Приватность сознания и эмпирический факт

May 14, 2024 14:57


Александр Болдачев (boldachev) в комментариях к предыдущей заметке дал ссылку на свою статью 'Не баг, а фича', в которой приватность сознания трактовалась как эмпирический факт:

'И тут следует особо отметить, что приватность сознания это не философская выдумка, не гипотеза, а по сути, эмпирический факт, подтверждаемый всем нашим опытом: мы принципиально не ( Read more... )

Leave a comment

alexander_konev May 14 2024, 15:06:26 UTC
Сама по себе "теория виртуального мира" ещё не запирает человека "в мире своих восприятий". Не запирает потому, что этот "виртуальный мир" отвечает предсказуемым образом на действия человека. Если вы понимаете, что может ощутимым и физически (телесно) воспринимаемым образом последовать за теми или иными вашими действиями, то это говорит о том, что у вас есть доступ во внешний мир, а не просто в область своих представлений. А с тем, что вы не Бог и не знаете этого мира во всей его сложности и полноте... ну чтож, с этим рано лии позно надо смириться и надеяться на то, что когда-то, в "пакибытии", всё наконец станет прозрачным и полностью понятным.

Reply

evgeniirudnyi May 14 2024, 15:16:24 UTC
Болдачев предлагает такое решение:

' И таким инвариантом оказывается самое обычное указание. Указание на светофор, на селедку, на ноту. Мы никогда не узнаем, как каждый из нас видит красный цвет, но когда мы пальцем показываем на один светофор, у нас нет ни малейшего сомнения в том, что наши указания совпадают (у каждого в своем приватном сознании). Так, и отправляя в рот куски селедки с одной тарелки, мы не будем сомневаться в том, что ощущать мы будем вкус одной и той же селедки. И мы никогда не спутаем последнюю ноту с первой.'

Reply

alexander_konev May 14 2024, 15:27:44 UTC

Средневековые философы различали отсутствие какого-либо сомнения от отсутствия обоснованного сомнения. Мы, люди, живём в ситуации неполного знания, причём неполнота эта неустранима. Но это не значит, что такое неполное знание нас парализует. Нам для практического действия не нужно абсолютное отсутствие сомнений, для подавляющего большинства действий нам нужна лишь высокая степень уверенности. Исключением, вероятно, являются математические задачи, где мы можем исключить всякое сомнение, о чём так заботился Декарт. Но проблема последекартовской философии была в том, что она жила с навязчивой идеей распространения математической уверенности на любое истинное знание.

Reply

evgeniirudnyi May 14 2024, 16:01:20 UTC

По-моему, сомнений в жизни и так хватает. А в случае размышлений о сознании все, в конечном итоге, ведет к прагматике.

Reply

kaktus77 May 14 2024, 19:32:49 UTC
==Так, и отправляя в рот куски селедки с одной тарелки, мы не будем сомневаться в том, что ощущать мы будем вкус одной и той же селедки

Не., это не так работает :)
Представим, что синтезироали вкус селёдки, но оформили его через форму яблока.
И что теперь, сколько не указывай на яблоки (настоящие), все равно у этого "яблока" будет вкус селёдки. Не отличимый от вкуса той селёдки, которая на терелке.
Вксус объективен, как и сама селёдка.

Reply

evgeniirudnyi May 14 2024, 19:35:48 UTC

Химики с радостью сделают вкус селедки, это действительно не проблема.

Reply

lexter May 15 2024, 09:13:13 UTC

> Вксус объективен, как и сама селёдка.

Вспомнился эпизод из биографии Роберта Вуда.
-----------

Во время моей короткой лекции я упомянул, что привез с собой образец новооткрытого вещества (производной сульфомочевины), которое совершенно безвкусно для 40 процентов человечества, а для остальной части его горько, как хинин, и что я могу предложить каждому попробовать этот эксперимент.
Позднее, когда я достал маленькую коробочку, полную белого порошка, похожего на муку, меня окружила толпа немецких Herren Professoren и их Frauen, протягивавших мокрые пальцы и кричавших: Bitte, bitte! (Пожалуйста, пожалуйста!)
Затем последовал общий спор и столпотворение.
"Нет -- у него нет никакого вкуса!"
"Наоборот. Это у вас нет вкуса!"
"Он страшно горький!"
Они чуть не передрались из-за этого".
------------

Reply

kaktus77 May 15 2024, 10:48:24 UTC
Обьективный - не значит, что одинаковый для всех.
Вот, часть людей не различает красное от зелёного, но в обьективности цветов ведь не сомневаются. Ну, за исключением отдельных умников :)

Reply

lexter May 15 2024, 11:23:30 UTC

> Обьективный - не значит, что одинаковый для всех.

