Оригинал взят у
pro_vladimir В продолжение тем:
Относительно теории относительности. Интеллект не спасает мир. Наука и техника как она есть. Человек не может без веры.
Если её отнять, то он начинает судорожно искать новую точку опоры, веруя во что-то другое.
Этот естественный механизм давно заметили крупные корпорации и теперь монетизация веры - основной способ стимуляции маркетинга и сбыта.
Дело несложное - подсовывается что-то блестящее, понятное, простое и прикольное. Сразу переносящее самооценку “на уровень выше”. Просто надо верить, что этот уровень есть.
До блеска эту тему довёл Стив Джобс.
Конечно, всё это было и до него - но довести до секты “Выйдет новый товар компании Х и я его куплю любой ценой, потому что я достоин, потому что это будет новый уровень жизни, господи какое же счастье обладать мечтой” миллионы людей - всё ж надо уметь. Годами “вот новый телефон - это новый уровень в жизни, вот-вот изменится”. Что с 1го на 2й, что с 3го на 4й, что с 6го на 6S.
Вот-вот изменится, да.
Вложить в цену товара несколько сотен долларов за “Вы покупаете сопричастность к гениальности, к роскоши, часть нашей души, которую мы с дрожью вкладываем в каждый штрих” и тому подобное - выгодно, как выгодна любая торговля воздухом.
Энди Таккер продавал “невзрывающийся песок” для керосиновых ламп - что ж, развитие не стоит на месте, теперь продают ощущение сопричастности к невзрывающемуся песку, а из-за горизонта появляется кредитование рисков снижения сбыта ощущения сопричастности, а также страхование этого кредитования.
Про PayPal
Компания PayPal создана в декабре 1998, и называлась она тогда Confinity. Изначально компания планировала писать софт для наладонников. Основатели - наш соотечественник, советский еврей Max Levchin, а также Peter Thiel, Luke Nosek и Ken Howery.
PayPal же был придуман внутри Confinity в 1999м как сервис для быстрого перевода денег. Под эту задумку были взяты деньги у инвестора, BlueRun Ventures.
После появления толстого инвестора и по его совету начинается покупка аналогичных стартапов (стандартный ход). И один из таких стартапов - убыточный на тот момент X.com, который хочет быть онлайн-банком. В X.com вложено 10 миллионов баксов, но он сидит в убытках, бизнес не идёт. Там работает И.Маск. Маск приходит в Confinity, рисует ослепительные перспективы, и его стартап покупают в числе пачки других, а его ставят заниматься рекламой-маркетингом.
Ещё раз - покупают оптом. Эта методика известна - так, например, работает фирма Cisco, которая за год делает до 500 поглощений - т.е. рынок просто зачищается от потенциальных конкурентов, плюс скупаются на корню перспективные наработки. Да, дорого - но что-нибудь да выстрелит - а если так произойдёт, то успешное срочно переименуют в Cisco. Чтобы потом люди восхищались “сколько у них наработок и изобретений”. У них - деньги.
Итак, фирму Маска покупают оптом вместе с другой мелочью, а его ставят не на техническую, а рекламную позицию. Сейчас, знаете, есть такая штука - евангелизация технологий - когда технарь подменяется шоуменом (есть, конечно, исключения, но они вымрут естественным путём, т.е. за шоу платят больше, чем за технологии) - вот, тогда такой термин не был раскручен, но суть та же.
По итогам технологии от X.com в пейпале не используются, но долю Маск имеет. Сам же бренд X.com быстро заминают, потому что после опросов выясняется, что пользователи его не с банком ассоциируют, а с порноресурсом.
И после, когда PayPal поднимается и раскручивается, его уже покупает задорого (полтора миллиарда) eBay. И вот после всего этого долю в PayPal Маск продаёт. За большие деньги - ну так бум доткомов начала нулевых и всё такое.
А теперь сравните это с “Илон Маск в одиночку создал с нуля PayPal, вот это да, что значит - гений, изобретатель, технарь”.
