2. Суть концепции Тропического леса
Обобщенно логика формирования Тропического леса, способствующего инновациям, представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Обобщенный алгоритм выращивания Тропического леса по В. Хвангу и Г. Хоровитту
Одна из ключевых идей книги заключается в том, что «успешная инновационная деятельность требует труда участников огромной экосистемы: руководителей, инженеров, продавцов, советников, консультантов, венчурных капиталистов, бизнес-ангелов, бухгалтеров, лендлордов, адвокатов, маркетологов, банкиров, поддерживающих друзей и многих других»
[i]. В число необходимых ингредиентов такой среды Виктор и Грег включают высокий уровень образования, предприниматели, финансовые структуры, необходимая инфраструктура, необходимый уровень разнообразия (люди с различным образованием, профессий, культурой), открытость системы для новых идей, талантов и капитала, макроэкономическая стабильность и защита прав собственности. Очень часто государства, пытающиеся перевести экономику на рельсы инновационного развития, преуспевают в формировании этих элементов. Но ожидаемого успеха не достигают. Однако, что важно, простого набора необходимых элементов не достаточно для формирования настоящего Тропического леса.
В случае ограниченного доступа к необходимым ингредиентам и другим участникам сообщества, инновационная деятельность затруднена и, вполне возможна, не выгодна. Именно высокая скорость и низкая стоимость доступа к любому другому члену сообщества повышает вероятность успешных комбинаций, которые приводят появлению и распространению инноваций.
Таким образом, для того чтобы правильно приготовить Тропический лес из различных элементов, нужно знать секретных рецепт. По мнению авторов, таким рецептом является культура, основанная на доверии, готовности помогать, высокой мотивации (не сводимой к прямой денежной выгоде), ориентации на стратегическое сотрудничество в противоположность поиску краткосрочных выгод. Такая культура способствует преодолению социальных барьеров, вызванных географией, различиями в культуре и/или языке, формированием семейно-клановой системы или просто распространенным в обществе н иедоверием.
«Государственные субсидии венчурного капитала неэффективны, если менеджеры фондов не владеют в достаточной степени культурой, чтобы благоприятствовать симбиотическим отношениям инвесторов и инвестируемых. Все попытки государства опекать инновации, которые игнорируют аспект изменения поведения человека в инновационных системах, обречены на провал. Чтобы создать Тропический лес, нужно трансформировать культуру»
[ii].
Как правило, взаимодействие поверх социальных границ происходит благодаря «ключевым людям», либо специализированным организациям, которые мотивируют, знакомят людей из разных социальных групп, помогают им найти общий язык, а также поддерживают высокий уровень коммуникации в системе. Авторы называют ключевых фигур посредниками социального доверия: имея высокий авторитет и влияние в экосистеме, они помогают установить контакт между незнакомыми друг с другом людьми, повышают доверие и открытость взаимодействия, выступая в роли общего знакомого.
Возникает вопрос, как же сформировать такую культуру, благоприятную для инноваций?
В некоторых местах такая культура сложилась естественным образом. Авторы полагают, что такая эволюция произошла в Калифорнии во времена ее колонизации.
![](http://ic.pics.livejournal.com/evg_ko/45359247/28020/28020_900.jpg)
Рис. 2. Фронтир (неосвоенные земли) в Северной Америке около 1850 г.
Источник: García-Jimeno C., Robinson J.A. The Myth Of The Frontier. Working Paper 14774. 2009.
http://www.nber.org/papers/w14774 Главными причинами культурной эволюции явились 1) исходный индивидуализм поселенцев; 2) авантюризм людей, рискнувших отправиться в опасное путешествие от одного океана до другого; 3) разнородный состав поселенцев (разные культуры, языки, религиозные взгляды); 4) длительность и тяжесть перехода; 5) слабое влияние государства, религии и других традиционных институтов (в силу территориальной удаленности.
«Движение линии освоения земель на Западе символизировала уход американской культуры от традиционных европейских институтов Восточного побережья, таких как: сильные церковь и государство, аристократия, поместное дворянство. Все эти институты не были нужны на границе осёдлости, так как каждый там боролся и приручал неизведанную, дикую землю. Позднее кое-что пришло с Востока на Запад: огромное чувство индивидуализма и уверенность в своих силах»
[iii].