А что значит?)

"Этот порошок горький" - это объективное или субъективное утверждение?

Reply

kaktus77 May 15 2024, 12:53:00 UTC
Обьектианое - не субьективное :)
Исходно это было различение субьектного - непосредственно данного.
И обьектного - помысленного., воображаемого.

То есть обьект - это то, что помысленно, как независимое от непосредственного восприятия.

==Этот порошок горький" - это объективное или субъективное утверждение?

А это зависит от вашего отношения, если вы этот вкус обьективируете, то он и будет обьективный.
Может, например, у вас постоянный вкус горечи во рту, болеете там или ещё что.
Тогда вы не можете обьективировать и вкус будет чисто субьективный.
Ну а если препятствий для обьективации нет - обьективный, соответственно.

Reply

lexter May 15 2024, 13:24:10 UTC

>То есть обьект - это то, что помысленно, как независимое от непосредственного восприятия. (1)

>> ==Этот порошок горький" - это объективное или субъективное утверждение?

>А это зависит от вашего отношения, если вы этот вкус обьективируете, то он и будет обьективный. (2)

Эти два утверждения кажутся мне несколько противоречивыми.

Речь ведь не о каком-то "постоянном вкусе горечи во рту", это все за скобками. Вот у нас два человека, почистили зубы, провели гигиену полости рта и попробовали по порции порошка. Один говорит - "порошок горький". Второй говорит - "порошок не горький". Является ли утверждение "порошок горький" объективным?

Reply

kaktus77 May 15 2024, 14:13:52 UTC
Ну так я ответил. Является, если вы его обьективируете.

Reply

lexter May 15 2024, 14:32:59 UTC

Мм... Не совсем понятно. Можете раскрыть смысл, который вы вкладываете в термин "объективировать"?

Reply

kaktus77 May 15 2024, 15:48:33 UTC
Мыслить как существующее независимо от восприятия.
Соответственно, можно обьективировать по-разному.

Например, если большинство описывает вкус одинаково.
Или если вкус соотнесен с химическим составом.
Или вкус соотнесен с биохимическими процессами в теле ( оно ведь тоже существует независимо от моего восприятия :)

Reply

lexter May 15 2024, 16:15:37 UTC

Вспомнился анекдот про Вовочку, который узнал о законе гравитации и закричал "представьте, что будет, если Дума примет его во втором чтении".)

Похоже, моя проблема в том, что я не могу понять, как мыслится качество "горький" независимо от восприятия.)

Понятно, если некоторое ощущение есть. Ребенок пробует острый перец, переживает некоторое ощущение и ему говорят, что это ощущение называется "острый". Но если ощущение отсутствует? Или нет контакта с объектом, чтобы почувствовать, что он горький?

Пример с биохимическими процессами хорош, но он через "возбуждение рецепторов" приводит к тому же вопросу, что и с цветом: для нас "красный" - это часть видимого спектра с наибольшей длиной волны, для существа, у которого диапазон сдвинут вниз, эта "часть видимого спектра с наибольшей длиной волны" будет в районе нашего фиолетового, и где здесь место для "объективно красного"?

Reply

kaktus77 May 15 2024, 18:46:22 UTC
Очевидно есть какие-то культурные механизмы.
Вот, скажем, в татарском языке не различается горькое и острое. Это все одно слово.
И татары, исконные, конечно, для которых татарский родной и почти единственный, не различают острое и горькое. Я проверял :)

==для нас "красный" - это часть видимого спектра с наибольшей длиной волны, для существа, у которого диапазон сдвинут вниз, эта "часть видимого спектра с наибольшей длиной волны" будет в районе нашего фиолетового, и где здесь место для "объективно красного"?

Не будет, фиолетовый - это самая короткая длина волны видимого спектра :)
Вот, кстати, забавный момент. Молодёжь уже совсем на отличает фиолетовый. Да и остальным это не просто.
Поскольку в компах, тв и т.п. нет фиолетового.
В цифровой палитре его эмулируют лилолвым.

А красный - это не просто самый длинный, это конкретная длина волны, плюс-минус.

Reply


Leave a comment

Up