Оригинал взят у
larkin_donkey Английский философ Джон Беннет рассматривает модель Вселенной с 6 измерениями: 3 пространственными и 3 временными (имеющими названия «время», «вечность» и «гипарксис» [hyparxis]). Под временем Джон Беннет понимает привычное для нас линейное течение событий.
К гипервремени он относит вечность и гипарксис, имеющие собственные, отличные от времени свойства.
Вечность Джон Беннет называет космологическим временем и вневременным временем. Гипарксис (от др.-греч. ὕπαρξις - существование) является состоянием бытия и действует в области квантовых процессов.
Соединение времени и вечности даёт возможность создания многовариантной космологии с параллельными вселенными, дающими большой спектр возможностей.
Существование такого временного измерения, как гипарксис, делает возможным многие научно-фантастические идеи: путешествие во времени, перемещение между параллельными мирами и движение быстрее скорости света.
Хотя идеи Джона Беннета довольно любопытны, но они основаны на субъективных аспектах восприятия времени и не имеют полностью научной основы.
Также остается открытым вопрос измерения этих гипотетических временных измерений. Человеческое любопытство обследует
Прошлое и грядущее и прилепляется
К этим понятиям. Но находить точку
пересечения времени и вневременного
- занятие лишь для святого.
И не занятие даже, но нечто такое,
Что дается и отбирается
Пожизненной смертью в любви,
Горении, жертвенности и самозабвении.
Для большинства же из нас существует
Лишь неприметный момент, входящий
Во время и выходящий из времени,
Теряясь в столбе лучей из окна,
В невидимом диком тмине,
В зимней молнии, в водопаде,
В музыке, слышимой столь глубоко,
Что ее не слышно: пока она длится,
Вы сами - музыка. А это только догадки, намеки,
Догадки вслед за намеками; а остальное -
Молитва и послушание, мысль и действие.
Намек полуразгаданный, дар полупонятый
есть Воплощение.
/Томас Элиот | Четыре квартета (1936-1942)/
Поставленная Элиотом в приведённой поэме задача - 'занятие лишь для святого' - как раз напрямую относится к понятию гипарксиса (hyparxis), поскольку она в точности соответствует представленной Дж.Г.Беннетом в "Драматической вселенной" идее гипарксиса, как 'точке пересечения времени и вневременного'. Впрочем, соответствие это не вполне полное - подход к пониманию гипарксиса во многом психологичен, а сам JGB никогда не стал бы делить вселенную на 'ментальное' и 'физическое', изначально стремясь исходить из более глубокого понимания, в сравнении с подобным различением.
С подобной оговоркой, мы можем исходить в базовом подходе к этому вопросу из своего чувства 'сейчас'. Большинство из нас, наверное, согласится, что это переживание 'сейчас' включает в себя, по крайней мере, два основных аспекта, в значительной степени противоречащих друг другу.
С одной стороны, у нас есть чувство того, что 'время идёт' - которое мы всегда можем связать с наблюдением различных процессов, как то: ход часов, удлинение теней, поиски своих очков . . . воспоминания ушедшего детства . . .
Как только что-либо случается, оно становится памятью.
С другой стороны, в нас всегда есть некое чувство постоянства, неизменности, непреходящести. Подобное чувство мы приписываем обычно некому предполагаемому 'я' или просто 'себе' как некой идентичности.
Изменение и неизменность одновременно.
Нам известно сейчас, что весь материал наших тел полностью обновляется каждые несколько лет, в то время как сами мы сохраняем свою биологическую идентичность.
Как будто существует некий шаблон или форма, которым соответствуют все наши изменения. Конечно, в наше время мы думаем о ДНК в качестве такого шаблона, некой пространственной структуры.
Но большим шагом в понимании здесь будет также наша способность думать о ней в терминах некой структуры, существующей в определённом виде времени, который JGB называл 'вечностью'.
Это подобно скорее представлению некого невидимого измерения на месте видимой биологической конструкции.
А мы определённо захотим это сделать, если у нас есть интерес к пониманию всех тех вещей, которые могут произойти в нашем существовании.
Это не столько шаблон, сколько некая модель (паттерн) потенциалов.
Мы можем думать об этом со многих точек зрения - генетической, социальной, даже астрологической, если угодно - терминология здесь довольно расплывчата.
Но как можем мы измерить подобный паттерн или узнать его?
JGB предположил наличие некоторых характерных свойств в определении понятия вечности.
