Кратко о будущем
Будущее - это маршрут.
Если давать краткое определение будущего, то это смысл, положенный на волю. Это не тенденции и не технологии. Будущее для себя и других делают те, кто имеет волю к этому.
Будущее всегда связано с самоопределением.
Самоопределение, сотворение иного - принятие решения по поводу того, что будет.
У нас будущего боятся, потому что его сценарии практически все негативные, кроме восторженного сценария о сингулярности, за которым следует неизбежный вывод о трансгуманизме. А остальные сценарии все разрушительные, кроме сценария - создать человечество.
Одни напуганы, другие боятся, что у них не будет места в будущем или того места, которые они занимают сейчас. Ни один политик, крупный бизнесмен в будущем не заинтересован. Они все хотят сохранить настоящее, где у них уже есть место, отсюда такая любовь к концепции устойчивого развития, ведь она исключает будущее в принципе.
О времени
Есть два базовых понимания времени.
То, чему нас всех учили: время - это четвёртое измерение; пространство и время тесно связаны, поэтому можно заменить одно на другое и путешествовать во времени.
Есть другое представление, о том, что время есть всего лишь грамматика описания изменения пространства и в этом смысле оно противоположно пространству.
- Есть персональные времена, связанные с тем, как движутся изменения внутри вас, время, которое можно описать как изменение мысли.
- Есть социальное время, которое позволяет фиксировать изменения в социуме.
- При этом в социуме живут люди, у которых принципиально разные картины времени.
Будущее же всегда иное.
Иное живёт одновременно с нами сейчас. Оно живёт в каких-то своих замкнутых капсулах. Иногда эти капсулы раскрываются и становятся для многих общим видением. Но капсулы могут быть закрыты и сотни лет.
В общем, непонятно, какая и в какой момент капсула раскроется и в какую войдёте лично вы.
Мир быстрых изменений
Мы живём в мире быстрых изменений, но это не значит, что нам в нём нужно быстро "крутиться". Есть четыре варианта:
- Бежать со всеми и вместе проноситься мимо всего.
- Бежать быстрее, то есть стать лидером, на какое-то время возглавить гонку.
- Остаться на месте. И пусть всё катится мимо вас, а вы живёте в своём темпе, мире и нормально себя чувствуете.
- Подняться над этим миром, посмотреть, куда всё двигается, и спокойно пойти туда, куда вы решили идти, а не туда, куда решили бежать все.
Я предпочитаю четвёртый.
Есть философское понятие "рефлексия" - остановка для выхода из ситуации и взгляда со стороны. Нельзя одновременно останавливаться и бежать. Рефлексия требует, чтобы вы ушли от всех дел, остановились перед пропастью и смогли через неё перепрыгнуть, если захотели, или вернулись обратно, чтобы этого не делать.
Срочное и важное
Есть вещи важные, а есть вещи необходимые или срочные, и их надо разделять. Срочные - это решать жизненные вопросы, которые нельзя отложить: идёт война, нужно кормить семью и т.д. Тебя постоянно втягивает в этот круг.
А важное - это про будущее, Бога, смерть, любовь.
Но мы всё время думаем, что займёмся этим потом, а сейчас надо решить срочное.
Только начинаешь разговор о будущем, как говорят: "Да, это надо, но это потом, сейчас надо вот это решить".
И сети во многом работают на это.
Фрагменты и Целое
Нас уверяют, что мы вошли в мир знаний, но на самом деле мы из него вышли.
Мир знаний - мир текстовой культуры, мир сложных смысловых связок, а мы ушли в мир информации.
Он устроен по-другому.
В мире информации нет идеи целого, есть только идеи частей или фрагментов.
Быстрота информационного мира связана с тем, что в нём нет целого, а значит, нет смысла, потому что смысл - это отношение к целому.
Вы находите смысл своей деятельности в чём-то целом - в семье, в культуре, в человечестве или в Боге.
Мир информации привёл нас к обучению фрагменту.
Фрагменты легко поменять, заменить, фрагментами легко обмениваться в сетях. Ведь что такое идея компетенций - это идея фрагментации.
Об уровнях коммуникации
У нас сейчас упрощают мир коммуникации. Если взять условно лестницу коммуникаций, то есть уровень безлюдной коммуникации, то есть big date и передача данных, и эта линия становится всё мощнее.
Есть более высокая форма - общение.
Когда вы сообщаете друг другу о том, вместе вы или по отдельности, одной крови или нет. Общение, по сути, держится только на этом. Женщины могут часами говорить как бы ни о чём, но на самом деле они так друг другу демонстрируют единство понимания. Эта линия сейчас развита, туда сейчас ещё встроился селфи-мир.