Фирма Tesla Motors основана в 2003 году двумя людьми - Martin Eberhard и Marc Tarpenning. Они и придумали концепцию “электрический спорткар”. Никакого Маска рядом не было. Маск появился позже, как один из представителей инвесторов. Продукт в этот момент был уже разработан.
За 13 лет (!!!) эволюции Tesla выпустила несколько моделей, различающихся дизайном и салоном. Техническая часть не меняется, своих разработок Тесла не ведёт. В качестве батареек используются китайские элементы 18650, на которых бегает весь китайский электротранспорт - от скутеров до автобусов. Это стандартные элементы на 3.7В, визуально похожие на пальчиковые батарейки. Из них набираются батареи с нужными параметрами - например, у скутеров это блоки по 12 вольт и 12 или 20 ампер-часов (например, такие ). Тесла покупает их оптом у Panasonic, а он размещает заказ в Китае. Своего производства что у Теслы, что у Панасоника - нет. Никаких “специальных секретных батарейных модулей” тоже нет, у Теслы нет патентов, связанных с техническими решениями в части батарейного модуля. Контроллер у батарейного блока разработан в Шеньчжене - и, кстати, по мотивам такого же у китайских электроавтобусов. По сути, Тесла просто покупает то, что придумали и внедрили у себя китайцы, поэтому в части технологий Тесла вечно догоняющая - у неё будут в новой модели те батарейки, которые в скутере за 1200 юаней у китайского продавца лапши уже полгода как работают.
Моторы для Теслы также делаются в Китае - отдельно ротор, отдельно статор, Тесла просто ставит на них свой лейбл.
Это “сложное” действие выгодно - оно позволяет “честно” поставить местом производства США, и ввозить моторы по тарифам для комплектующих, а не для готовых изделий (другие пошлины).
За почти полтора десятка лет Тесла понаделала кучу патентов, но все они, если посмотреть, связаны с дизайнерскими или оформительскими решениями. Т.е. рассказы про “двигают науку, вон какая капитализация, всё за счёт уникальных технологий” по факту описывают многочисленные патенты “форма крыла” и “цвет пластика у выдвижной ручки”.
Про экологичность Теслы - что её зарядка бесплатна, потому что “на крышах зарядных станций солнечные батареи и поэтому можно просто заряжать машины этой же энергией”.
Суперчарджер, который сверхбыстро заряжает батарейку, кушает 120 киловатт. Таких суперчарджеров по 4 штуки на зарядке. Это полмегаватта. Солнечных батарей, чтобы обеспечить круглосуточную возможность отдавать такую мощность (равно как и батарей, которые можно зарядить, а потом от них запитать суперчарджеры, от которых зарядить машины) просто нет, да и можно прикинуть, какую площадь они бы занимали. Зарядки Теслы подключены к обычной городской сети и платят приличные деньги за потребляемое электричество. Схема “заряжаем свои батарейки а потом от них машины” на зарядках не используется, так как невыгодна - стоимость солнечных батарей плюс аккумуляторов плюс износ плюс обслуживание плюс потери на зарядке-разрядке делают это “экологичное солнечное электричество” невыгодным даже для самой Теслы.
Бесплатная зарядка же есть с кучей оговорок, которые делают её не бесплатной вообще. Она есть у топовой Model S, которая стоит больше 100К долларов, при этом надо, чтобы машина была на полном официальном сервисном обслуживании (с некислой ценой за нормочас), чтобы ни разу не была в аварии (т.е. поцарапался - всё), и ещё оплачивается хранение и транспортировка батареи. Классика жанра, в общем. Если сесть и посчитать цену машины плюс ТО, то выйдет, что расходы на “бесплатно подзаряжаемую” будут выше, чем у обычных машин.
Можно заряжаться и без суперчарджера, от розетки. Зарядка просит 400V при 32 амперах. Учитывая, что в обычной квартире на входе дай бог 32А автомат стоит, а проводка вообще под 16-25 заточена, заряжаться от “обычной” розетки на 220V просто не выйдет - это будет сверхдолго. Подразумевается, что такая зарядка будет в коттедже, где будет отдельный щиток для этой цели, ну или специальная зарядка на парковке у дома (опять же за деньги). Никакой особой экологичностью тут и не пахнет в итоге.
