каждой лапе по подковке, каждая подковка крепиться тремя гвоздиками, каждый из которых измеряется сотыми долями миллиметров. В 2002 г. какой-то мастер сделал это чудо.
Потом мы еще бродили по городу. Вот еще несколько забавных фактов и моментов:
Прямо в центре города есть улицы, где напротив полноценных панельных многоэтажек стоят обшитые избы. И это не сохраненный исторический центр - там реально люди живут, потому что им некуда отсюда съехать. Стоят колонки почти на каждом перекрестке… мрак.
На карте мы увидели странный символ - он был один единственный в своем роде. Я, простая душа, предположил, опять же, что это боулинг-клуб. Оказалось, что это был дом культуры. Кеглями были схематичные головы в зале, а шаром - ведущий.
Мы покатались туда-сюда на невероятно шумных старых трамваях. Где-то перекусили и отправились на вокзал. На вокзале, кстати, тоже рамки стоят везде…
Обратно у нас были билеты в страшном сидячем вагоне, таком, знаете - два человека в одну сторону, три в другую, и так колонны в разные стороны, похоже на самолет. Было ужасно жарко. В паре мест люди открыли окна, но как оказалось, среди толпы находились те, кто кричал «закройте немедленно, мне дует!». В общем, рассвирепевшая Варлок ушла куда-то на разведку, после чего вернулась и потащила меня за собой. Пройдя шесть вагонов, мы устроились в таком же вагоне, как по пути сюда - людей в нем было еще меньше, мы развалились, в свежести и прохладе. Те несчастные, что плотно-плотно набились в злосчастный второй вагон, видимо, так и остались там сидеть… Я сначала думал, не потревожат ли нас, и прочел правила поведения в поезде. Нигде не было сказано, что при наличии свободных мест я обязан сидеть только там, куда я купил билет (если вагоны одного класса, естественно). Но вагоны были одинаковые, и я решил, что единственной проблемой будет, если мы на чьем-то месте сидим. Но так никто и не пришел, мы так и проехали в этом вагоне одни, за исключением двух молодежных компаний, которые, вероятно, тоже сюда мигрировали в поисках лучшей доли.
В общем, поездка была весьма любопытная и поучительная…