Цивилизация приходит и уходит

Feb 02, 2015 00:17

Источник: apxiv


Как только историки не пытались объяснить причины упадка древних цивилизаций: «завершение цикла развития», «старение цивилизации», «потеря пассионарности» или - одно из любимых объяснений - «разрушили варвары». О да, варвар он такой, не станет девок портить, водку пьянствовать и безобразие хулиганить, ему подавай разборку зданий, порчу скульптур и надписей, пока всю цивилизацию не разрушит, не успокоится и уйдет в свое варварское логово ждать, пока снова не появится возможность разрушить очередную циви- лизацию.
Почему-то только в древности если «варвары разрушили», то уже - навеки, никто ничего не восстанавливал, а в исто- рическое время совсем наоборот - разрушенное варварами достаточно быстро восстанавливается или же многое рушит- ся без всяких варваров. Значит, не в пресловутых «варварах» причина?


Например, во время Второй мировой войны варвары раз- рушили почти под ноль многие города Европы. После англо- американских ковровых бомбардировок прирейнские города Германии напоминали лунный ландшафт, были уничтожены на 80-90 %. И что? Цивилизация навсегда пришла в упадок? Ни- чего подобного, после войны достаточно быстро всё отстроили и даже «восстановили» исторические здания, так что теперь в Германии туристам по большей части показывают муляжи.
Разрушенные в результате бомбардировок и уличных боев города СССР - Сталинград, Киев, Брест и многие другие - тоже были полностью восстановлены за какие-нибудь 15- 20 лет, что ничтожно мало в историческом масштабе.
После атомной бомбардировки США в 1945 году японские портовые города Хиросима и Нагасаки представляли из себя выжженные поля. Восстановление тоже началось достаточно быстро, как только радиационный фон пришел в норму. Сей- час там кипит жизнь, небоскребы, многоуровневые развязки, цивилизация во всей красе.

Зато знаменитый Детройт в США, «город моторов», «сто- лица автомобилестроения», без какой-либо бомбардировки сейчас выглядит так, как будто она там была. Город букваль- но разваливается и находится на пути к исчезновению. Поче- му? Просто там закрыли важнейшие градообразующие пред- приятия и перенесли автопромышленность в страны Юго- Восточной Азии, где производство выгоднее по многим причи- нам. Таких умирающих городов в мире очень много, Детройт просто самый заметный пример.
Вывод напрашивается простой: если цивилизации где-то что-то надо, она и после разрушения варварами всё восстановит в наилучшем виде, а если эта местность больше не нужна циви- лизации, то всё разрушится само и без варваров. Цивилизации много чего бывает надо в конкретной местности: сырьё, пути- дороги, производство и т. п. Но если ничего не надо, то ничего там и не будет. Неужели историки думают, что эти базовые пра- вила в древности не действовали? Или историки не думают?
К примеру, в середине Южной Америки, в районе слияния Амазонки и Риу-Негру в джунглях можно обнаружить следы исчезнувшей цивилизации: заросшие великолепные дворцы с брошенными там предметами роскоши и домашнего обихо- да - люди исчезли внезапно, ничего с собой не захватив. Если не знать правды, то можно бы строить предположения о том, будто здесь некогда существовала могучая цивилизация, ко- торую разрушили варвары/эпидемия/инопланетяне, а также плодить догадки, которые принято делать при обнаружении каких-то древних сооружений.
На самом деле, всё проще. Действительно, более ста лет назад цивилизация «пришла в джунгли», а примерно лет через двадцать ушла. Но причины вполне прозаические. Те самые заброшенные дворцы в джунглях расположены в окрестностях города Манауса, расположенного в месте слияния рек Амазон- ки и Риу-Негру, и их бурное строительство и последующий упадок в прямом виде зависели от благополучия самого Ма- науса и проходящих через него товаропотоков.



