18-го был день рождения у Анастасии Николаевны. Как у отца, но месяцем позже. Смотришь в это лицо - и понимаешь, почему Гумилёв посвятил ей стихи, почему не могли поверить в её ликвидацию, почему именно её имя взяли три десятка самозванок. «Рука не поднялась у извергов». А на других фотографиях рисунок и письмо, её или одной из сестёр, за 10 лет ДО: «Дорогой Папа. Съ Новымъ годомъ. Спи спокойно». Прямо пророчество какое-то.
Тут хочется пару слов сказать о её отце. Крест ему достался тяжёлый. Он был хорошим политиком, не выдающимся, как Столыпин, или как фактический основатель Империи Иван Третий, но ошибок почти не делал, что в его ситуации было сродни чуду. Спорить с сотней мифов о Николае, которые век назад были анекдотами, а потом закостенели в наукообразии, смысла здесь не вижу. Но важно высказать вот что.
Николай был человеком совершенно новой эпохи, которая могла иметь черты русского синтеза культур. Мы видим лишь краешек такого синтеза в изысканном стиле модерна, русской психологической школе Бехтерева, искусстве Серебряного века, философии Розанова и Флоренского. У Запада вместо этого получился «глобализм», но существенно позже. А тогда он видел только перемещение РИ на 3-е место по ВВП и высший в мире темп роста экономики и населения - и воспринимал это как кошмарный КАТОК, наезжающий на Европу, можно убедиться по её журнальным хроникам.
Николай как раз и сочетал в себе универсализм прерванной эпохи модерна, как политик, культурой резко отличный от западных компаньонов - родственников по телу, но не по духу. Любитель театра, фотографии, живописи, архитектуры, автомобилестроения, воздухоплавания - он был их деятельным покровителем. Но главным делом его жизни, как выяснилось, стал крестный путь. В отличие от большинства соотечественников, он провёл постреволюционный год в поразительном духовном восхождении. Как выразился современный философ Галковский, «великий поступок Николая II, великое добро, которое он сделал для России, оконтурило зло, выявило зло, сделало его совершенно однозначным и следовательно - бессильным... Теперь сама вселенная духовного мира России так устроена. С «царским комплексом». Мистически Россия теперь вечная монархия».
Собственно, он и начал с нехарактерного для Европы христианского по духу миротворчества - попытался ограничить вооружения и организовать постоянный совет мирового сообщества. Удалось провести две Конференции по разоружению и создать Гаагский суд, но Лига Наций собралась лишь после его смерти (хотя в Секретариате ООН и стоит до сих пор его бюст). Уже в зарубежном окружении Николая (тем более, теперь) реальное христианство, как фактор политики, было немыслимо. Он же пытался вести себя, так сказать, «слишком порядочно». Не привечал английских диссидентов (например, ирландских) в Москве, не проводил их собрания в лондонском посольстве РИ и не субсидировал. В отличие от. Да и на фоне 90% элиты РИ он выглядел «белой вороной». Достаточно вспомнить Николая Николаевича (Младшего), смещённого царём с поста Главнокомандующего, а затем бывшего одним из идеологов февральского переворота.
Пожалуй, высокая христианская порядочность - вот первое впечатление от лиц Николая Александровича и его детей. Тут совсем не ждёшь какой-либо лжи, а это было редкостью даже тогда. Второе впечатление глубже и оно говорит о простой истине - в период смуты непоколебимая твёрдость в порядочности и вере прямо ведёт к святости. Вроде и убили, и надругались, и оболгали на целый век, а остаётся впечатление лёгкости и света от этих лиц. И не исчезнет. «Спите спокойно», и княжна, и отец. Вместо столыпинской Великой России вышла усечённая - если по людям, то раз в пять-десять, - но, по меркам Вечности, мы получили больше. И это «больше» - в глазах на фотографии, смотрящих в будущее.