Якобы электрокары снижают выбросы CO2.
Нет, выбросы лишь увеличиваются.
Разрушение этого мифа крайне опасно для Теслы - во-первых в исследовании по ссылке оказывается, что потребление мощности в рекламе сильно занижается (почти в 2 раза), во-вторых из-за того, что на создание нужного электричества тратится много топлива, теряется смысл “зелёных” дотаций - а без них и так убыточная Тесла будет совсем плохо себя чувствовать. Поэтому идёт массовая кампания “ой да ерунда всё это какая разница главное что не дымит”. То, что рядом при этом дымит в 3 раза сильнее ТЭС - умалчивается.
Схема монетизации - “электрический транспорт - это вау-эксклюзив для успешных и неординарных людей, отсюда наценка в сотни процентов за бренд и имидж”. Эксклюзивность, а не инклюзивность, приводит к тому, что априори более дешёвый электротранспорт (в нём банально меньше узлов и компонентов) превращается в фетиш и престижную штучку. Никакого развития, никаких технических прорывов нет - фирме 13 лет, за это время ничего, кроме редизайна, не сделано.
Финансовая сторона вопроса ещё более уныла - несмотря на гос.дотации, несмотря на льготы на электричество для зарядок, несмотря на дотации покупателям машин, Тесла убыточна и работает в минус, тратя деньги инвесторов. Маску не удалось ни совершить технологический прорыв, ни создать финансово состоятельное предприятие.
Блеск и нищета батареек
Настенная батарейка, которая “экономит”, а то и “генерит” электричество - пожалуй, самый лучший детектор “техногиков”-гуманитариев.
В мае 2015, Маск провёл презентацию настенной батарейки. Суть его идеи была проста - на стену вешается здоровый бесперебойник, через который запитывается весь дом. К бесперебойнику добавляются генерирующие мощности - или ветряк, или солнечные батареи. Они его постоянно подзаряжают, а он хитро следит за абонентами, и когда надо - подпитывается от общей сети, когда нет - копит. Может даже продавать электричество назад в общую сеть. В принципе т.е. может, да. Может покупать электричество, когда оно подешевле, например ночью.
Вся задумка с настенной батарейкой - это попытка дополнительной монетизации отработавших батарей. То есть в батарейном модуле Теслы куча элементов 18650 - они по разному вырабатывают свой ресурс - поэтому имеет смысл как-то разукомплектовывать эти блоки и куда-то девать батарейки, к примеру, половинной ёмкости (которые потеряли после 2500 циклов свои 20%, а потом ещё 20%, например). Так как Тесла батарейки не производит, то это единственная возможность откуда-то взять много и дешевых “почти работающих” элементов 18650 - ёмкости которых для машины уже не очень, а для настенной батарейки - ОК.
В рекламе рассказывалось про то, что будет производиться два варианта батарейки Powerwall - на 7 киловатт-часов и на 10. Ценой в 3 и 3.5 тысячи долларов США. Также использовалась картинка “Красивая Тесла красиво заряжается от настенной батарейки, всё такое белое и технологичное” - впрочем, как зарядить машину, у которой у аккумулятора 85 киловатт-часов от батарейки, в которой 7 или 10 - загадка, которая не дождалась своего исследователя.
Указанные технические параметры - что ёмкость, что - особенно! - отдаваемая мощность, не дают никакой возможности эксплуатировать батарейку так, как указано в рекламе. В самом деле, если предположить, что в квартире живёт хипстер с ноутбуком, то такой мощности вполне хватит на ноутбук, модем, лампочку и можно будет включать микроволновку. Но в квартире батарейку вешать смысла нет, т.к. негде поставить генерирующую мощность, поэтому целевая аудитория - это обладатели коттеджей. А там сразу же другой список потребителей - это всякие насосы для воды, камеры слежения, внешнее и внутреннее освещение, бытовая техника (холодильник, стиральная машина, плита, куча мелочи типа чайника, которая, однако, кушает-то по 1.5-2 киловатта), а также кондиционеры, возможно тёплый пол и обогреватели, ну и развлекательная часть из компьютеров-телевизоров-аудиосистем. Всё это по сумме в 2 киловатта никак не влезет, и в пиковые-разовые 3 - тоже.
