Mar 18, 2015 10:32
16 марта
Мариинский театр
Фестиваль балета "Мариинский"
Тенденция, замеченная в "Дон Кихоте", полностью подтвердилась на следующий день во время "Баядерки". Мариинский театр начал работать с кордебалетом (и вторыми солистами) так, как не работал давно. И работает весьма результативно. "Баядерка", как известно, праздник кордебалета. И театр доставил нам этот праздник. Уже "Джампе" в I акте удивил слаженностью вращений. Во II действии великолепна была четверка баядерок (Анастасия Михейкина, Ксения Ромашова, Анна Лавриненко, Оксана Марчук) - все движения строго в музыку, одновременно у всех четверых, стильно и выверенно. Такой же уровень взаимодействия и техничности продемонстрировали первые две балерины (Екатерина Чебыкина, Елена Андросова) в гран-па. Но вершиной работы кордебалета стали "Тени". Я хожу в театр с конца 1980-х. И пожалуй, никогда раньше в Мариинском театре (включая все эпохи балетных триумфов этого периода) я не видел таких потрясающих "теней". Одновременность в работе 32 балерин местами достигала уровня кордебалета Парижской оперы, а это само совершенство. Мариинский театр есть с чем поздравить. Кордебалет и вторые солисты - основа спектакля. Если работа с ними продолжится и далее на таком высоком уровне, мы увидим совершенно преображенный Мариинский балет.
Тут же хочется сказать и два слова о балетном оркестре. Под управлением Алексея Репникова оркестр растет на глазах. Два спектакля подряд исполнение Минкуса напоминает о прежней музыкальной культуре, времен Виктора Федотова. Дирижер смотрит на танцовщиков и по-настоящему аккомпанирует им, а оркестр по-настоящему ведет партии, сведен и профессионален (оставляют желать лучшего медные духовые, но это проблема многих оркестров России. Да и не все же сразу, право!). Похоже, в Мариинском театре появился настоящий балетный дирижер.
Теперь солисты. Анастасия Матвиенко (Гамзатти) и Владимир Шкляров (Солор) показали хорошую технику в гран-па, но по отдельности, в собственных вариациях соло. Когда они выходят вместе, прыжки и приземления настолько не совпадают, что диву даешься: а репетировали ли они? На фоне вдохновляющих новых тенденций это сильно бросается в глаза и очень хотелось бы, чтобы и здесь слаженность танца достигала новых высот. Солор Шклярова кажется глупеньким мальчиком, не умеющим отказаться от лестного предложения правителя. Гамзатти Матвиенко - жестокая и непреклонная женщина, но Татьяну Терехову в этой партии она пока не превзошла. Главный интерес этого вечера - солистка (еще не этуаль) Парижской оперы кореянка Сэ Ын Пак, исполнившая партию Никии. В первом акте очень понравился ее изысканный жест и потрясающей красоты руки, пластичность и гибкость, особенно в ритуально-свадебном танце с лилиями. В танце со змеей медленная часть была лучше быстрой, в "Тенях" ей не хватало техники (хотя некоторые моменты - например, вращения в "танце под шарфом" можно бы отметить особо). Но при этом она не была скованно-школьной, как многие балерины на первых выступлениях (отметим, что Никию в Париже она еще не танцевала). Она свободно держится на сцене и, главное, грамотно улавливает тот трагический дух, который выстраивает всю роль. Мильпье сказал, что Сэ Ын Пак - единственная из азиатских балерин, которая восприняла культуру европейского танца. Действительно: она танцует умно-интеллигентно, как молодая Алтынай Асылмуратова. От ее танца получаешь удовольствие, несмотря на все огрехи и сбои. Пожелаем Сэ Ын Пак большого балетного будущего и будем ждать новых балерин из Парижа.
фестиваль балета,
Анастасия Матвиенко,
Шкляров,
Алексей Репников,
Анастасия матвиенко,
мариинка,
Мариинский театр,
Баядерка