Животные не понимают юмора. Все примеры обратного - натяжка.
Напр., ворона тянет за хвост кота - человеку очень смешно, но для вороны это просто игровое поведение.
Рождает юмор то, что отличает человека от животных. Но это не интеллект - уже маленькие дети начинают понимать юмор. Это социальность, с которой приходят общественные условности и понятие нелепого. Человек усваивает условности и нарушение некоторых из них кажется смешным.
Далее, по передаче
https://smotrim.ru/video/2783915 Виды юмора.
1. Просто нелепости.
Пример из начала передачи: Плакат по ТБ на опасном пр-ве. Картинка с растворением человека в кислоте кажется постороннему смешной, такого не бывает. Работникам это не кажется смешным, они знают, что такая опасность бывет.
Множество анекдотов построено на языковой игре, особенно не омонимах. Возможность смешения понятий рождает недопонимания, ошибки и сбои в коммуникации, следовательно, и нелепые ситуации.
2. Явное (в лоб) нарушение условностей.
На этом построена клоунада - детский юмор.
Пример из конца передачи с падением внука в коровью лепешку.
"Ударить в грязь лицом" имеет в человеческой культуре символическое значение, настолько сильное, что буквальное исполнение этого автоматически вызывает гомерический хохот.
Проблема: почему смеются даже родственники?
1) общее объяснение смеха как защитной реакции (33:00). По принятой обществом конвенции нечто совершенно недопустимо, его надо избегать изо всех сил. Но вот невозможное (падение в грязь) произошло. Что же делать, оставаться всем в ступоре? Смех в этом случае - хороший способ разрядки.
2) общественное выше частного, принадлежность к обществу важнее родства. Смех - рефлекторная реакция, от которой трудно удержаться, сигнализирует, что "мы видим нелепость" и "мы соблюдаем условности, мы - члены общества".
3. Сатира, выявление нелепостей, которые по инерции принимаются за норму, но уже отходят в прошлое (или отошли, как дон Кихот).
В сторону можно заметить, что цензура как официальное учреждение условностей способствует развитию юмора.
Ценность ЧЮ в "отношениях".
Способность видеть и выявлять смешное, т.е. нелепые условности, показатель интеллекта и свободы, противоположность занудства как фиксации на условностях, закомплексованности (верно замечено на 6:50 - бегство от комплексов).
-