Цитаты из раздела с таким названием из книги Рэндалла Коллинза, Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения, 2002.
'В исследованиях интеллектуальной жизни внимание преимущественно уделялось периодам творчества. Тем не менее мы осознаем, что такое творчество, только посредством контраста. ... Нет никакой гарантии, что мы сами - живя в конце двадцатого столетия - принадлежим периоду творчества. Существует некоторая вероятность, что будущие историки интеллектуальной жизни, оглядываясь назад, сосредоточат внимание на великих идеях первой трети столетия, а остальное время будут рассматривать как соскальзывание к уровню посредственности.'
'Стагнация (А): утрата культурного капитала. Идеи попросту могут быть забыты, поскольку более поздние интеллектуалы не способны делать то, что могли их предшественники. … Утрата идей заставляет нас размышлять о Темной эпохе, вызванной разрушением материальных условий цивилизации, например об упадке Рима на Западе. Однако приведенные примеры показывают, что потеря идей может также происходить в периоды процветания высоких цивилизаций; в самом деле, греческая культура начала утрачиваться Римом задолго до варварских нашествий.'
'Стагнация (В): господство классики. Противоположная форма стагнации возникает, когда идеи современников затмеваются идеями предшествующих величайших мыслителей. При этом не появляется новое творчество, которое с необходимостью вытесняло бы прежнее. Такой период не стоит рассматривать как эпоху с низким уровнем культуры; можно сказать, что на самом пике культуры развитие останавливается: идеи, которые имеют хождение и которым обучают, являются лучшим из всего достигнутого ранее. Ирония интеллектуального мира заключается в том, что нас не удовлетворяет такая ситуация.'
'Стагнация (С): техническое уточнение. Третий тип стагнации на самом деле может быть вовсе не стагнацией, но только видимостью таковой. Интеллектуальная жизнь непрестанно развивается, но сам ее прогресс порождает не уважение, но отчуждение. Обычно относительно поздней средневековой философии утверждалось, что данное интеллектуальное поле сделалось слишком техничным, сверхутонченным, с «кружением ангелов, пляшущих на конце иглы».'
'Академизация как обоюдоострый меч. Мы столкнулись с тревожным парадоксом. Школы обеспечивают материальную основу и обособление от обыденных представлений, что позволяет интеллектуалам отстаивать собственные идеи. Однако школы также являются средоточием рутины и педантизма. Развивается формализм ради формализма; тексты заучиваются наизусть и покрываются все новыми комментариями; по мере своего уточнения позиции становятся все более узкими и тривиальными.'
См. также:
Интеллектуальная история