Совместная статья
evgmaz и
petunder Ранее МЫ утверждали, что полноценное Гражданское общество возникает не на фоне БОРЬБЫ с общественными проблемами, а при решении совместных ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, при этом Общество должно быть способным к выполнению 2-х задач:
1). принимать общественные решения о целесообразности тех или иных мероприятий,
2). финансировать принятые решения (что еще важнее и еще сложнее)
О том, как принимать общественные решения, говорится в многочисленных авторских работах по электронной демократии (наш взгляд изложен в работах:
РАЗ и
ДВА )
Однако вопрос общественного финансирования принятых решений самым коренным образом меняет привычное понимание Налоговой системы, поскольку гражданский контроль возможен только в случае максимальной прозрачности системы, простоты объектов налогообложения, а также публичности информации по каждому объекту налогообложения.
Очевидно, что такие объекты налогообложения, как прибыль, добавленная стоимость и зарплата не работают в условиях Гражданского общества, поскольку даже профессиональным налоговым органам зачастую не под силу отследить реальную прибыль, реальные зарплаты и реальную добавленную стоимость на предприятиях, а значит, данная задача будет не под силу и гражданским активистам.
Примерами максимально простых объектов налогообложения могут быть:
1). Гражданин (житель на конкретной территории)
2). Юридическое лицо (зарегистрированное на конкретной территории)
3). Земельный участок
4). Недвижимость
5). Транспортное средство (автомобиль, катер, яхта, самолет)
6). Товарная продукция (с некоторыми оговорками; в дальнейшем требует особого рассмотрения)
Каждому из указанных объектов налогообложения может быть присвоен регистрационный номер, и тогда по каждому из них будет вестись вся публичная налоговая история (начисленные налоги, уплаченные налоги, налоговая задолженность и т.д.).
Для простоты изложения и понимания принципиальных идей рассмотрим г. Красногорск Московской области и представим на некоторое время, что Красногорск является самостоятельным независимым государством (как ясно станет в дальнейшем, все изложенные идеи можно распространить и на случай большого государства).
ДЛЯ СПРАВКИ:
1. Население: 116 738 чел. (согласно переписи за 2010г.)
2. Общая площадь муниципального образования: 6635 га
3. Жилой фонд городского поселения: 3 103 800 кв.м.
4. Доходы за 2010г.: 893,8 млн руб., в том числе налоговые поступления: 561,3 млн.руб.
5. Доходы за 2011г.: 836,8 млн. руб, расходы в размере 920,4 млн. руб.
6. Объем производства товаров и услуг крупными и средними предприятиями составил: 41,7 млрд. руб. (за 2010г.)
7. Средняя зарплата: 30 289 руб. (по данным за 2010г.)
8. Содержание налоговых органов (зарплата, офис, канцелярия, проверки и пр.): 120-150 млн. руб. (оценка сделана на основании Ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2012г. (Приложение 6 к Фед.закону «о федеральном бюджете на 2012, 2013 и 2014годов») согласно которой на всю Федеральную налоговую службу выделяется 106,4 млрд. руб.).
Таким образом, в существующей системе МЫ содержим налоговые органы, которые обходятся нам ежегодно в 150 млн. руб., с целью получения налоговых поступлений в бюджет города в размере 561,3 млн. руб., т.е. 27% всех общественных ресурсов идет на содержание аппарата по сбору налогов.
Если оценки провести более корректно, то Красногорская налоговая инспекция, являясь федеральным органом, собирает налоги не только для своего города, но и для федерального и регионального бюджетов, что в совокупности составляет порядка 1,5-3 млрд.руб. (оценки разнятся), таким образом 5-10 копеек от каждого собранного рубля идет на содержание данной налоговой инспекции (если говорить об экономике в целом, рассматривая Красногорск как отдельное государство).
Эффективно это или нет?
Во-первых, 10 коп. с рубля - это слишком дорого (по нашим оценкам, нужно не более 1 коп. за полученный рубль, а можно и еще существенно меньше).