1. Одним из самых главных свойств в его описании вечности была стратификация (расслоение) вечности на дискретные уровни - не являющиеся непрерывными, каким представляется нам привычное актуализированное время, в котором реализуются возможности. Говоря об этом, вероятнее всего он опирался на квантовую механику и психологию, одновременно следуя общему пониманию иерархических моделей, характерному для некоторых древних космологических систем.
В квантовой механике частица, типа электрона, 'прыгает' из одного энергетического состояния в другое, причём, переход этот происходит не постепенно, а сразу, мгновенно. В своём психологическом опыте мы также можем заметить разрывы, дискретность изменения того, что мы называем своим 'состоянием сознания' - в том числе, например, изменение сознания, известное нам как 'пробуждение'.
2. Кроме того, перемещение в вечности является антитезисом перемещения во времени.
Чем дальше процесс по времени реализации, тем сильнее энтропия или 'беспорядок'. Тогда как сдвиг в вечности, наоборот, приводит к большему 'порядку'. Сами эти термины "порядка и беспорядка" могут иметь определённое значение с точки зрения специалиста, но здесь важнее их качественный смысл. JGB связывал их с понятием степени внутренней близости. Здесь можно добавить, что мы обладаем внутренней способностью оценки этой степени внутренней близости посредством собственного сознания.
В данном конкретном смысле, фактически, это интерпретация известного утверждения Протагора: "человек есть мера всех вещей". В более важном смысле, мы можем вспомнить также гурджиевский принцип относительности бытия.
Итак, в качестве краткого резюме:
Мы начали с чувства неизменности и рассмотрели шаблон или форму, управляющую тем, что должно быть изменено.
И также затронули концепцию вечности в представлении JGB, как времени другого рода относительно времени реализации, а также использовали данную категорию времени для различения этого невидимого измерения времени от пространственных измерений. Вечность постулируется как структурированная и многоуровневая, допускающая концептуально возможность её измерения, но измерения такого рода, которое проводится напрямую сознанием, без использования инструментов.
Последнее делает этот подход уязвимым для обвинений в субъективности, хотя с другой стороны, здесь также присутствует неявная позиция о возможности достижения качества 'объективности сознания'.
В качестве эмпирических «я», мы можем ясно осознать противоречие между полным спектром нашего потенциала и тем, что может быть реализовано - в этом загадочном 'сейчас'. Реализуемое может быть лишь одним из вариантов выбора из многих альтернатив и всегда существенно беднее в сравнении с нашим вечным богатством. Временами, у нас может возникать ясное осознание этого факта и это чувство может вызывать в нас большое страдание.
Что бы мы ни делали, мы всегда делаем это за счёт чего-то другого.
Это побуждает нас к размышлению о соотношении между 'вневременным и временем'. В подходе к этому, как и везде, важно следовать принципу триадического мышления. В этом контексте, данный принцип сводится к следующему: когда две различные вещи противопоставлены друг другу, надо искать нечто третье, способное примирить и согласовать их.
Так, 'занятие для святого' оказывается чем-то вроде 'работы над собой'…
Но лучше пока оставить дальнейшее развитие подобных подтекстов.
То, что примиряет вечность и время, называется гипарксис.
Беннет переводил это качество как способность-быть. Само слово 'быть' или 'бытие' имеет два основных значения в контексте нашей дискуссии: 'потенциальное' и 'реализованное'.
Мы будем связывать с гипарксисом реализацию.
Из сказанного можно уже увидеть, что возможность разрешения тупиковой ситуации между вечностью и временем указывает нам на возвращение к тому, что является моментом 'сейчас'.
Это 'сейчас' может быть больше или меньше, сильнее или слабее, поскольку его следует понимать как нечто связывающее вечное и временное, с созданием на их основе чего-то нового. И кроме того: то, что разделяется во времени реализации на прошлое и будущее, и то, что разделяется в вечности на высшее и низшее, может более таковым не являться при переходе к 'сейчас'.
С точки зрения времени реализации, действие гипарксиса вызывает возвращения или циклы повторений, как будто одно и то же событие повторяется вновь и вновь (возможно, становясь с каждым разом лучше при этом, как в фильме "День сурка"!).
С точки зрения вечности, это есть реализация множества различных возможностей, причём, всех одновременно. И возможно также, что это надо связывать с гурджиевским 'само-воспоминанием'.
/по материалам статей Энтони Блейка/
перевод:
larkin_donkey Что такое время Настоящего не существует Совсем нет времени Про Время Иллюзия времени на примере крота. Почему время течет вперед на пальцах™ Люди живут разным временем. Причина возникновения времени ВРЕМЯ В каком направлении движется время? Всему свое время Про время и про деньги Свойство времени.