Sep 25, 2015 12:47
Смотрящих на дома людей, «архитектурных зрителей» (вообще говоря, это, наверное, все люди на Земле), мы подразделяем на несколько групп:
«Критики», чье мнение формируется в результате своего рода прочтения здания как текста. Для «критика» важны архитектурный язык (стиль и композиция), исторический контекст и конъюнктура, функциональность и социальная значимость. Все это - элементы одного повествования, которое прочитывается каждым «критиком» по-своему. Необходимо отметить еще один момент, который непременно влияет на суждения критиков - это их искусствоведческий кругозор.
«Архитекторы», которые составляют свое мнение о постройке на основании «внутрицеховых» профессиональных ценностей. С одной стороны, «архитекторы» - это «внутрицеховые критики», поскольку их мнение также содержит в себе анализ формы и содержания. С другой стороны, для «архитектора» проектирование и осуществление проекта - это решение художественных, инженерных и бюрократических задач. Поэтому, мнение «архитектора» включает в себя и оценку решения задачи. Что касается искусствоведческого кругозора, то он не обязательно является чертой всякого «архитектора».
«Историки». Для них первостепенное значение имеет историческая ценность объекта; и не в смысле «в этом доме Пушкин написал 3 главу Евгения Онегина», а, скажем, в том смысле, что «это первый дом с открытой кирпичной кладкой на фасаде в Петербурге». Для «историков» всегда больше интересных построек, чем для «критиков».
Собственно «Зрители», обыватели. Основа для мнения такого «зрителя» - это впечатление, переживание, эмоциональная составляющая - черта, которая не может быть доминирующей в «экспертном заключении» «архитекторов», «критиков» и «историков».
«Подготовленные зрители». Это особая группа непрофессионалов «зрителей», мнение которых также основано на впечатлении. От просто «зрителей» их отличает некоторый багаж знаний. И кроме того, как и первые три группы людей, «подготовленные зрители» способны сознательно притуплять личные стилевые предпочтения и прочую вкусовщину.
Теперь мы попробуем найти и сравнить мнения представителей различных групп «архитектурных зрителей» об одном и том же здании и посмотрим, что получится. Конечно, каждый человек может представлять крутой замес. Да и личные предпочтения могут сыграть решающую роль при составлении мнения даже у профессионала. Мы попробуем найти самые характерные суждения.
зритель,
архитектура,
теория зрителя,
architecture,
everytecture