Православие VS Нравственность. Окончание

Sep 02, 2012 17:19




2. Можно ли быть одновременно безнравственным и православным?

В истории не являются редкостью случаи, когда религиозность оказывалась безнравственной, оскорбительной для общественного мнения, нравов и этикета.

Приведу пример из жития (цветочков) католического святого Франциска Ассизского:




Брат Руффино, о котором мы уже говорили, постоянно пребывая в созерцании, был так поглощен мыслями о Боге, что стал почти бесчувственен ко внешним вещам, и говорил крайне редко. К тому же он никогда не обладал даром слова, не был красноречив и не отличался самообладанием. Несмотря на это Святой Франциск приказал ему однажды идти в Ассизи и проповедовать людям то, что Господь ему укажет.

Брат Руффино противился этому, говоря: "Честной отче, молю, прости меня и пошли какого-нибудь другого брата вместо меня. Ибо ведомо тебе, что я не оделен даром проповеди, ибо прост я и несведущ". На сие Святой Франциск отвечал: "Поскольку ты не повиновался немедленно, я велю тебе - скидывай свою рясу и свой капюшон, ступай в Ассизи, войди там в церковь и проповедуй людям. И совершишь сие ради святого послушания".

Получив сие повеление, брат Руффино скинул рясу и капюшон, пошел в Ассизи и, войдя в церковь, поклонился алтарю, взошел на кафедру и стал проповедовать людями, которые, видя его столь странно одетым, смеялись над ним, говоря: "Эти люди столь усердствуют в своих епитимьях, что совсем выжили из ума".

Тем временем Святой Франциск, размышляя о том, с какой поспешностью брат Руффино, один из благороднейших людей Ассизи, подчинился его суровому приказу, упрекал себя, говоря: "Как мог ты, скромный сын Петра Бернардоне, послать одного из самых видных людей Ассизи проповедовать людям в таком виде, словно он сумасшедший? Да простит тебя Бог! Тебе следует совершить тоже самое, что ты приказал сделать ему".

И незамедлительно скинув рясу и капюшон с великим пылом он пошел в Ассизи, взяв с собой брата Льва, который нес одежду его и брата Руффино. Жители Ассизи, созерцая его в таком виде, осыпали Святого бранью, решив, что он и брат Руффино сошли с ума от своей великой епитимьи.

Видно, что поступок святого возмутил людей. Он показался им безнравственным. И, вместе с тем, в цветочках нигде не сказано, что проповедовать в неподобающем виде - это грех. Франциск раскаялся не в том, что он отправил человека проповедовать в таком виде, а в том, что он отдал ему слишком жесткий приказ, которого он не заслуживал. Тогда как сам он, Франзиск, ничем не лучше своего брата.

И ведь, что интересно. Совершенно не важно, произошла ли эта история на самом деле, либо она вымышлена. Гораздо важнее то, что эта история вошла в житие Святого. То есть церковь не видит в таком поступке никаких проблем (грехов).

Ну ладно. Скажите, что это все католики. У православных все чин чином. Уверяю Вас, это только для тех, кто не в курсе. Святые юродивые вели себя гораздо «брутальнее», чем Франциск Ассизский.

Вот что вики пишет про Василия Блаженного:

После шестнадцати лет и до самой смерти совершал подвиг юродства, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни. Он круглый год ходил без одежды, ночевал под открытым небом, постоянно соблюдал пост, терпел лишения.




Та же Википедия подсказала интересный случай юродства из Ветхого Завета, когда пророк Осия взял себе в жены проститутку:

И сказал мне Господь: иди еще и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую, подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам и любят виноградные лепешки их.

И приобрел я ее себе за пятнадцать сребренников и за хомер ячменя и полхомера ячменя и сказал ей: много дней оставайся у меня; не блуди, и не будь с другим; так же и я буду для тебя.

Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима.

После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни.

