В этом году «впускаю» в программу 3 новых текста: в 5 классе - «Муми-папа и море» Туве Янссон, в 6 - «Братья Львиное Сердце» Астрид Линдгрен, в 7 - «Ронья, дочь разбойника» Линдгрен.
Впускаю как новый этап и как фиаско. Вот почему.
В 6 классе традиционно ударными текстами были гоголевские «Майская ночь» и «Вий», а ещё Бажов, Лесков, а потом на закуску после работы со стилистикой Гоголя и сказами шли невероятные стихи Хлебникова и раннего Заболоцкого.
Гоголь всегда хорошо шёл. Есть опыт: какие вопросы в каком месте вызывают интрес именно шестиклассников.
А в этом году, пардон, фиговый шестой класс. Нет, он со временем выровняется (не оставляйте стараний, маэстро!), но уж такой подбор детей: родители неподдерживающие, видимо, нечитающие. А что мы без родителей, без их интереса и пинков в нужном направлении? Наш кпд приближается тогда к паровозу: 4 %.
И Гоголь прошёл так, будто я всё время этот самый паровоз с места сдвигала, преодолевая трение покоя. Я читала вслух самые красивые места, про русалку, скажем в «Вии» ожидая, что дети ща будут замирать от звука речи гоголевской, как в прежние годы бывало, как ещё в прошлом году. Ни фига, не замирают.
(Отказываться от Гоголя? - спрашиваю я себя и вас. Володя говорит: нет. А я чувствую, меня этот паровоз задавит. Другое дело, тот класс, что в этом году читает «Муми-папу», может, на следующий год в шестом будет и к Гоголю терпимее? Или наоборот? Не знаю).
И вот я решила дать этому шестому классу книжку приключенческую, на близком языке написанную. В «Братьях Львиное Сердце» обсуждать почти нечего, это вам не «Муми-папа» и не «Рони». И вот в классе потеплело - незначительно, но потеплело. От текста вслух таки замирают.
Есть ещё время до конца года попробовать Заболоцкого «Лицо коня», «Прогулку», «Время», как в прошлые годы. Нужно ведь Хлебникова и Заболоцкого читать, пока мозги не оделись скорлупой грецкого ореха. Но в этом шестом, собираясь читать эти стихи, не превращаюсь ли я в комикадзе?
А в седьмом Володя впустил «Хранителей» Толкиена в свой античный год, и я обзавидовалась и решила туда же: подвинуться чуть-чуть и между «Капитанской дочкой» и античными стихами Мандельштама засунуть «Рони, дочь разбойника». Ох, хорошо пошло! Дети прямо чуют близкую им речь и манеру повествования. А я выбрала точки бифуркации сюжета (вроде прыжка Роньи через Адский провал) и раскрутила дискуссию в полный рост.
Но идея-то раньше другая была: мы читаем в классе то, что дети сами без нас не прочтут. А «Ронью» прекрасно прочтут и читают. Другое дело: мы читаем глубже, подробнее, не глотаем, не выныриваем из теста только в конце, когда сюжет пройден и узнан. Но нужно ли это - возиться с Туве Янссон и Астрид Линдгрен? Может, лучше Пушкина и Гоголя с базара понести?