Если же вешать несколько батарей, то это линейно увеличивает стоимость, а также возникают другие вопросы.
Например, вопрос безопасности - как литиевые батареи прекрасно горят-детонируют при повреждении, вы можете увидеть на ютубе - и прикинуть, как грохнет блок батарей метрового размера (для детонации достаточно разгерметизации - т.е. например с другой стороны стены кто-то будет неосторожно сверлить). Следовательно, батарею надо поместить в безопасное помещение, с хорошей вентиляцией (т.е. плюс кондиционер, плюс расходы). Далее, на её монтаж нужно разрешение собственника (в ипотечном доме, к примеру, такое опасное оборудование размещать не каждый согласится - а кто согласится, тот увеличит стоимость страховки, чтобы покрыть новый потенциальный риск).
Сам по себе монтаж, кстати, отдельная тема - по сути надо переделать всю сеть дома, чтобы все розетки и фиксированных потребителей завести на батарею (или батарейный блок), а также добавить защиту (УЗО те же) и смонтировать новую схему с двумя вводами (от общей сети и от генерирующей мощности). Эту операцию, судя по информации на сайте Теслы, должны были делать некие партнёры - как понятно, в результате цена всего этого от 3 тысяч долларов уходит очень далеко.
Также совершенно не учитывались потери на инверторе - для многих было откровением, что в розетке-то ток переменный, а в батарейке - нет - и что нужно специальное устройство, которое будет делать это преобразование. И что у этого устройства свой КПД - и не особо хороший (вы можете для примера посмотреть блоки питания для компьютеров - там за блок питания с КПД 80+ или 90+ надо будет заплатить в разы больше, чем за обычный). И у батарейки есть КПД - то есть на каждой зарядке-разрядке от общей сети идёт двойная потеря - на преобразование тока и на зарядку-разрядку батареи с не-100%м КПД. И всё это греется, и это надо охлаждать - и на это тоже расход мощности.
Добивает всё интересная ситуация с гарантией - на батарейку идёт гарантия 10 лет, но именно на батарейку как устройство, а не на батарейные модули. То есть реальный ресурс в плане количества циклов зарядки-разрядки не указывается, и от прямых вопросов про это Tesla уклоняется. Это и понятно - ведь внутри батареи б/у модули 18650 из автомобиля, их реальный ресурс в циклах непонятен, и сами эти батареи под гарантию не подпадают. Логичная схема - вы, когда покупаете, например, телевизор, ведь вместе с ним получаете пульт - но никто ж не говорит, что замена батареек в пульте во время действия гарантии на телевизор - бесплатна.
Общая сумма мероприятия будет не 3 тысячи долларов, а где-то раз в 10 больше, плюс появится плата за поддержку (замена элементов батареи, обслуживание ветряка). Окупить всё это на разнице в копейки на дневном-ночном киловатте возможно за такое время, которое делает бессмысленным всё мероприятие - ну либо надо усилить потребление электричества, чтобы ускорить окупаемость, но ускорится и износ батареи - про который производитель тактично умалчивает, хотя это интереснейший пункт.
Батарея переключается в режим “срочно отдаём по максимуму”. Чайник вскипает и выключается - батарея переключается обратно в “фоново подзаряжаемся”. Теперь микроволновка - и опять такая ситуация, на минуту резкое потребление, а потом - обратно. Циклы заряд-разряд туда-сюда, ресурс тикает. А ещё и вопросы безопасности - такую штуку в многоквартирном доме не смонтируешь без согласия соседей (кто ж захочет, чтобы с другой стороны стены была такая бомба?), а в частном - без увеличения стоимости страховки.
