Италия, часть 3, наверное последняя

Aug 03, 2011 18:13

Заметка не претендует на полноту и энциклопедичность. Есть множество хороших статей, в которых всё это описано намного лучше (и с которыми я ознакомился перед тем, как начать пользоваться итальянским общественным транспортом).

На самом деле мы пользовались только двумя видами общественного транспорта - автобусы и поезда.

Автобусы

В Римини по главной улице ходят довольно часто - где-то раз в 10 минут. Но, за исключением одного месяца в год, не ходят ночью (где-то с часу ночи и до 5ти утра). Т.е. в это время даже на главной улице вы не увидите даже "дежурного" автобуса. На других маршрутах все еще печальнее. Например, в направлении аквапарка автобусы ходят с 9 до 20 часов. Ходят они раз в час. Но, в сторону аквапарка ближе к открытию (10 утра) они начинают ходить раз в 10-15 минут. То же самое происходит и с обратными автобусами ближе к закрытию. В общем, обязательно предварительно смотрите расписание автобусов.

Перед тем, как сесть в автобус, нужно купить билет (вообще-то билет можно купить и у водителя и в автомате уже в автобусе, но у водителя он заметно дороже, а автомат не дает сдачи). Продаются билеты в табачных киосках отмеченных синей или черной буквой "Т". В киосках самообслуживания билеты не продаются - только в киосках с живым продавцом. У билетов есть 2 основных параметра - длительность действия и количество зон, на которые он распространяется. После посадки в автобус нужно сунуть билет в автомат (с 1го июля введены билеты нового образца, которые нужно совать в автоматы нового образца). Если все в порядке автомат напечатает на билете дату, время, свой номер и номер текущей зоны. Вот из этих цифр и нужно исходить, если хотите понять сколько и где вы можете пользоваться этим билетом. Самый дешевый билет дает вам право в течение 60 минут ездить в пределах одной зоны - менять автобусы можно как угодно, главное, чтобы вы не выезжали за пределы зоны. Вообще-то мы за все время так ни разу и не встретились с контролёрами в автобусах, поэтому я не могу быть уверенным, что пользовался билетами правильно. С другой стороны, местные сами еще не до конца разобрались, как же пользоваться новыми билетами.

В Риме есть свой отдельный вид общественного транспорта - "метробус". Гибрид метро и автобуса - покупаете билет на одну поездку длительностью до 60 минут, проходите турникет и попадаете в обычное метро с двумя ветками. При необходимости можете на определенных станциях пересесть на обычный автобус. На автобусах мы не ездили, так что подробностей, увы, не знаю.

Поезда

В отличие от автобусов, в поездах мы общались и с контролёрами, и с проводниками, и даже с полицией пришлось один раз поговорить. И ни разу нас не оштрафовали. Так что этими билетами мы пользовались правильно. В Италии много разных видов поездов. Отличаются они скоростью движения, количеством остановок, комфортабельностью вагонов и, конечно же, стоимостью. Итак, виды поездов.

Treno Regionale (обозначается на табло "R") - "местная электричка". Довольно удобный поезд, почти всегда с кондиционером (нам без кондиционера не попадался), останавливается на каждой остановке, крейсерская скорость - 90км/ч. В ряду по 3 кресла с подголовниками (2 с одной стороны и одно с другой). Билеты без мест.

Treno Regionale Velocito (на табло "Rv") - "скорая электричка". Точно такой же поезд, как Regionale, но останавливается только на крупных станциях. Стоит, насколько я помню, столько же. Билеты без мест.

