Сейчас все, кому не лень, оперируют терминами "премодерн", "модерн" и "постмодерн". Но мало кто знает, что источник этого весьма популярного взгляда на развитие общества - аналитическая психология Карла Густава Юнга.
Научная деятельность Юнга была посвящена коллективному бессознательному и его взаимоотношениям с сознанием. И именно смена схемы взаимоотношений коллективного бессознательного и сознания приводит к смене глобальных парадигм: от премодерна через модерн к постмодерну.
Чтобы лучше это понять, нам надо чуть более подробно разобраться, какова вообще структура психики по Юнгу.
По мнению Юнга, психика человека состоит из трёх слоёв:
✔️ Сознание. Сознание - это те содержания психики, которые мы осознаём; они ясны для нас, и мы можем их «рассматривать», анализировать, использовать. С натяжечкой (но, опять же, простительной и даже необходимой в контексте нашей темы) можно сказать, что сознание - это территория рационального мышления. Эта территория ограничена, так как в нашей психике есть такие глубокие слои, до которых наше сознающее «я» при всём желании не может добраться. Эти слои психики - личное бессознательное и коллективное бессознательное.
✔️ Личное бессознательное. Личное бессознательное - это неосознаваемые содержания психики, которые принадлежат вам как индивидууму, как отдельной личности. В личном бессознательном хранится информация о том, что с вами случалось на протяжении вашей жизни, но по различным причинам оказалось в тех слоях психики, которые лежат глубже сознания. Содержание личного бессознательного формируется четырьмя основными путями: забывание, вытеснение, неосознанное восприятие и рождение новых содержаний непосредственно в личном бессознательном.
✔️ Коллективное бессознательное. Существует ещё более глубокий слой психики, который, в отличие от сознания и личного бессознательного, абсолютно одинаков у всех людей. Он называется коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное состоит из энергетически насыщенных базовых психических паттернов, которые свойственны каждому человеку. Абсолютно каждому - независимо от его расы, нации, культуры, уровня интеллекта, воспитания, социального происхождения и так далее.
Эти общие для всех людей психические паттерны Юнг назвал архетипами (от греческого «archetypos» - «первообраз»).
Проще говоря, в психику каждого человека уже заложен механизм восприятия, осмысления и реагирования на каждую из типичных ситуаций и фигур, с которыми люди имеют дело с начала времён. Это ситуации конфликта, победы, поражения, потери, находки, преследования, влечения к кому-либо или чему-либо и так далее. Это фигуры отца, матери, друга, врага, мудреца, предателя и многие другие.
Архетип (или целая группа архетипов) периодически ЗАХВАТЫВАЮТ сознание, после чего "я" человека будто становится на рельсы, по которым скользит по заранее очерченному пути, не в силах сойти с него.
Итак, история человеческой цивилизации, по сути, является историей взаимоотношений сознания и коллективного бессознательного.
Если смотреть на историю человечества с этой точки зрения, то можно различить следующие три эпохи: 1. Эпоха религии (премодерн) 2. Эпоха науки (модерн) 3. Эпоха развлечений (постмодерн)
✔️ ЭПОХА РЕЛИГИИ (Премодерн)
В Эпоху религии человек воспринимал себя как творение божественных сил, а окружающий мир - как наполненный божественным присутствием. Можно сказать, что ЧСВ человека стремилось к нулю, он ощущал себя букашкой перед могучими силами, неизмеримо превосходящими его разумение. С точки зрения взаимоотношений сознания и бессознательного это означает, что бессознательное в Эпоху религии оказывало на слабое человеческое сознание огромное влияние, а сознание, чтобы сохранить себя, пыталось смягчить это влияние, обличая его в форму ритуалов, традиций и религиозных символов.
•"Картина мира" человека Премодерна. Подавляющее большинство наших славных предков всю жизнь проводили на ОЧЕНЬ ограниченной территории. В лучшем случае они иногда бывали в соседней деревне, не дальше. А что ЗА соседней деревней, они не знали, и потому были убеждены, что эти неизвестные земли населяют всякие загадочные существа не от мира сего. Иными словами, ВХОД в мир богов находился в шаговой доступности, в паре километров от дома.
В премодерне УТОПИЯ, то бишь идеальная и феерическая эпоха счастья, помещалась в ПРОШЛОЕ. То есть "давным давно был рай, счастье и идеальная жизнь, но потом всё пошло наперекосяк, и с тех пор стремительно катится в говно. И чтобы оно катилось ПРАВИЛЬНО, надо жить по-божески, трудиться и нести свой крест". Ну, все и трудились.
• Человек эпохи Премодерна был Человеком-богом. Вот старик эпохи ПРЕМОДЕРНА. Человек спокойно прожил жизнь, веря в Божий замысел и Божье милосердие, и теперь так же спокойно готовится ко встрече с Господом. Красота!
✔️ ЭПОХА НАУКИ (Модерн)
Но примерно в XVII веке потихоньку-помаленьку началась Эпоха науки, эпоха прогресса: ЧСВ у людей проснулось и начало медленно, но упорно разворачиваться до невиданных масштабов.
Суть Эпохи науки можно выразить примерно так: «Отныне я, человек, провозглашаю себя свободным от влияния бессознательного: от всех религий, суеверий, аффектов, иррациональных разрушительных идей и прочего безумия. Теперь я буду руководствоваться только чистым разумом, развивать науку и технику и в итоге стану таким же всесильным и всезнающим, как боги, придуманные моими глупыми предками».
