«Боинг был сбит именно с земли». Подробности доклада
Sep 14, 2014 23:32
Нидерланды во вторник обнародовали предварительный доклад о причинах крушения Boeing в Донецкой области. Среди прочего, в докладе приведена расшифровка переговоров диспетчеров в момент крушения авиалайнера. С ней можно ознакомиться на 15-ой странице отчета. Как следует из переговоров, диспетчер из Днепропетровска безуспешно пытался выйти на связь с экипажем самолета после катастрофы. Затем специалист связался с российским диспетчером из Ростова-на-Дону. [«Боинг был сбит именно с земли». Подробности доклада] Малайзийский «Боинг» MH17, разбившийся в Донецкой области 17 июля, был поврежден внезапно и был разрушен в воздухе в результате попадания в него множества внешних объектов на большой скорости. К такому выводу пришли члены экспертной комиссии по расследованию причин авиакатастрофы, чей доклад опубликован на сайте Совета безопасности Нидерландов. Доклад направлен на Украину и в Россию и эксперты ожидают ответной реакции. Надо учесть, что это предварительный отчет. Окончательный документ по результатам расследования следственная группа обнародует в течение года. Дополнительные исследования, как пояснил главы голландского Совбеза Тиббе Юстра, необходимы для того, чтобы определить причину с большей точностью. Чему будут способствовать дополнительные доказательства. В отчете подчеркивается, что экспертам пока не удалось провести детальное изучение обломков. Заключения они делали на основе фотографий с места падения лайнера. Помимо ранее известной версии о том, что самолет был сбит, эксперты озвучили ряд новых фактов. Самым же важным можно считать то, что были опубликованы записи переговоров авиадиспетчеров с пилотами самолета. Стоит также отметить, что формулировки доклада, который готовился в условиях крайне сложной международной обстановки, довольно осторожные.
Напомним, разбившийся «Боинг 777» принадлежал авиакомпании Malaysia Airlines и следовал из Амстердама в Куала-Лумпур. На его борту находилось 283 пассажира и 15 членов экипажа, все они погибли. Большая часть погибших - 193 человека - были подданными Нидерландов. В связи с этим международное расследование причин крушения лайнера возглавили Нидерланды. Также в расследовании участвуют эксперты из Украины, Малайзии, Австралии, ФРГ, США, Великобритании, России и представители специализированного учреждения ООН - Международной организации гражданской авиации (ИКАО). По одной из версий, которые озвучивались ранее, самолет был сбит ракетой класса «земля - воздух». Ополченцы юго-востока Украины считают, что украинские военные по ошибке сбили пассажирский самолет. Киев предъявил ополченцам ответные обвинения.
Как следует из доклада, специалисты не нашли никаких признаков технических неполадок самолета. Ошибочных действий экипажа тоже не зафиксировано. Полное прослушивание общения между членами экипажа в кабине, записанное на бортовые речевые самописцы, не выявило никаких признаков технических неисправностей или чрезвычайной ситуации на борту. «Не было ни одного предупреждающего сигнала, который был бы слышен в кабине, который мог бы указывать на технические проблемы», - установила экспертная комиссия. Регистратор данных рейса не зарегистрировал ни одного предупреждения от систем самолета, и параметры авиационных двигателей соответствовали нормальной работе во время полета. Бортовые самописцы не зарегистрировали никаких отклонений полета от нормы. Но за секунды до крушения самолет самовольно изменил курс.
Первые результаты расследования свидетельствуют о том, что самолет развалился в воздухе из-за многочисленных повреждений извне большим количеством высокоэнергетических объектов. Фрагменты фюзеляжа пронизаны многочисленными пробоинами. «Вполне вероятно, что это повреждение привело к потере структурной целостности самолета, что привело к разрушению в полете. Это также объясняет внезапное прекращение регистрации данных с самописцев, и потере контакта с управлением воздушным движением и исчезновением самолета с радаров», - считают эксперты.
Многочисленные отверстия от предполагаемых снарядов обнаружены на кабине пилотов. Но не снизу, а по бокам. Выше уровня пола. Что видно по опубликованным фотографиям. Среди отверсий есть как крупные «рваные» дыры, так и небольшие точечные отверстия, похожие на следы от пуль. Никаких выводов голландцы из этого не делают. Поэтому остается вопрос, откуда именно был атакован самолет.
Отдельное внимание уделяется распечатке последних переговоров экипажа с днепропетровскими диспетчерами. Из него следует, что самолет самовольно отклонился от курса. В 12:53 (UTC или в 15.53 по местному времени) лайнер летел под управлением Днепропетровского пункта контроля воздушного движения, в секторе контроля 2 на эшелоне FL330. В этот момент диспетчер спрашивает борт, могут ли они набрать высоту и занять эшелон FL350, чтобы избежать пересечений с другим Боинг 777, который летел сзади. Борт отвечает, что не сможет занять 350 и просит дальнейший полет по 330. Диспетчер соглашается, и чтобы избежать опасных сближений, отправляет на 350 эшелон другой лайнер. В 13:00 экипаж MH17 просит разрешения отклониться от курса на двадцать морских миль влево, по погодным причинам. Диспетчер разрешает. После этого борт запрашивает доступен ли эшелон 340, диспетчер временно отклоняет запрос, указывая пока оставаться на 330. В 13:19:53 (согласно радарным данным) борт был в 3,6 морских миль от центральной линии маршрута L980. То есть самолет отклонился от курса. Диспетчер указывает борту установить прямой курс на путевую точку RND, в связи с наличием другого трафика. Команда лайнера подтверждает получение указаний в 13:19:56. Это было последнее, что диспетчер слышал от экипажа. Через 4 секунды, в 13:20:00 диспетчер передает борту разрешение контроля управления движением после путевой точки RND сразу следовать к точке TIKNA, но не получает ответа. Чуть позже диспетчер уточняет указания, и в 13:21.10 Днепропетровск запрашивает подтверждения новых вводных.