Если билет у вас без места, то на нем указан срок действия (около 3х месяцев) и маршрут (начальная и конечная станции). В течение срока действия вы можете воспользоваться этим билетом. Но только 1 раз. Поэтому, перед посадкой в поезд нужно найти на станции жёлтый автомат и сунуть в него торец билета (пальцы и телефоны не совать! - в автомате фотоэлемент, реагирующий на любую засунутую вещь) - на билете проставится дата, время и название станции. С этого момента у вас есть 6 часов на то, чтобы добраться до конечной станции (или сутки, если вы хотитет проехать на электричках больше 400км - но это для маньяков). В течение этого времени вы можете выйти из электрички и потом поехать на следующей. Если вы не успеваете доехать до нужной станции за 6 часов, вы можете продолжать поездку (при условии, что вы уже в нужном поезде). Например, если вы сели в поезд, но он сильно задерживался - вы можете ехать до нужной станции. Если вы вышли из своего поезда, погуляли по другому городу и теперь не успеваете доехать до нужной станции - сами виноваты.

На следующие 3 типа поездов билеты продаются с местами, на конкретную дату и время (как в наших поездах). Их не нужно совать в жёлтые автоматы на станции, за исключением одного случая, о котором напишу ниже.

Espresso (на табло "E") - экспресс. Удобные 6тиместные купе с кондиционером. Крейсерская скорость - 110-120км/ч. Остановок ещё меньше, чем у Regionale Velocito.

Intercity (на табло "Ic") - "междугородний поезд". Вагоны такие же, как у Espresso. Бывают спальные вагоны, но места туда надо покупать заранее. Вообще я не очень понял, чем, кроме названия, эти поезда отличаются от Espresso.

Eurostar (на табло "Es") - саме крутые поезда. В вагонах по 3-4 места в ряду (в зависимости от класса), очень удобные кресла. В зависимости от поезда 2-4 розетки на 4 человека - если путешествуете с ноутбуком, не забудьте зарядку. Вроде бы даже Wi-Fi в некоторых есть. Кроме обычных бывают также Freccia Bianca ("белая стрела"), Freccia Argenta ("серебрянная стрела") и Freccia Rossa ("красная стрела") - более крутые варианты. Крейсерская скорость колеблется от 180-200км/ч у обычных до 250км/ч у красной стрелы. Самые дорогие, быстрые и удобные поезда.

Я специально перечислял поезда в порядке возрастания класса обслуживания. Если вы опоздали на свой поезд (например, из-за задержки предыдущего поезда) вы можете воспользоваться поездом более низкой категории в том же направлении. Об этом нам сказал полицейский в Болонье, когда наш поезд задержался и мы не успели на пересадку. Потом это подтвердил проводник. И это тот самый случай, когда билеты с местами надо предварительно совать в жёлтые автоматы - чтобы вы ими не воспользовались дважды.

Билеты мы покупали через сайт trenitalia.com и на руках у нас были только номера заказа. Сами билеты мы распечатали в автоматах самообслуживания на вокзале. Кроме двух - билет на Eurostar до Рима был со штрихкодом - проводник просто считывает штрихкод и все. И обратный билет из Рима не печатался в автоматах из-за какой-то ошибки. С этим билетом пришлось подойти в кассу и на ломаном итальянском объяснить проблему - тетенька взяла и без каких-нибудь проблем распечатала их у себя.

И ещё несколько советов.

Во-первых, всегда пользуйтесь электронными табло - бумажные расписания могут быть устаревшими. Только на электронных табло содержится актуальная информация о времени прибытия, задержке и пути, на который придёт поезд. Если вы сядете не в тот поезд - это ваши проблемы. Придется оплатить штраф, оплатить проезд, да еще и уедете не туда, куда надо.

Во-вторых, будьте внимательны при покупке билетов через официальный сайт. Он автоматически подбирает варианты с пересадками. Смотрите на типы поездов и время пересадок - иногда на пересадку бывает 20 минут, а это значит, что при малейшей задержке вы уже не успеете на свой поезд.

Вообще, по моим наблюдениям, очень редко опаздывают поезда Regionale, Regionale Velocito и Eurostar. Для Espresso и Intercity задержка на час - нормальное явление.
Previous post Next post
Up