Таким образом, естественным образом сложилась ситуация необходимости доверия и сотрудничества между людьми, так как в одиночку со сложностями пути не справиться.
Как подметил Фредерик Джексон Тернер более века тому назад: «Западные земли Америки были освоены не только благодаря индивидуалистам. Но благодаря культуре, позволившей отдельным людям работать вместе на основе прагматических, взаимовыгодных интересов»
[iv].
«Многие историки назвали этот феномен освоения западных земель «инкубатором сотрудничества»
[v].
Именно так, в противоборстве с природой и индейцами сложилась новая культура, где доверие основано не на традиции, а на прагматичном расчете. Авторы достаточно подробно (правда, в рекламном стиле) описывают особенности психологии носителей новой культуры: «ломай барьеры и мечтай», «будь открытым, умей слушать», «доверяй и тебе будут доверять», «экспериментируй и повторяй», «ищи справедливости, не преимуществ», «ошибайся, падай и вставай вновь», «плати вперед»
[vi].
Если культура доверия не сложилась эволюционно, то как «привить» человеку эту новую психологию? Если в обществе царит атмосфера недоверия по отношению к тем, кто вне «семьи», «клана» или «профессии»? Если любая сделка рассматривается как игра с нулевой суммой, в которой ты либо выигрываешь, либо проигрываешь?
Виктор и Грег утверждают, что поможет когнитивно-поведенческая терапия.
«Когнитивно-поеденческая терапия является доказанным способом изменения человеческого поведения посредством реального взаимодействия с миром, помогающим людям связывать действия, мысли и чувства. Клинические опыты использования КПТ показывают убедительные результаты, и эта технология используется для лечения разнообразных психических заболеваний»
[vii].
Методика в общих чертах состоит в том, что люди меняют интерпретацию событий (например, неудача в бизнесе может восприниматься как личная потеря и трагедия, либо как ценный опыт, который пригодиться в будущем), что позволяет через это осознание изменять свои действия. Следующим этапом является само новое действие в реальных условиях, а также многократные повторы, которые позволяют, в свою очередь, переформатировать сознание и закрепить данные формы поведения.
Виктор и Грег предлагают «создать практические программы, где люди действительно занимаются инновациями (такими, как создание новых стартапов) с различными партнерами. В этих программах основной целью является формирование среды доверия, где люди изучают образцы поведения на ролевых моделях и пилотных проектах, а затем проверяют эти модели поведения в реальной жизни с учетом социальной обратной связи и социальных норм»
[viii].
Таким образом, необходимо на практике учить (предположим) ученого взаимодействовать с предпринимателями, и, через это, «снимать» существующие стереотипы, страхи и заблуждения. Очень важно, на первых этапах вводить в сообщество ключевых людей или организации, которые обеспечат необходимый уровень разнообразия контактов (в том числе за счет контактов с ведущими транснациональными корпорациями). Реалии современной глобализированной экономики накладывают требования международной конкурентоспособности для старт-апа. Важно при этом, чтобы такие контакты не ограничивались формальными встречами на высоком уровне. Действительно важными являются горизонтальные профессиональные связи, объединяющие людей из разных организаций. Отдельно подчеркивается важность историй успехов и примеров для подражания. Подражание позволяет осознанно и неосознанно распространять и укоренять новую систему ценностей. Последними в рамках последовательности инструментов формирования Тропического леса являются формализация правил (создание кодекса) и разработка системы стимулов для поддержания установленных правил. Как правило, роль стимулов выполняют социальные сети или форумы в интернете, которые позволяют оперативно оповещать членов сообщества о нарушениях правил со стороны одного из их членов, что приводит к тому, что он де факто исключается из сообщества. Подобные неформальные отрицательные стимулы (остракизм) более эффективны, чем формальные (то есть гарантированные государством).
В результате применения всех этих мер должна произойти культурная трансформация, которая при наличии всех необходимых ингредиентов, приведет к формированию сообщества людей, связанных инновационными процессами, в рамках которого будет высокий уровень доверия, а также налаженные «мосты» с другими инновационными сообществами по всему миру.
[i] Там же, с. 95.
[ii] Там же, с.18.
[iii] Там же, с. 169.
[iv] Там же, с. 169.
[v] Там же, с. 171.
[vi] Там же, с. 174-188.
[vii] Там же, с. 217.
[viii] Там же, с.218.