Собрав бабла Tesla первым делом почему-то поменяла технические параметры батареек - сообщив, что версии на 7 и 10 киловатт будут с разным количеством циклов зарядки, в частности “у младшей модели будет около 500 циклов”.
Что такое около 500 циклов? Это значит, что переделав всю систему электроснабжения в доме, вы через полгода будете вынуждены покупать новую батарею. А то и меньше. 500 циклов - это самые дешёвые китайские 18650е, которые не LiFePo4, а обычные LiFe, их на скутере (у которого 1-2 цикла в день, т.е. на нём ездишь куда-то разово и ставишь на ночь на зарядку, всё просто) убить можно за полгода штатной эксплуатации.
Выясняется, что в некоем сценарии “обычного потребления” вся экономия от батарейки, обслуживающей весь дом, составит около 53 центов США в сутки.
Как понятно, многотысячные затраты в таких раскладах не окупить никогда - одна только батарейка будет 3.5 тысяч, а рекомендованный и сертифицированный инвертор SE7600A-USS от SolarEdge’s StorEdge будет стоить ещё 3.5 тысячи долларов.
Даже если предположить что вся переделка электросети бесплатна, монтаж бесплатен, солнечные батареи и ветряк бесплатны, то по 53 цента окупать 7 тысяч долларов можно примерно 14 тысяч дней - ну, если нулевой износ, не падает эффективность батареи, ничего не ломается, охлаждение батареи берётся из космоса, потери мощности на конвертации нулевые, а так-то и поболее. И это - если разница между дневным и ночным тарифом - в почти 5 раз. А если меньше…
Hyperloop
Техническая концепция красивая, но упирается в кучу вопросов реализации. Поддержка вакуума в трубе с диаметром в несколько метров, притом при очень сильной вибрации (пролетает многотонная махина со скоростью пули), на протяжении сотен километров - штука нетривиальная. Маглев, в принципе, уже реализован - но опять же стоимость за километр у него огромная. Вопросы безопасности (разгерметизация вагона и все сразу покойники, а также малейшее отклонение от траектории и вылет с трассы), вопросы организации станций - много вопросов.
BITCOIN
Биткойн, если кто не в курсе - это такая криптовалюта. "Как бы деньги". При этом главная плюшка биткойна в том, что типа "каждый может нарубить" себе этих денег. Делается это довольно просто: надо купить ферму для майнинга этих биткойнов. Ферма - это компьютерная система, производящая некие математические вычисления. Включил - и руби бабло пачками!
Но вот если покопаться во всей этой крипто-трихомудии, то вырисовывается интереснейшая картина: биткойн (и его форки, вроде Litecoin и Dogecoin) - это такая наебаловка, которая заставляет лохов покупать мощные компьютерные железки и участвовать в некоей системе распределенных вычислений. За это лохам выдаются некие электронные хуёвины, которые неизвестно, куда девать. Во всяком случае, никакого путного товара на эту электронную херню купить невозможно.
Теперь по пунктам:
1. Биткойн позиционируется как ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ система, не имеющая главного администратора.
Скажите, вот вы лично верите, что производство денег вот так вот оставлено без надзора и контроля со стороны "большого брата"? Я в это не верю ни секунды.
2. Природа математических вычислений, необходимых для производства биткойнов неизвестна. Формально это вычисления хэш-кода. Но хэш-код - это просто дескриптор некоего массива данных. Что это за данные? Хэш-код ЧЕГО? Неизвестно. Просто программа-"кошелек" принимает какие-то неизвестные данные неизвестно от кого - и неизвестно куда сбрасывает результаты их обработки.
Объяснение расчитано на идиотов: "обработка данных о транзакциях Bitcoin". И всё. "Обработка данных" - и всё.
