Несколько дней назад в сообществе
ru_history был размещен очень интересный пост, иллюстрирующий реалии крепостного рабства в Российской Империи.
Прежде чем приступить к изложению своих мыслей, я приведу полностью этот пост.
***
Оригинал взят у
hutun в
Продается вдова 33 лет, всю черную работу умеющая...Одно дело слушать в школе занудливые истории про крепостное право, другое - читать московские газеты тех времен с ценами и адресами:
![](http://www.retromap.ru/gallery/albums/userpics/10055/normal_Prodaetsa_vdova_1.jpg)
1800 Объявление в "Московских ведомостях" 22 февраля 1800 года - часть 1
Кликните
здесь для просмотра изображения в деталях.
Вначале предлагаются семейные пары трезвого состояния для практичных хозяев:
Продаются за излишеством дворовые люди: сапожник 22 лет, женаж его прачка, цена оному 500 руб., другой рещик 29 лет с женою, а жена его хорошая прачка, также белье шьет хорошо, и цена оному 400 руб., и все оные люди хорошего поведения и трезвого состояния. Видеть их могут на Остоженке, под N309.
Любителям музыки и галантереи с вензельками предлагается более деликатный, и, судя по всему, более дешевый товар:
Продаются 3 девушки видные 14 и 15 лет и всякому рукоделию знающие, кошельки с вензельками вяжут и одна из них на гуслях играет. Видеть и о цене узнать Арбатской части 1 кв. N 1117
Лошади оптом были примерно в той же цене - по 200 рублей за штуку:
Продается шесть серых молодых лошадей легких пород, хорошо выезжанных в хомутах, которым последняя цена 1200 руб.
![](http://www.retromap.ru/gallery/albums/userpics/10055/normal_Prodaetsa_vdova_2.jpg)
1800 Объявление в "Московских ведомостях" 22 февраля 1800 года - часть 2
Кликните
здесь для просмотра изображения в деталях.
Вообще, похоже, что наибольшим спросом пользовались профессионалы мужского пола, женщины и девки шли как приложение:
12) В доме Микулина, близ Никитских ворот, в приходе Федора Студита, продается 21 года кучер, хорошего поведения
13) За Сухаревой башней, в 3-й Мещанской улице, в доме Г. Кавелина продается кожевенный мастер, 26 лет, с женою, да девка рабочая.
Но иногда рекламой было просто хорошее поведение товара - с этим, наверное, было важно не ошибиться:
16) Продается вдова 33 лет, всю черную работу умеющая, и девки 16 и 11 лет, к ученью понятные, хорошего поведения, в приходе Николы в Хамовниках, в доме Красовского.
Обращает на себя внимание высокая цена способного для обучения мальчика:
Продается мальчик 15 лет, для учения способной, Хамовнической части 3 кварт. в приходе Знамения, что в Зубове, в доме Гжи. Насаткиной. Цена 300р..
Похоже, что перспективный воспитанник был дороже трезвого кучера и понятливых девок хорошего поведения...
***
С начала 18 века, с Петра I в России начинается де факто крепостное рабство. Крестьян раздают в частную собственность как безгласных рабов. Уже при Петре разрешается разбивать семьи и продавать людей врозь, по отдельности. Крестьяне лишаются собственности: их имущество может быть изъято за долги помещика. Начиная с Елизаветы Петровны, крестьян уже не считаются гражданами: они не присягают новому императору. За них это делает помещик.
Особенно неприятно то, что властная, интеллектуальная и нравственные элиты российского общества были совсем не против порабощения крестьян.
Историк Андрей Борисович Зубов восклицает:
« Для меня это самое великое проклятье Императорской России. Ни с чем не сравнимое. Ни с чем. Я много занимался крепостным правом. Это наш позор, это наш кошмар. Позор и кошмар еще в том плане, что в Англии и Соединенных Штатах огромное количество людей боролось против рабства, а у нас никто не боролся. У нас никто крестьян своих не отпустил! Кроме Огарева. Ни Хомяков не отпустил, ни Киреевский не отпустил; никто не отпустил из наших философов правдолюбцев. У кого они были, конечно. У кого не было, у того некого и отпускать. Даже замечательный наш Новиков (???), который всячески пропагандировал христианство, издавал на русском языке богословские тексты и который сделал действительно очень много, благополучно торговал мужиками. Это считалось нормальным».
Выступление А.Б. Зубова в Третьяковской галерее (с 46 минуты)
Славянофилы, конечно, удивили своей гибкостью.
Ностальгия по допетровским временам (когда никакого крепостничества не было) непротиворечиво сочеталась в них с отношением к людям как одушевленному орудию. С одной стороны, они любили славян и русский народ (собственно, это и означает перевод слова славянофил), превозносили его историю (которой, кстати говоря, такая форма эксплуатации как крепостное рабство была несвойственна), с другой - торговали этими самыми русскими людьми, низводя этих людей до уровня вещи.
И действительно, когда бы эти умные и интеллигентные мужи писали б свои книги, излагали важные мысли о национальной душе, соборности и православии, если бы носитель этой самой широкой души и соборности в поте лица на них не трудился?
Не забывали они и ругать Петра I, который, деспот, пренебрег национальным, естественным путем развития. Забывая, что он ввел то самое крепостничество, которое так вкусно кормило патриотичных критиков.