Более высокий уровень коммуникации - это коммуникация о том, "что мы делаем вместе?".
Это профессиональная коммуникация, и она организована не так, как общение.
Там другой протокол.
Нам сейчас пытаются её разнообразить, рассказывая, как сделать деловую коммуникацию, приближённую к общению, чтобы вас понимали и приняли.
Есть ещё более высокий уровень коммуникации - о смыслах.
Зачем мы вместе, что мы будем делать, какие у нас стратегии.
У нижних уровней таких вопросов просто нет.
Но это не самый высокий уровень.
Самый верхний уровень коммуникации - по поводу блага и Бога.
И верхние уровни коммуникации сейчас уничтожаются начисто, особенно средствами массовой информации. Но зато, если вы вошли на эти уровни, это огромное счастье. Это собеседование с содержательными людьми о небе и о любви.
Образование будущего
Нужно различать три вещи: образование, подготовку и обучение.
У нас образованием называется подготовка.
На самом деле образование - это способность творить собственный мир и участвовать в сотворении мира вокруг.
Для всей сферы образования, подготовки и обучения важно, кто является заказчиком.
Заказчиком на образование являетесь только вы, и еще, в некоторых случаях, подлинная элита.
Ни государство, ни родители или корпорации не заинтересованы в том, чтобы вы были образованны.
Образование имеет стадии - окультуривания, идентичности и самоопределения.
У многих на первых двух стадиях всё заканчивается. Они нашли свою дорожку в социуме, которая может быть более или менее протоптана, но главное, что социум её признаёт.
Переход к третьей стадии происходит в тот момент, когда вы понимаете, что вас не устраивает, как устроен социум, и хотите создать собственную дорожку. И тогда вам придётся самоопределиться, чтобы построить собственное движение. Тут и начинается страшная атака на вас со стороны ближайших людей. Вас будут уверять, что вы сошли с ума, что нужно жить, как все. Родители будут говорить, что сначала иди и получи профессию, а потом уже ищи своё иное.
Но если вы устояли, у вас начнётся самостояние и затем появится самодвижение.
В результате у вас будет собственное учение или свой мир. Но если вы это сделали, у вас наступает возможность самоотречения.
И тут есть два варианта:
- самоотречение и растворение в природе
- вы встретили, например, любовь, и тогда можно начать сначала. Можно самоопределиться заново.
Сегодня стремительно обновляется мир подготовок, технологий обучения, и это заслоняет необходимость самообразования и образования страны, мира, человечества.
Например - в ФРГ комиссия при бундестаге определяет стратегию страны. Я был в Тюбингенском университете, одном из старейших университетов, и его ректор стал жаловаться, что им приходится часто менять учебные программы.
Я его спрашиваю, на что вы опираетесь?
На идею идеального университета, на состояние рынка труда, рабочих мест и прогнозов или на картину будущего?
Он ответил, что идеальных моделей нет, это всё сказки, опираться на рынок бессмысленно, поскольку он уже сейчас меняется каждые три года, а студенты учатся 5-6 лет, поэтому они опираются на картину будущего, которую предоставляет комиссия при бундестаге, которая разрабатывает сценарии развития будущего мира и Германии и все на это ориентируются.
Об уровнях свободы
Мы ориентируемся на свободу выбора социальной роли.
Но выбор - это всегда то, что тебе предлагают.
И тут нет подлинной свободы, чтобы принять своё решение.
Другой уровень - свобода мышления или самоопределения. Социум сопротивляется, чтобы вы имели эту свободу.
А третий уровень - это свобода воли. Это свобода принять волю мира, сущего, Всевышнего.
Игры настоящего
В спонтанном мире игра - инструмент понимания работы с будущим.
Игры имеют разные уровни:
Первый - "что такое хорошо, а что такое плохо?".
Вторая игра - "свой - чужой".
Следующий вид игр - "как правильно?".
Все коучинги, всё то, что сейчас продается, это игра "как правильно?". Сейчас это самая распространённая игра. И считается, что выше неё нет ничего. Но есть игры более высокого уровня, например, "а в чём смысл?".
В это играют уже меньше людей. Для того чтобы подняться ещё на одну ступеньку, нужно уйти от собственного я, тогда для тебя откроется игра "как творить собственный мир?".
Такое возможно в том случае, когда человек начинает создавать собственные игры.
И самый высокий уровень - это игра с сущностями, с небом.
Я думаю, что игра станет инструментом управления обществом.
/Владимир Никитин/