Во-вторых, крайне трудоемка работа налоговой (прием и анализ ежеквартальной отчетности, проверка с выездом на предприятия и пр.), при этом все, кто знает и умеет уходить от налогов, непременно сделают это, особенно в среде мелких предпринимателей.
В-третьих, оформление всех отчетностей и бумаг (включая пенсионные, социальные и медицинские фонды) - это колоссальная нагрузка на бизнес (не только денежная, но и бумажная).
В-четвертых, взятки налоговым, правоохранительным и административным органам являются чуть ли не обязательными периодическими платежами (авторы знакомы с представителями бизнеса в Красногорске), но они идут не в бюджет города, а в карманы чиновникам, что ущемляет интересы всех горожан.
Таким образом, если бы бизнес показывал свои реальные прибыли, реальную зарплату всех своих работников, всех работников регистрировал бы надлежащим образом, показывал бы реальный оборот по добавленной стоимости (не пытаясь уйти от НДС), а также не давал бы взяток, то совокупный бюджет города был бы в 2-3 раза больше нынешнего по самым скромным оценкам (т.е. как минимум 4-6 млрд.руб.).
Оценки приведены на основании информации, полученной от предпринимателей в г. Красногорск.
Теперь вопрос:
Как жителям маленького государства «Красногорск» создать альтернативную, но эффективную систему совместного финансирования общественных проектов??? (Неужели нельзя предложить иную налоговую систему?)
Перечислим основные принципы системы налогообложения в гражданском обществе:
1. отменяются все трудно контролируемые налоги (НДС, ЕСН, Налог на прибыль, а также подоходный налог, исчисляемый от зарплаты)
2. вводятся только простые вмененные налоги (примеры в начале статьи) (как исключение, возможен только налог с продаж)
3. каждый налоговый объект регистрируется на сайте налоговой, и вся налоговая информация по объекту учета становится общедоступной для всех граждан; актуализация информации осуществляется в режиме он-лайн (всем видно, какой гражданин не заплатил налоги, владелец какой квартиры имеет задолженность; какая палатка или парикмахерская приносит доход в общественный бюджет и т.д.)
4. Аппарат налоговой инспекции выполняет лишь административную функцию (включая администрирование сайта). Функции налоговых проверяющих выполняют преимущественно сами граждане в силу своей гражданской инициативы или любознательности. (Поставить на улице палатку и не платить с нее налогов, дав взятку чиновнику, больше не получится; любопытные граждане тут же поднимут бучу, что, мол, палатка не зарегистрирована и не указана на сайте.)
РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Стоимость содержания подобного аппарата налоговой инспекции не более 5-10 млн. руб. в год (для города ощутимая экономия по сравнению с нынешними 150 млн. руб.)
2. (самое главное) Город легко собирает 10 млрд.руб., при следующих условиях:
а). 1000 руб. с чел. в год (в расчете приняли, что только ¾ населения платят данный налог)
б). 500 руб. в год за кв.м с собственника жилья (налог с маленькой однушки составит 17500 руб. в год)
в). 2500 руб. в год с собственника легкового транспорта
г). 15000 руб. в год с собственника грузового транспорта (или техники)
д). 2% -налог с любых продаж
е). в городе 14 крупных предприятий; 10 торговых центров; 300 малых предприятий; налог установили для простоты расчета одним для всех на уровне 12000 руб. за кв.м.
ВЫВОДЫ:
Можно долго играться тарифами, устанавливать те или иные категории граждан, платящих или не платящих отдельные налоги, однако теперь стало очевидным, что эффективность налогового аппарата в современном гражданском обществе должна быть на уровне: 0,1 коп. затрат на собираемый рубль, т.е. предлагаемая система в 100 раз эффективней по данному показателю по сравнению с традиционной налоговой системой.
Не менее важной является и мотивация граждан, которые, самостоятельно утвердив общественные проекты и налоговые тарифы (на принципах электронной демократии), тратят усилия на их реализацию, обеспечивая нужное финансирование.
Мы изначально упростили ситуацию, чтобы показать возможность существования налоговой системы в Гражданском обществе, и хотели бы на данном этапе обсуждать исключительно принципиальные вопросы.
Развитие идей на случай большого государства обсудим в следующих статьях.