Нет в России человека, которому был бы незнаком образ Родины-матери..
Искусство построения коммуникации между властью и народом не стоит на месте. Когда-то глашатаи доносили до населения громким голосом волю своих правителей, потом появились газеты, которые в корне изменили сложившуюся ранее систему коммуникации. Новыми ключевыми вехами стали плакаты, радио, телевиденье, наконец, Интернет.
Данный пост я всецело посвящаю Советскому плакату времен Великой Отечественной Войны. Тогда не было телевиденья (в его современном понимании), радио и кинематограф также не были всегда доступны в полевых условиях. Огромное значение играл военный плакат. Их было множество: были талантливые работы плакатистов, которые вписали себя в историю, были и посредственные кальки безвестных художников. Стоит вспомнить плакат «Родина-мать зовет!» - бессмертный образчик советского плаката. Мало кто вспомнит, что его творцом был Ираклий Тоидзе, но, наверное, не найдется в России человека, которому незнакомо суровое лицо немолодой матери в красном платке, которая зовет своих сыновей на защиту.
Вставай, страна огромная!
Советский военный плакат первого периода войны играл роль катализатора: надо было всколыхнуть всю огромную страну, поднять ее на борьбу с врагом. Как-то стушевались на этом фоне предвоенные плакаты с лицом «вождя народов» - к гражданам с плакатов обращались беззащитные матери, сестры, дети, которые молили об одном - защитить. Взывали и о справедливом мщении.
Образ поруганной матери с ребенком на руках - разжигал ненависть к врагу
Чтобы победить - война должна была стать народной. И она такой стала
Призыв защищать завоевания отцов также был хорошим ходом
К 1942 году партизанское движение наносило тылам Вермахта огромный вред
Битва за Москву развеяла миф о непобедимости гитлеровских армий
Исторические аналогии играли на патриотических чувствах граждан
Перелом в войне: смена концепции плаката
Вместе с ходом войны концепция плаката начинает меняться: на плакатах все чаще и чаще предстают суровые бойцы, сжимающие гранаты и винтовки. Все громче звучат призывы бить врага и гнать его обратно на Запад. Плакаты создают не только для тех, кто с оружием в руках бьется на фронтах: тружеников тыла также стимулируют плакатным примером. Больше металла, больше танков фронту… Апеллируют плакатисты и к доблестным полководцам из русской истории - на плакатах появляются Александр Невский, Суворов, даже былинные богатыри.
После Сталинграда итог войны уже стал окончательно ясен
Снайпер Василий Зайцев стал легендой не только благодаря плакатам
Красноармеец на германских улицах - плакат звал скорее закончить войну
Вперед, на Запад!
Плакаты 1944-1945 годов уже насквозь пропитаны воодушевлением, которое царило в тогдашнем обществе: позади остался Сталинград, врага без остановки гнали все дальше и дальше на Запад - в плакатах появилось нечто радостное, помпезное. Демонстрировали воинам и то, что они не одиноки в этой войне - что где-то далеко на западе с противником сражаются англо-американские союзники.
Бой шел не только на фронте: люди сражались с усталостью и у заводских печей
Солдаты шли освобождать Европу. Никто не думал, что кто-то назовет их оккупантами
P.S. - теперь плакат, можно сказать, канул в прошлое. В эпоху Интернета и социальных сетей мастерство художников-плакатистов стало невостребованным. На наших улицах более нет плакатов. И, тем не менее, посмотрев подборку (далеко неполную) каждый может ощутить грозную энергию тех лет. И дай Бог, чтобы подобные плакаты не понадобились России вновь: пусть Родина-мать зовет к созидательному труду, а не на смертный бой.