Оригинал взят у
ivanov-petrov Чему следует уподобить разум?
Многие считают, что разум есть способность обобщения и абстрагирования.
У животных этого то ли нет, то ли в самом зачаточном состоянии, а у человека - именно абстрагирование высокого уровня, создание с помощью абстракций модели мира, оперирование смыслами этих абстракций и создает то, что мы называем разумом.
Есть интересные работы по извлечению грамматики из предъявляемых серий образцов, когда люди выучивают новые грамматические правила, глядя на предъявляемые последовательности символов, то есть из самой ситуации извлекается смысл символов и правила обращения с ними.
В этой области, видимо, удалось нащупать границу в способностях животных и человека.
Похоже, что люди могут абстрагировать из конкретных обстоятельств схему отношений и понять роль в ней некоторого элемента, а животные привязаны к конкретным связям данного элемента, не абстрагируя его свойств и не проявляя понимания схемы связей.
Но сложность ситуации в том, что нужное структурирование у негуманоидных животных все же есть.
Ментальное представление структуры имплицитно присутствует у животных, они лишь не способны эксплицитно репрезентировать эту структуру и потому не способны перевести высокоуровневые структурные связи в определенный порядок действий. Здесь создается интересный концепт «внутреннего, скрытого разума».
Судя по косвенным признакам, в чем-то, что можно пока назвать «нейронными схемами», соответствующее отображение элементов присутствует, но в наблюдаемом поведении никак не сказывается. Это концепция «дремлющего разума»: в глубине «души» животного спит разумная способность, но в поведении не проявляется. Теория довольно странная и сейчас многообразно критикуемая, но тем не менее...
В этой гипотезе важно следствие о «дремлющей категоризации». Так можно назвать случаи, когда из каких-то соображений можно заключить, что у животного есть некие следы определенной категориальной схемы, но в поведенческих опытах такая схема не выявлена, или нечто можно уловить в эксперименте, но в естественном поведении не сказывается.
Психика задана в рамках этой гипотезы образом глубокого колодца: на дне лежит золото категорий, но до поверхности его отсветы не достигают.
Впрочем, есть и другой взгляд: который позволяет увидеть ту же ситуацию как набор фрагментов - частичных категоризаций, механизмов распознавания, которые мало связаны между собой, фрагментарны, и лишь надстроенная над этим собранием частей здравая рациональность создает целостное и целенаправленное поведение.
Как мы заключаем нечто о наследственных признаках, сказывающихся в поведении, точно так же, на основании статистики решения задач, можно судить о скрытых категориях, организующих восприятие и поведение.
И - более того - на тех же основаниях можно судить о скрытых универсалиях разума.
Отсюда понимание основ коммуникации людей, можно представить себе таким образом: есть набор «культурных универсалий», глубинных категорий, которые развиваются в двух противоположных направлениях, порождая в одну сторону разветвленную систему языка, в другую - развернутую систему мышления.
Отсюда понятно, почему принципиально имитативные критерии мышления (критерий Тьюринга) считаются самыми удачными - то, что коммуницирует как человек, то, наверное, и мыслит как человек.
Что до скрытых универсалий, организующих наше поведение,
Derek C Penn и Daniel J Povinelli высказывают весьма остроумную гипотезу "Relational Reinterpretation Hypothesis". Они полагают, что отличие человека от негуманоидных животных можно сформулировать так: человек может интерпретировать наличную у него категориальную схему в терминах ненаблюдаемых скрытых сил. Благодаря этой способности ему удается «наложить» категориальную схему (в которой есть категории высшего уровня, которые не являются наблюдаемыми объектами) на картину реального (объектного) мира.
Более того, человек может интерпретировать свои чувственные ощущения в терминах высокоуровневых категорийных отношений.
То есть нечто, скрытое в глубинах его психики, выражается как увиденное во внешнем мире - так, как мы может увидеть категоризованные объекты, увидеть различия вещей.
Картинка кликабельна