Affordance

Nov 14, 2021 15:39



В продолжение тем:
Сотворение реальности.
«Доступность»
Воля + Представление.
Umwelt.

Термин «affordance» был предложен психологом James Jerome Gibson в 1979 году в книге «Экологический подход к зрительному восприятию».
В природе affordance - это то, что окружающая среда предлагает животному, то, чем она его обеспечивает и что дает, вне зависимости от того, хорошо это или плохо. James Jerome Gibson сближает понятие affordance с понятием экологической ниши, подчеркивая то, как положение, которое занимает биологический вид в экосистеме, характеризует его.
James Jerome Gibson также акцентирует внимание на том, что ключ к понимаю affordance лежит в их относительности и гибкости. По его мнению, каждый человек рассматривает возможности того или иного объекта в зависимости от своих текущих намерений и возможностей.
В этом смысле для James Jerome Gibson решающее значение имеет понятие намерения/потребности, потому что оно объясняет, как один и тот же аспект окружающей среды может представлять различные affordance различным людям и даже одному и тому же человеку в другой момент времени.


Возможность или affordance (ожидаемое назначение, возможность действия) - такое свойство предмета или объекта окружающей среды, которое позволяет использовать его определенным образом. Все окружающие нас объекты имеют affordance. С их помощью мы интуитивно понимаем, как взаимодействовать с той или иной вещью.

Минимальный уровень способностей к affordance имеется у любых живых существ. У наиболее интеллектуально продвинутых он даже позволяет использование орудий труда.

Например, у шимпанзе есть более 40 вариантов целенаправленного использования всевозможных предметов для последовательных действий себе на пользу. 22 из них включены в процесс добывания пищи. Это всевозможные способы извлечения добычи из гнезд социальных насекомых (термитов, муравьев и пчел), а также добывание костного мозга из костей животных, павших жертвами шимпанзе. Еще более впечатляющая категория действий - это раскалывание орехов тяжелыми предметами. Но больше всего поражает affordance шимпанзе использовать в гигиенических целях листья растений, как люди используют салфетки и туалетную бумагу. Ну и конечно же, шимпанзе могут использовать камни и палки в качестве оружия, хотя эта сторона их поведения мало изучена.

Принципиальное отличие людей от шимпанзе в неограниченности уровня affordance.
Если у последних способность придумывать полезные себе инновации позволила за миллионы лет придумать всего 4 десятка инноваций, то у людей число таких инновационных идей неисчислимо, так как неограниченно никаким верхним пределом.

Попросту же говоря, affordance - это способность к инновациям.

Уровень таких способностей определяет фазовое пространство возможностей, доступных интеллектуальному агенту для решения оптимизационных задач. У шимпанзе - в этом фазовом пространстве есть всего 40 вариантов. У человека же таких вариантов бесконечное множество. Ну а машина, сколь бы интеллектуальна она ни была, не имеет способностей affordance вообще.

Можно выделить два важных аспекта в понимании affordance:
• Во-первых, это не только свойства окружающей среды, так как они зависят от сенсорных и исполнительных возможностей интеллектуального агента.
• Во-вторых, восприятие affordance интеллектуальным агентом предполагает возможности его действий путем активации сенсомоторных паттернов, включает в себя прогнозирование последствий таких действий.

Как следствие, интеллектуальный агент, не будучи воплощен (и потому не имея возможности использовать свои датчики и исполнительные механизмы) просто не в состоянии идентифицировать affordance.

Andrea Roli и Stuart A.Kauffman в работе "Emergence of Organisms" развивают эту мысль. Минимальный набор необходимых и достаточных свойств существа, способного эволюционировать в меняющейся среде обитания, состоит всего из двух свойств:
• Способность различать, что ему полезно/выгодно, а что нет (“что такое хорошо и что такое плохо”). Эта способность заключается в умении классифицировать релевантную информацию из окружающей среды. Данное умение необходимо для создания смыслов, определяющих, что важно для выживания организма в его экологической нише, и направляющих эволюцию специализированных сенсоров. Последние необходимы для улавливания паттернов и определения корреляций между ними, которые затем получают названия, превращаясь в семантическую информацию.
• Помимо этого существо должно уметь правильно использовать эту информацию. Как следствие, должны быть разработаны механизмы и средства для действий в мире. Т.е. иметь политику управления, которая подлежит адаптации и изменениям, согласно принципу “что такое хорошо и что такое плохо”.

Помимо названных двух базовых свойств affordance, необходимых и достаточных для существа, есть еще три очень важные свойства, определяющих интеллектуальные возможности наиболее продвинутых из известных науке интеллектуальных агентов - людей:
• Использование affordance не только открывает новые возможности для интеллектуального агента, но и создает смыслы, то есть позволяет осмысливать реальные (физические, энергетические и информационные) свойства мира.
Создание affordance - это создание информации, которая, на самом деле, является семантической. Эта информация характеризует корреляции в окружающей среде, которые полезны для агента, поскольку они несут в себе существенные для него знания. Создание смыслов через новые возникающие функции и динамические паттерны, которые оказываются полезными для агента, также лежит в основе проблемы обоснования символов, касающейся способа, которым символы внутренне представлены в системах.
• Неограниченные способности к affordance у людей простираются существенно дальше изготовления орудий труда для индивидуальной пользы. Орудия труда - это лишь четвертый из семи уровней (уровень intelligence - «как я могу решить проблему?») эволюции материальной культуры в процессе усложнения affordance.



• Возникающие у интеллектуальных агентов affordance, могут относиться не только к объектам окружающего его материального мира. Поскольку интеллектуальные агенты обладают внутренней моделью мира (от примитивных моделей у простейших существ до сложнейших моделей у людей), affordance столь же применимы к внутренней, как и ко внешней реальности. Из этого следует, что affordance внутренней реальности представляются с помощью языков на всех 12 уровнях сложности образно-концептуальных моделей: от иконических и знаковых языков до глубинных семантических структур и языка смыслов.



• Плоды индивидуальных affordance отдельных людей накапливаются в коллективной памяти социо-когнитивных сетей, образуемых когнитивными сообществами, масштабирующими свои коммуникации и сотрудничество с помощью технологий. В наши дни, это глобальная социо-когнитивная сеть, включающая в себя весь Интернет и миллиарды физических сообществ, постоянно возникающих при офлайн коммуникациях людей. Возникающие в социо-когнитивных сетях коллективные affordance могут трактоваться, как потенциальные семиотические ресурсы, которые люди использует (обнаруживают, читают, используют, транслируют) для направленного научения в выбранных медийных средах.

Подводя итог, резюмируем.

► Пререквизитами affordance являются:
• воплощенность интеллектуальных агентов;
• их способность различать хорошее и плохое;
• наличие у них механизмов развития «датчиков» и «исполнительных механизмов»;
• политика поведения, открытая для изменений.

► Последствия развитых способностей affordance:
• неисчислимый спектр потенциальных возможностей в фазовом пространстве оптимизации при решении любых задач;
• создание смыслов и формирование семантики окружающего мира;
• выход через афордансы внутренней реальности на инсайты (в том числе, инсайты в областях образно-концептуальных моделей наивысшей сложности, описываемых языком смыслов);
• возникновение и аккумуляция в социо-когнитивных сетях человечества миллиардов коллективных аффордансов, играющих роль потенциальных семиотических ресурсов для социального научения людей.

/Источник/

Сознание, Картина мира, Информация

Previous post Next post
Up