Пример объяснения:
"Один из клиентов создает новую транзакцию и рассылает ее другим клиентам, которые заняты генерацией блока. Они добавляют эту транзакцию к своему блоку и продолжают генерацию. Рано или поздно у кого-то получится сгенерировать блок. Такой блок запечатывается (к нему больше не добавляются транзакции) и рассылается по сети. Далее клиенты проверяют блок и транзакции внутри него на валидность. Если никаких проблем нет, то транзакции считаются одобренными. К этому моменту свежий блок уже доехал до каждого клиента и добавлен в цепочку. После этого процесс повторяется - клиенты начинают генерировать очередной блок и собирать в него новые транзакции."
http://habrahabr.ru/post/114642/ Вы что-нибудь поняли? Я понял лишь одно: это дешевая наебаловка типа "кручу-верчу, наебать хочу". Создавайте блоки и транзакции - и получайте деньги, угу. Транзакции ЧЕГО и КУДА? Переливание из пустого в порожнее? Генерация блоков ЧЕГО? Нет ответа...
3. Для постройки ферм для добычи биткойнов есть два пути:
- Купить специальную систему для вычисления хэш-кода (ASIC)
- Собрать компьютер на основе нескольких видеокарт ATI (ВНЕЗАПНО видюхи NVidia херово считают хэш-коды, а вот ATI - ну просто заебись!. Но это, разумеется, совершенно случайное совпадение. Так получилось. "Масло подорожало", ага.)
То есть лохов заставляют бежать в магазины и закупать новую электронику.
Таким образом мы имеем типичную наебальную схему!
1. Некая организация под прикрытием правительства США в 2008 году начала строительство системы распределенных вычислений. Что это за вычисления - неизвестно.
2. После кризиса 2008 года в мире резко упали продажи нового компьютерного железа. А тут - ВНЕЗАПНО - образовался новый рынок сбыта! Фермы для майнинга! Это ж сколько новых железок продать можно! И - ВНЕЗАПНО - резко выросли продажи видеокарт ATI при том, что до этой криптовалютной лихорадки ATI разгромно проигрывали NVidia по объему продаж.
Кроме того, выросли объемы продаж систем ASIC, предназначенных специально для вычисления хэшей.
3. Ну и, соответственно, из лохов вытрясли немало РЕАЛЬНОГО бабла.
А тем временем:
"... в некоторых странах финансовым организациям запрещено проводить операции с Bitcoin. Так, в начале декабря 2013 года Народный банк Китая запретил финансовым институтам страны вести операции с криптовалютой из опасений, что анонимность Bitcoin сыграет на руку преступникам, занимающимся торговлей наркотиками, отмыванием денег и другими незаконными операциями."
http://www.plusworld.ru/daily/minfin-ssha-ne-budet-kontrolirovat-oborot-bitcoin-dlya-lichnih-celey-904/ Обменник MtGox прекратил работу
"В течение нескольких недель крупнейшая биржа криптовалют MtGox работала со сбоями. После обнаружения критической уязвимости в собственной реализации Bitcoin-кошелька выяснилось, что баг допускает двойную трату монет при осуществлении внутренних транзакций на сайте. После этого MtGox заморозил операции вывода средств."
http://habrahabr.ru/post/213763/ Видимо, создатели этой наебаловки своих целей уже достигли:
1. Систему распределенных вычислений построили, настроили и вычисления осуществили.
2. Сбыт компьютерного оборудования в условиях финансового кризиса подстегнули.
3. Из лохов бабло вытрясли.
Кстати, на скорый крах крипто-пирамиды указывает тот факт, что в продаже на вторичном рынке появилось НУ ОЧЕНЬ Д....Я ферм, как на базе нескольких видеокарт, так и на базе разных асиков. Да и продаваны новых систем не отстают - полно объяв типа "продаем фермы для майнинга на базе ATI R9 280X".
Размышления
Что ж, способы получения дохода у каждого свои. Что никак не отменяет факт, что эта религия “воспевания хайтех-кумиров и их вымышленных святых деяний”, как и любая другая, является противоположностью науке и развитию, и подсовывает яркую и шумную, но лишь имитацию прогресса - впрочем, обывателю ведь нужен хлеб и зрелища?