И вдруг, всё зашевелилось. В Манаус понаехали предпри- имчивые бизнесмены, которые наняли местных жителей на сбор каучука. Экспорт каучукового сырья привёл к притоку в эти страны иностранной валюты, однако до 90 % выручки тратилось бразильцами на потребление импортных товаров (в особенности предметов роскоши), а не на укрепление соб- ственных производств.
В 1890 начался золотой век Манауса - город стал столи- цей экспорта каучука, который собирали в амазонских лесах. На выручку от каучука в 1895 году пустили первый в Южной Америке электрический трамвай (на 8 лет раньше, чем в Петер- бурге!), 22 октября 1896 года электрифицировали некоторые жилые дома, 31 декабря того же года открылся самый большой в мире театр «Амазонас». 17 января 1909 года открылся пер- вый в стране университет. Всего за 20 лет Манаус заткнул за пояс всякие там Рио-де-Жанейры и прочие Буэнос-Айресы. Но тут и сказке конец. В 1910 году цены на каучук начали падать и золотой век закончился - исчезло условие No 4.



«Каучуковая лихорадка» закончилась так же внезапно, как и началась. Многие сказочно богатые плантаторы разорились, побросали свои дома, те самые дворцы «исчезнувшей циви- лизации», и уехали. Их местные рабочие, естественно, также были брошены в джунглях на произвол судьбы. Так обычно и бывает: цивилизация уходит, а местные остаются со своими проблемами.
Если представить классический путь исследования обна- руженных руин дворцов, то историки нам бы подробно поведа- ли о стилях и методах строительства, культурных параллелях обнаруженных артефактов, предполагаемом времени суще- ствования «исчезнувшей цивлизации» и т. п., но следы товаро- потоков они бы не обнаружили во дворцах. Градообразующие факторы как правило подробно историками не исследуются. Поэтому история могла бы получить ещё одну загадку «исчез- нувшей цивилизации».



Но мы продолжим исследование с позиций логистической теории и разберемся, почему ресурсопотоки каучука ушли от Манауса.
Именно тогда, когда Манаус только начал жировать на натуральном каучуке, Великобритания заложила основу его падения. В 1879 году англичанин Генри Викхем вывез около 40 тыс. семян гевеи в Лондон, затем эти семена были исполь- зованы для создания плантаций в экваториальных британских колониях. К 1914 году обширные гевейные плантации зани- мали значительные площади в британской Малайзии, позд- нее также в других экваториальных странах Азии и в мень- шей степени - Африки. В отличие от Амазонии, деревья были посажены с высокой плотностью, там не было естественных вредителей и местные ещё не были испорчены заработками. Поэтому главный потребитель-распорядитель ресурсами боль- ше не нуждался в услугах Амазонии: «Манаус, вы уволены!» И он пополнил ряды умирающих городов.



Не прошло и 20 лет, как позиции вновь созданных британ- цами плантаций гевеи были подорваны появлением синтетиче- ского каучука. Синтез каучука в крупном заводском масштабе впервые в мире был осуществлен в 1932 году в СССР по спо- собу, разработанному С.В. Лебедевым. В 1938 году было орга- низовано промышленное производство бутадиен-стирольных каучуков в Германии, в 1942 - крупное производство синте- тических каучуков в США. К 1972 году синтетические каучу- ки выпускали более чем в 20 странах, и с тех пор каучуковые плантации больше никому особо не нужны. И так будет до тех пор, пока всё нормально с нефтью и энергией.
Похожий пример с целым государством - республикой Гаити на острове Гаити. Сейчас там разруха, бедность и за- брошенные дворцы плантаторов а-ля «погибшая цивилиза- ция», которые в свое время поднялись на сахарном тростни- ке. Но плантаторы уехали, а местные жители теперь бегают через специально прозрачную границу в соседнюю Домини- канскую республику в качестве нелегальных гастарбайтеров собирать всё тот же сахарный тростник. Теперь действующие дворцы плантаторов и расцвет цивилизации находятся на том же острове Гаити, но в другой части - Доминиканской ре- спублике.



Таким образом, причины «расцвета и гибели цивилиза- ций» следует искать прежде всего в закономерностях возник-новения и упадка городов. А это зависит от активности ис- пользования транспортных путей, которые, в свою очередь, зависят от мест нахождения ресурсов и текущей потребности в них. Ресурсы же не только очень неравномерно расположе- ны на земле, но и потребность в них не одинакова на протя- жении развития цивилизации и зависит от уровня развития технологии.

Логистическая теория цивилизации

Человеческий мир

Previous post Next post
Up