Ос 3




Разумеется, такие провокации и нарушения нравственного покоя общества делаются не ради перформанса, а несут в себе четкий религиозный смысл:

Что бы ни делал классический юродивый (а делал он всегда одно: скандализовал и провоцировал свое окружение): валялся в грязи, бросался камнями, ел скоромное в пост, ходил голым, публично испражнялся… - он бросал вызов успокоенному, сытому миру, напоминая «об эсхатологической сути христианства». Юродивые потребовались, когда христианство стало рутиной и люди перестали видеть то, ради чего оно существует. На глазах примирившихся с несовершенным миром юродивый «вновь и вновь разрывал путы земного существования». «Одна лишь Истина, - писал Лев Карсавин, - не боится адского глума». Этим глумом и занимался юродивый, попирая все неподлинное.

Со ссылкой на:
Сергей Иванов. Блаженные похабы: Культурная история юродства/ Рос. академия наук.
Ин-т славяноведения. - М.: Языки славянских культур, 2005, 448 с. (Studia historica).

Поэтому далеко не любое безнравственное деяние может считаться религиозно мотивированным. Это очевидно. Но есть интересные случаи, когда явно безнравственные и аморальные поступки могут иметь религиозную интерпретацию даже, если люди их совершающие, этого и не задумывали.

Хорошим примером, с моей точки зрения, является перформанс-оргия Pussy Riot (pussy_riot) в дарвиновском музее. Фото скандальной акции можно посмотреть здесь (анти экстетика детектид!). О какой христианской интерпретации я говорю? Все просто. Вас возмущает вид полового акта? Странно, а половые сношения животных не возмущают? Видели же, как собачки это делают? А в зоопарке? А Вас не возмущает находиться в храме кондового дарвинизма, согласно которому Вы - суть такие же животные? Если нет, тогда какие претензии к половому акту, что может быть естественней?

Эта акция, будучи безнравственной, проведенной людьми с (кажется) антирелигиозным настроем, все-таки вполне может быть душеполезной для тех, кто ее созерцал.

Ну, допустим, скажите Вы, так оно и есть: нравственности и религиозность - это разные вещи. Можно быть толстым и любить томатный сок. Или быть женщиной и при этом умной. Но в чем же тут проблема? Пусть одно дополняет другое. Однако проблема все-таки возникает. Причем не столько в теории, сколько на практике.

3. В чем опасность смешения православия и нравственности?

В теории опасности, вроде бы и нет. Есть заповеди в от Бога? Хорошо. Добавим теперь «заповеди» от государства. Ведь государство это благо? Оно же защищает людей, устанавливает порядок, следит за его исполнением. Правы же люди, говорящие, что лучше худой мир, чем хорошая война? Тем более, что гражданской войной Россия наелась досыта.

Но на практике такого совмещения не получается. Получается всегда вытеснение. Каким-то совершенно невероятным и парадоксальным образом, ценности государства и общества «выбивают» заповеди Бога. Увлекаясь государством, люди забывают о Завете. Удивительно? Смотрите сами.

На XIX Рождественский чтениях председателем Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиереем Всеволодом Чаплиным был озвучен проект документа «Вечные ценности - основа российской идентичности».

Вот этот документ (источник - Интернет СМИ "Православие и Мир"):




Казалось бы какие хорошие вещи написаны.

Внимательнее смотрим и находим наш любимый патриотизм. Находим соборность, под которой вдруг стала пониматься «единство власти и общества в работе на благо страны и людей».

Тут же рядом вдруг выскочили семейные ценности. Я не против семейных ценностей. Я за. У меня семья, ребенок. Я понимаю, что в России сейчас, да и в Советском Союзе семейных ценностей никогда и не было. Семья у нас вообще ничто. Пустой звук. Это видно и по фильмам, и сериалам, и по поведению первых лиц государства (сравните с Бараком и Мишель Обамой - вот это семейные ценности), по всему. Но, господа, не нужно путать холодное с плоским. Причем тут православие? Оно то, как раз, никаких акцентов на семье не делает. Более того, апостол Павел черным по белому говорит, что семья нужна для того, чтобы сдерживать грех блуда. А лучше вообще без семьи. Пруф:

А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

1Кор 7:1-2

Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.

Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

1Кор 7:6-9

Возникает вопрос: зачем вообще нужны эти новые «вечные» ценности? Зачем церкви отстаивать государственную нравственность, если у нее есть прямые заповеди Бога? Неужели государство само тут не справиться? И зачем называть эти временные суррогаты «вечными ценностями»? Как будто намекая, что источником этих ценностей является Бог. Но ведь это не так.

Но это полбеды. По документу видно, что «новые» ценности вытеснили старые заповеди.

И первой в таких случаях страдает самая первая и самая важная заповедь, данная Богом. Это заповедь почитания Господа Бога.

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;  да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Исх 20:2-3; Втор 5:6-7

Данная заповедь являются ключевой, так как она обосновывает легитимность всех остальных заповедей. Ведь, если Бога нет, то и остальные заповеди исполнять нет никакого религиозного смысла. Без Бога все заповеди превращаются в нравственность. В некий нравственный императив Канта. Да хорошо сказал. А зачем мне это? А если нарушу? А смотри - он вот нарушил. И, действительно, такой императив хорош для общества и государства. Поэтому, когда государство в силе, а общество стабильно, нравственные люди уважаемы и любимы. Они сполна получают награду за свою нравственность при жизни. Если же государство слабеет (как у нас в 90-е) - не обессудьте: нравственные люди выбрасываются на помойку. В любом случае, нравственность не приводит к воссоединению с Богом. Считать себя религиозным человеком и опираться на нравственность, все равно, что строить дом на песке. Совершенно бесполезно. Будешь всю жизнь следовать разным правилам, ограничивать себя, а главное цели не достигнешь. Глупо.

Еще раз важность это самой первой заповеди отмечает Иисус Христос (понятно, уже в Новом Завете):

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;

МФ 22: 35-38

Но тут продолжение тоже интересное, смотрите, что говорит Иисус Христос:

вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

МФ 22: 39-40




Эта вторая заповедь была начисто раздавлена соборностью и патриотизмом;  любовь к ближнему потонула в абстрактной любви к государству. Куда уж там ценность человеческой жизни, когда в современном обществе правят массы, статистика, парады, НТВ, желание играть роль на международной арене и пр.

Но все-таки, вопрос остается: куда из списка «вечных ценностей» исчезла первая и самая важная заповедь о любви к Господу Богу? Ведь есть же предупреждения в Библии, о недопустимости такого вольного толкования?

не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам [сегодня] заповедую.

Втор 4:2

Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов других, и будешь служить им и поклоняться им, то свидетельствуюсь вам сегодня [небом и землею], что вы погибнете; как народы, которые Господь [Бог] истребляет от лица вашего, так погибнете и вы за то, что не послушаете гласа Господа, Бога вашего.

Втор 8:19-20

И сам Иисус добавляет:

Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

МФ 15:1-3

Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

МФ 15:7-9

Иисус ясно разделяет заповеди Бога и заповеди человеческие. Последние не ведут ко спасению, но постоянно стремятся вытеснить, подменить, исковеркать заповеди Бога.

Путать Богово и человеческое, вечное с временным, православие с нравственностью - становится все более распространённым явлением в сегодняшней России. Это подметил и отец Даниил (Сысоев):




Везде я вижу одну и туже проблему. Активные христиане, готовые нести свет Христа тем, кто пребывает сейчас под властью дьявола, обольщаются идеологиями мира сего и погружаются в пучину мирских дрязг…

Обращенные патриотами и националистами вводят свои заповеди, которых Бог не заповедовал, а забывают про то, что Бог требовал. В результате о Христе нет и речи, а разговоры идут о величии Сталина, Гитлера или либеральных ценностей. Один остался чужим для обращенных христиан - Сам Господь наш Иисус Христос. О Нем и речи нет. Его заповеди презираются (достаточно посмотреть, как православные юзеры исполняют в Сети Нагорную проповедь). О Его планах об нас и слышать не хотят.

Именно поэтому, по моему глубочайшему убеждению, нужно очень придирчиво и критически изучать разные внешние вещи, предлагаемые традицией, государством, разные идеологии, не допуская их смешения с религией. Даже если это, казалось бы, очень хорошие вещи, такие как нравственность. Ибо, как известно, благими делами вымощена дорога в ад.

Религия

Previous post Next post
Up