На фото заслуженный летчик-испытатель, герой России, Магомед Толбоев
Честно говоря, меня шокировали отрывки интервью, которое дал Герой России, заслуженный летчик-испытатель Магомед Толбоев для газеты «Московский комсомолец». Красной нитью идет фраза - "Вот уже 20 лет как русскую авиацию убивают".
Магомед Толбоев говорит без прикрас, не боясь впасть в немилость у начальства. Боюсь, его интервью никогда не покажут по телевидению. Привожу выдержки интервью этого храброго человека в своем журнале.
Магомед Толбоев знает о чем говорит: авиация - это его жизнь.
"Такой школы, какая была у русских летчиков, нет и не будет. Сколько можно? Я - офицер. Мне больно и стыдно за то, что происходит. Мы разбазарили все, что было сделано с запасом для внуков. И ничего не создали взамен", - заявил он.
Говоря о плачевном состоянии гражданской авиации, что подтверждают крушения пассажирских лайнеров, Толбоев подчеркнул: "Ближнемагистральные самолеты Як-40, Ан-24 полностью исчерпали свой срок, свой ресурс. Они должны немедленно прекратить свое существование. Ту-134, Ту-154 когда-то перевезли весь СССР. Но нельзя старого ишака бесконечно нагружать как молодого! Мне жалко погибших пассажиров, жалко летчиков, мне непонятно только отношение государства к проблемам гражданской авиации. Что, нельзя запретить летать на изношенных машинах? Осень-зима - они опять начнут падать. Я предупреждаю, что так и будет".
Лучший самолет СССР - ИЛ 86, 2 аварии за время эксплуатации. Теперь их нет.
"Я создаю общественное мнение, но я не могу приобретать для государства новые самолеты и вертолеты, - продолжил летчик. - Что такое пятое поколение истребителей - это 80-е годы, мы тогда летали на них! Их придумали тридцать лет назад, а показываем в 2011-м. Что сказать еще?"
Вспоминая Игоря Ткаченко, командира "Русских витязей", который погиб в авиакатастрофе два года назад - на репетиции демонстрационного полета на МАКС-2009, Толбоев заявил: "Сегодня я один сражаюсь за то, чтобы "Витязи" остались. Я один против министра обороны Сердюкова. Остальные молчат".
"Дело вовсе не в "Витязях", а в аэродроме "Кубинка", который хотят продать одному миллиардеру, - пояснил он. - Он хочет целиком эту территорию под какую-то свою базу скупить. "Кубинку"! Центральную базу ВВС Московского военного округа!"
"20 лет назад, когда мы только начинали, именно "Кубинка" являлась нашим конкурентом как место для проведения авиасалона, - продолжил летчик-испытатель. - По подъездным путям, по открытости она еще лучше. Этот человек купит "Кубинку", купит остальное. Кто будет защищать Россию? Россия имеет огромную территорию, а покупает всего шесть вертолетов в год!"
Разбившийся АН-24. Морально и технически устарел: замены ему нет.
Послесловие: я не летчик. Но полетал немало, так уж получилось. Довелось также падать в старом Ту-154, у которого в полете отказал один из двигателей. То, что говорит Магомед Толбоев - прочувствовано на своей шкуре.
Наша авиация развалена, это можно констатировать. Целые классы самолетов и вертолетов больше не выпускают. А зачем? Дешевле и проще купить американские старые машины… У тех новинок что мы делаем сейчас - запас прочности остается еще лет на 15-20, не больше. Сможем ли мы предоставить что-то после них? Если положение вещей останется тем же - очень сомневаюсь.
Хочется пожать руку Магомеду Толбоеву: он настоящий мужчина и настоящий патриот.