Правда для пассажиров. Мягкая посадка.

Mar 01, 2012 14:49

"Мягкая посадка" - устойчивое выражение, которое появилось достаточно давно. В него мы вкладываем понимание, что при касании полосы пилоты и пассажиры испытывают легкое воздействия кресла на тело. "Грубой посадкой" мы называем сильный и некомфортный удар. Кроме того, наши пассажиры привыкли хлопать пилотам, как будто они им пели песни весь полет по громкой связи.
Я постараюсь кратко и популярно дать некоторые пояснения по этой теме.

Самолет приближается к земле с определенной вертикальной скоростью. Обычно около трех метров в секунду. Перед касанием пилот тянет на себя штурвал или сайдстик, поднимая самолету нос и выравнивая его над полосой. При снижении скорости самолет совершает посадку.Ограничения перегрузки при касании определяются каждой компанией самостоятельно, но не могут превышать ограничений, предусмотренных производителем самолета. С точки зрения пассажира, мягкой посадкой считается касание с перегрузгой от одного до 1,4 G.

Между пилотами старой советской школы и молодыми капитанами зарубежной техники не прекращаются споры о целесообразности посадок с малой перегрузкой. Так, например, в Боинге в стойках шасси установлены датчики, которые при очень мягкой посадке могут не дать сигнал на включение систем отвечающих за торможение самолета. Кроме того, слишком долгое выравнивание над полосой может привести к существенному перелету, и, как следствие, малого остатка полосы для торможения и выкату. Это особенно существенно, когда полоса мокрая или заснеженная. Пилоты же старой закалки утверждают, что все равно можно производить мягкое касание, и все доводы молодых воспринимают как неумение холошо пилотировать. Обе стороны по-своему правы. Из всего вышесказанного следует, что сутью спора является оптимальное выравнивание самолета в начале полосы. Если вы спросите любого пилота, как он чувствует самолет на выравнивании, то он обязательно ответит, что задницей. Откуда пошло это выражение я расскажу дальше.

В Советском Союзе самой мягкой считалась, так называемая, "красноярская" посадка на Ту-154 с перегрузкой совсем немного превышающей 1G. Это считалось фирменным стилем и гордостью красноярской школы, как сайчас аэрофлотовская, когда некоторые посадки при благоприятных обстоятельствах производятся без включения реверса.

Для обучения курсантов правильному выравниванию в отечественных авиационных училищах, начиная с пятидесятых годов прошлого столетия, существовал специальный стенд, гениальный по своей простоте. На площадке распологалось кресло пилота и штурвал, который загружался до требуемых усилий двумя мощными, регулируемыми пружинами, механический таймер и ламповый блок управления. По сигналу оператора курсанту нужно было на несколько секунд потянуть штурвал на себя, придержать, и потом плавно отпустить. Требовалась выработка моторных навыков и мышечной памяти. Если курсант передерживал штурвал случался "перелет" и блок управления выдавал слабый электрический заряд на штурвал, обучаемый отдергивал руки и получалость что-то похожее на хлопок. Если выдерживание было слишком коротким, импульс подавался на кресло. Надо отметить, что эти упражнения проходили всегда перед сном, чтобы навык не терялся от других физических действий. Курсанты проходили тренировку в трусах и майке. Отсюда и пошло выражение чувствовать жопой. Некоторые молодые пилоты во время упражнений стали надевать мягкие махровые рукавицы, чтобы не било током. Так появилось понятие "мягкая посадка".

А хлопать пассажиров научили сами пилоты. Когда в длительных полетах летали два экипажа, свободные пилоты в шутку при посадке делали два-три хлопка, напоминая обучение на стенде, что непосвященные пассажиры воспринимали как выражение благодарности. С тех пор и пошла эта традиция хлопать.
Previous post Next post
Up