Прям представляю такого барина - славянофила, который проснулся с бодуна с утра и завет прислугу:
- Палыч, Палыч! Что-то вчера рулетка не пошла, да и профиту от последней книги про эту, как ее там, необычайную широту русской души, маловато получилось. Говорили мне, что сейчас соборность в моде, эхх. Давай, что ль, продадим пару-тройку детей, этих, крестьянских. Да и, - сам знаешь, - мужики с бабами что-то плохо работать стали - дети, поди, их отвлекают. Чувствуют, что люблю я их, православных, русских; а доброта, она ж в таких размерах, только портит народ простой.
Как ведь интересно. Слова словами, а когда дело доходит до денег, до собственной выгоды, то тут бескомпромиссность, вдохновленность и идейность куда-то испаряется. Оказывается, если очень захотеть, то можно по-разному. Сразу появляются варианты. Что бы и себя не забыть в этих больших делах, свой малюсенький персональный интересик учесть. И главное тихонько, не выделяясь; чтобы все как у людей. Тогда вроде бы уже и можно; почему бы, на самом деле, и нет?
А жизнь крестьян, между тем, становиться все хуже и ценилась все меньше. Против них работала, как сейчас бы сказали, «система»:
… поводом для возбуждения следственного дела явилась челобитная крепостных помещика Страхова, написанная с их слов приходским священником Ивановским. Практически все девушки, включая малолетних, подверглись насилию со стороны барина. Жертвы, доведенные до отчаяния, накладывали на себя руки. Челобитную крепостных местная власть расценила как попытку к бунту, а священника обвинили в подстрекательстве. Иерей Ивановский был избит полицейскими и смещен с прихода, посажен в острог. Его семью лишили церковного дома, средств к существованию и обрекли на нищету. Еще хуже были судьбы крестьян: пятеро ходоков арестованы и умерли в заточении. В поместье направлена карательная команда для того, чтобы насильно обвенчать изнасилованных девиц и скрыть следы преступления.
Журнал «Фома» К сожалению, люди церкви точно также стали винтиками этой системы, поглощенные и задавленные государством, играя в ней идеологическую роль. За небольшим исключением (типа Игнатия Брянчанинова) голос за крестьян никто поднимать не осмеливался.
Далее у Зубова:
«Ну а вторая печать - это полная деградация церкви, которая согласилась стать служанкой царской власти. А третья печать - это держать в невежестве народ… Мы разучили наш собственный народ. Неграмотность русских ужасна, но эта неграмотность не от века. Русский народ, суда по берестяным грамотам (сейчас находки уже есть и в Смоленске, я не говорю про Новгород и Старую Руссу), в 12-13 веках был одним из самых грамотных в Европе, если не самым грамотным. А в 16-17 веке его сделал самым неграмотным народов в Европе. В начале 20 века только румыны новобранцы были более неграмотны, чем русские… Даже Сербы, долго время находившиеся под властью Османской Империи, были более образованными, чем русские».
Интересно, что популярное представление о высокой религиозности 19 века является ошибочным. В другом своем выступлении Андрей Борисович подробно рассматривает этот вопрос. Здесь я хочу лишь отметить, что даже Библию было запрещено распространять среди народа.
Писание не читалось. Более того, на русском языке его не было до 60-х годов. И Вы думаете не было, просто потому, что не удосужились перевести? Ничего подобного. Владыка Филарет и Александр I сделали перевод писания на русский язык. И в 24 году, к сожалению, по требованию церкви этот перевод писания был сожжен на кирпичных заводях Александро-Невской Лавры. Потому что не хотели народу давать Писание. И прямо при Николае I говорилось, что нельзя читать Писание, потому что от него, от его неправильного толкования могут быть смуты в народе…
Выступление А.Н. Зубова «Христианство и патриотизм» (с 50-й минуты 53 секунды)
Очень часто, когда кто-то сравнивает Гитлера и Сталина, делается одно, действительно, важно отличие. Гитлер уничтожал другие народы, а Сталин истреблял в репрессиях свой. Да ведь виноват не только Сталин: народ уничтожал сам себя. Нельзя сказать, что его кто-то заставлял. Просто люди усиленно не хотели видеть друг в друге людей, мыслили исключительно неодушевленными категориями «белых», «врагов», «вредителей», «попов», а потом и «предателей». Как говориться «переключить на черно-белый экран и убивать, убивать, убивать, убивать.
Но разве в крепостном рабстве 18-19 вв. мы не видим нечто очень похожее? Одна часть народа «расчеловечила» другую по принципу «у индейца нет души». А раз так, то можно с этими людьми делать все, что угодно в реализации своего собственного человеческого интереса.
Смотрите, те же европейцы в этот период предпочитали использовать негров в качестве рабов. Конечно, справедливости ради необходимо отметить, что белые люди тоже могли быть рабами, но такая практика не прижилась. У нас же в полуторавековое рабство попали «свои» люди: одной национальности, одного языка и культуры, одной веры с помещиками.
Вспомнился фрагмент из фильма Тарковского «Андрей Рублев», когда одни русские люди наводят на других татар. Последние захватывают город, начитаются казни и пытки. Персонажу, которого играет Никулин, заливают в рот расплавленный металл, так как он не знает или не хочет говорить, где спрятано церковное имущество. Татарский начальник удивляется, как все-таки русские сами себя не любят…
Что касается реалий сегодняшнего дня, то большой вопрос, в какой мере нам удалось изжить это пренебрежение людьми, их жизнями и судьбами, «классовое» чувство собственного превосходства, безусловный примат личного интереса, легкость бытия по колено в крови.