В сети есть фотографии обломков трех самолетов, сбитых за последние 15 лет из зенитно-ракетных комплексов советского производства.
Два самолета (Ту-22м3 в Грузии в августе 2008 года и Ан-26, сбитый 14 июля 2014 года) были сбиты из БУК-М1. Пассажирский самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь" в 2001 году был сбит из более мощного комплекса С-200, однако его боевая часть сходна с боевой частью БУК-М1 - только в том случае самолет поразили не двутавры, а шарики весом 3-5 г, диаметром 7-9 мм.
АН-26, Украина, 14 июля 2014 года
Ан-26 летел на высоте 6500 метров (по официальным данным), самолет меньше "Боинга" почти в три раза - его длина 23 м, крейсерская скорость 435 кмч. Предположительно был сбит комплексом "БУК", попавшим в руки ополченцев, за три дня до катастрофы "Боинга" в 95 км от Тореза, в населенном пункте Изварино. Несмотря на "удачную" тихоходную цель для "БУКа", экипаж самолета после попадания ракеты выжил и сумел катапультироваться (по крайней мере пятеро из семи человек, позже двое попали в плен, два человека погибли).
Первоначально представитель штаба АТО Андрей Лысенко заявлял, что в самолет могли попасть из комплекса "Панцирь" (имеет стержневую боевую часть массой 20 кг, высота поражения 15 км) или ракетой "воздух-воздух" с вражеского самолета. Версия о применении "БУК" официально не утверждалась. Тем не менее, на корпусе самолета видны вполне характерные для "БУКа" следы крестообразной формы. Размер отверстий, судя по авиационным заклепкам, около 20 мм.
Исходник видео Сразу после катастрофы все полеты украинской военной авиации были прекращены, однако 16 июля ополченцы заявили об ударах по двум украинским Су-25. Первым был подбит один самолет из двойки штурмовиков, однако он сумел вернуться на базу. А около 19.00 ополченцы заявили о втором подбитом под Амвросиевкой самолете - модернизированном СУ-25М1, который нарушил границу РФ, после чего развернулся и на высоте 6000 м был сбит ополченцами ракетным ударом в хвостовую часть. Пилоту удалось катапультироваться.
Ополченцы утверждали, что использовали переносной зенитный комплекс, однако "потолок" ПЗРК "Игла" составляет 3 км, у комплекса "Оса" - 5 км (7 км - модернизированный).
Представители Минобороны Украины, выступая за три часа до катастрофы "Боинга", заявили, что штурмовик был сбит с территории России - ракетным ударом с истребителя. Версия о применении ополченцами комплекса "БУК" была озвучена впервые только после падения "Боинга", вечером 17 июля - об этом спустя десять минут после новостей о сбитом малайзийском самолете написал в своем блоге советник главы МВД Украины Антон Геращенко.
Ситуацию в украинском небе в эти дни можно описать только словом "хаос". После атаки на Ан-26, 15 июля власти заявили, что не контролируют небо из-за захвата ополченцами РЛС, хотя еще 12 июля все подразделения ПВО Украины приводились в готовность №1. 16 июля одна из украинских военных программ сообщила о заступивших на боевое дежурство в Донецке украинских "БУКах". Среди них был, например, и БУК с номером 312. Такой же комплекс якобы ездил днем 17 июля и в Донецке-Снежном.
Ту-22 М3, Южная Осетия, август 2008 года
Ту-22 М3 летел на высоте 6 тыс. м. Длина самолета-разведчика сопоставима с "Боингом" - 41 м, скорость 930 кмч. На борту было четверо членов экипажа - два пилота и два штурмана. По словам очевидцев, весь экипаж после попадания ракеты БУК-М1 катапультировался.
В живых после приземления остался один из пилотов ТУ-22 Вячеслав Малков, он рассказал, что после попадания ракеты БУК на борту еще какое-то время работала электрика - во всяком случае, Малкову удалось совершить катапультирование, командир экипажа Александр Ковенцов выпрыгнул вслед за ним. Двое штурманов погибли. Судьба Ковенцова до сих пор неизвестна. В любом случае, по словам Малкова, после попадания в Ту-22 ракеты БУК, экипаж был жив и предпринимал попытку спасения.
На хвостовом оперении отчетливо видны отверстия от осколочных элементов "БУК" продолговатой формы размером около 20 мм.
Всего в ходе войны в Южной Осетии по официальным данным были сбиты четыре российских военных самолета - три Су-25 и один Ту-22. Во всех случаях грузинские вооруженные силы использовали комплексы БУК М1, переданные с Украины.
Вид одного из поврежденных Су-25 в 2008 году, предположительно тоже сбит из ЗРК "БУК"
ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ ПОПАДАНИЯ РАКЕТ БУК-М1 ПИЛОТЫ САМОЛЕТОВ ОСТАВАЛИСЬ ЖИВЫ И КАТАПУЛЬТИРОВАЛИСЬ.
Click to view
По словам Сергея Кобылаша, в его Су-25 попали две ракеты "БУК", которые вывели из строя оба двигателя саомлета. Несмотря на это, штурмовик еще был управляем, через какое-то время летчик успешно катапультировался.
Ту-154 (S7), Черное море, октябрь 2001 года
Самолет Ту-154 находился на высоте 11 тыс. метров, по габаритам все же отличался от "Боинга" - 48 м в длину, (Боинг 63 м в длину). Крейсерская скорость у Ту-154 и "Боинг"-777 одинаковая - 900 кмч.
Расстояние 240 км ракета С-200 преодолела за 220 секунд - она была выпущена в 13.41. А в 13.45.00 в эфире диспетчеров раздался щелчок. Самолет пропал с экрана радара, однако радиосвязь с экипажем еще какое-то время продолжалась - слышно было шум, помехи и слова пилота "куда попало?".
Экипаж был жив и предпринимал попытки спасения ЕЩЕ 40 СЕКУНД после попадания ракеты С-200.
СПРАВКА
Ракета С200
Масса боевой части - 220 кг. Количество готовых поражающих элементов ГПЭ - 37 тыс.
Диаметр поражающих элементов 9,5 мм и весом 3,5 г (21 тыс. штук) и 7,9 мм и весом 2 г (16 тыс. штук).
Ракета БУК М1 (9М38М1 с боевой частью 9Н314)
Масса боевой части - 70 кг, Количество готовых поражающих элементов ГПЭ - 6 тыс.
Форма поражающих элементов - двутавр весом 8 г (4,5 тыс.) и кубик весом 2 г (1,5 тыс.) размер до 10-13 мм.