Войны, геноцид и террор XX века показали, что человек Эпохи науки не совершил никакого качественного скачка по отношению к человеку Эпохи религии. Он просто заменил изображения богов на портреты политических лидеров, а готовность безжалостно убивать за религию - готовностью ещё более безжалостно убивать за идеологию. Увлечённость (а точнее - одержимость) идеями науки и прогресса оказалась не победой над мифами, а, наоборот, одним из мифов, захватившим сознание людей, - мифом об обретении знаний, которые помогут бросить вызов богам.
•"Картина мира" человека Модерна. После начала эпохи великих географических открытий люди быстро поняли, что Земля круглая, и на ней тусуются только их собратья; никаких особых территорий с богами и духами на нашем голубом шарике нет. То есть обыватель осознал, что абсолютно ВЕЗДЕ живут такие же бессмысленные мудаки, как и в его деревне. А ангелы и демоны обретаются, видимо, в каком-то СОВСЕМ другом месте. Это укрепило подозрения богословов и философов насчёт того, что мир богов полюбас не может быть рядом с человеком, в нашем грязном материальном мире. Мир богов, если и есть, то, выражаясь современным языком, в другом измерении, более ЧИСТОМ и СВЕТЛОМ.
Таким образом, вход в мир богов (до которого раньше можно было дотопать за 10 минут) был перенесён в такое место, куда просто НЕВОЗМОЖНО добраться. Граница между земным миром и миром богов превратилась из абсолютно доступной в абсолютно недоступную, или, выражаясь по-умному, из имманентной в трансцендентную.
В эпоху модерна утопия переместилась в БУДУЩЕЕ. Мол, "в прошлом был ужас, мрак и тьма, суеверия и безграмотность, но теперь человек стал изобретать луноходы и электробритвы, паровозы и эпиляторы, и поэтому в итоге всё будет офигенно. Когда-нибудь потом. Но для этого надо люто впахивать". Ну, все и впахивали.
• Человек эпохи Модерна был Человеком-человеком. Это старик эпохи МОДЕРНА. Он всю жизнь воевал и работал ради будущего, верил в развитие своей страны и человечества, молился на прогресс, науку, луноходы и атомные ледоколы, и это давало ему силы и смысл жить.
✔️ ЭПОХА РАЗВЛЕЧЕНИЙ (Постмодерн) За этим, казалось бы, легкомысленным названием скрывается тяжёлое разочарование человечества в своей предыдущей истории и панический страх перед бессознательными влияниями. «Развлечение» по сути означает «отвлечение». Отвлечение от чего? От влияния бессознательного.
Иными словами, на вопрос «Как оградить сознание человека от поглощения его бессознательным, то есть избежать опасности новых безумных войн, репрессий и геноцида?» Эпоха развлечений отвечает: «Человека необходимо отвлечь от его непредсказуемого, неконтролируемого, потенциально опасного внутреннего мира. Как только человек начинает думать - он попадает под влияние тёмных демонов, живущих в глубинах его психики». Эпоха развлечений - постмодерн - всё более и более успешно выполняет свою задачу - защищает человека от самого себя. Правда, для этого ей приходится переплавлять Человека в нечто другое - в юзера/зрителя, бессмысленного потребителя цветных картинок с полностью парализованным мозгом.
•"Картина мира" человека Постмодерна. Сначала человечество решило, что мир богов где-то в другом измерении, уж точно НЕ на Земле, а потом вообще додумалось до того, что никаких богов НЕТ. По мере наступления новой эпохи, эпохи постмодерна, понятия о дислокации Утопии вновь радикально изменяются. Теперь люди верят в то, что её надо искать не в прошлом и не в будущем, а... в НАСТОЯЩЕМ. Нынешние юноши и девушки не желают плакать по раю, из которого нас Бог когда-то вышиб, и не желают рвать жопу ради мифического "светлого завтра". Они желают попасть в Утопию без промедления, сейчас, в данную конкретную секунду.
• Человек эпохи Постмодерна воспринимает самого себя как Человека-шутку. А вот это старик эпохи ПОСТМОДЕРНА - автопортрет Пикассо за несколько месяцев до смерти. Пикассо говорил, что он здесь выразил весь свой ужас перед приближающимся небытием. То есть тотальная свобода эпохи постмодерна автоматически означает и тотальное отсутствие ОПОРЫ. Полностью свободного человека уже не ФУНДИРУЕТ ни вера в Бога, ни вера в развитие атомных луноходов. И остаётся после этого у человека не ощущение свободного полёта, а нечто другое.
Согласитесь, впечатляет.
✔️ Метамодерн
Метамодерн - это глобальный культурный процесс, характеризующийся «колебанием» (осцилляцией) между двумя противоположностями (модерн и постмодерн, например) и одновременностью их использования. Мы вступаем в новую эпоху, где новый способ смотреть на культуру призван вытащить общество из модернистских и постмодернистских тупиков. Радикальные идеи модерна могут быть скомпенсированы постмодернистским отрицанием и сомнением. Метамодерн - это неуловимая истина где-то посередине. Метамодерн не предлагает готовую идею или концепцию, а предлагает найти её самостоятельно, используя «осциллирующее движение».