«Малайзия один-семь, как вы поняли меня?» - спрашивает диспетчер. Еще дважды - в 13:21.36 и 13:22.02 диспетчер пытается выйти на связь с Boeing, однако тот молчит. Тем временем Днепропетровск теряет самолет с радаров и связывается с Ростовом, пытаясь проверить, видят ли борт коллеги. «Ростов, вы наблюдаете «малайзийский»?» - спрашивает Днепропетровск и выясняет, что в Ростове самолет также не видят. - «Он пропал». «Похоже, что объект начал распадаться», - говорят в Ростове. После чего Днепропетровск безуспешно пытается выйти на связь с самолетом. Как позже выяснится, точным временем крушения стало 13:20.03 - спустя 7 секунд после того, как самолет последний раз вышел на связь с Днепропетровском. Именно на моменте 13:20.03 заканчивается запись бортовых самописцев.
Таким образом, всё развитие катастрофы уложилось в интервал 3-5 секунд, если считать от последних переговоров диспетчера с бортом. На момент катастрофы помимо рейса в воздухе были только три других коммерческих рейса, все были под управлением Днепропетровского диспетчерского пункта. Никаких других самолетов в воздухе в радиусе 30 километров, не зафиксировано, как следует из доклада. Глава авиационной службы «Авиапорт» Олег Пантелеев высказывает сомнение, что этот вывод можно принять на веру. «У нас нет полного понимания, на основе чего сделано такое заключение. Так как не известно, учитывались ли данные Министерства обороны РФ, которые свидетельствовали о том, что в момент крушения в воздухе был зафиксирован еще и военный самолет», - сказал Пантелеев «Эксперт Online». Он также подчеркнул, что доклад подтвердил те предположения, которые были озвучены в день катастрофы. Именно то, что самолет упал не сам по себе, а в результате внешней атаки.
Замглавы Росавиации Олег Сторчевой, возглавляющий группу специалистов, участвующих в расследовании трагедии с российской стороны, в эфире телеканала «Россия 24» подчеркнул, что делать выводы еще рано, так как опубликованный документ «является лишь началом длительной и кропотливой работы». Никаких заключений пока не дают и в Межгосударственном авиационном комитете, хотя представитель МАК участвовал в работе комиссии. «Мы пока никаких комментариев не даем», - сказал «Эксперт Online» первый зампред организации Сергей Зайко.
Сторчевой подчеркивает, что надо еще исследовать места авиакатастрофы и обломков воздушного судна. «Необходимо внимательно изучить все данные радиолокации, продолжить их изучение, провести патологоанатомические экспертизы. Подобные исследования, по его словам, являются абсолютной догмой гражданской авиации в части расследования авиационных происшествий. Без этой информации нельзя говорить о каких-либо предварительных выводах относительно причин авиакатастрофы. При этом замглавы Росавиации отметил, что упущено много времени и ряд данных будет сложно изучить. Это касается и исследования останков тел погибших. Нельзя также говорить о полной сохранности обломков самолета в условиях постоянного нахождения в открытом доступе в зоне боевых действий.
Несмотря на это, малазийские эксперты стремятся получить доступ к месту крушения, чего добивается премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак. Глава правительства Малайзии также заявил, что опубликованные предварительные выводы Совета по безопасности Нидерландов «приводят к серьезному подозрению, что лайнер был сбит ракетой "земля-воздух"». Хотя военный эксперт Евгений Кириченко сообщил «Эксперт Online», что характер повреждений обломков говорит как в пользу версии о том, что это была ракета класса «воздух-воздух» - со следами «гвоздей» от стержневой БЧ, так и в пользу ракеты «земля-воздух» - со следами от шрапнели ЗУР комплекса «Бук-1М». Такой же точки зрения придерживается и Олег Пантелеев. Еще один военный эксперт Павел Фельгенгауэр заключает, что произошло мгновенное разрушение. «Это может быть только мощная зенитная ракета, как например «Бук», - сказал эксперт в эфире радио «Эхо Москвы».
Впрочем, многие специалисты давно предполагали, что речь идет именно о ракете класса «земля -воздух». Версию по поводу атаки истребителем нивелирует тот факт, что передняя часть лайнера была уничтожена и отделена от остального самолета. Так как никакое оружие истребителей или штурмовиков не способно за секунду полностью оторвать переднюю часть. Алексей Синицкий, главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение», комментируя «Эксперт Online» опубликованный доклад отметил, что по всем описаниям, похоже, что «Боинг» был сбит именно с земли. В ином случае (если бы был нанесен удар с помощью ракеты класса «воздух-воздух») то должны были быть повреждения в районе двигателя. Чего нет. При этом эксперт подчеркивает, что это техническое расследование и не следовало ожидать, что по его результатам будут названы виновные.
Президент Фонда инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации», председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов в свою очередь отмечает, что доклад не соответствует международному регламенту, так как в его основе не лежит данных расследования. Он напомнил, что госкомиссия была назначена через две недели, до останков добрались через неделю. «Задержка привела к тому, что любой материал устаревал. А почти через два месяца мы получили этот жалкий документ», - заявил Смирнов ИТАР-ТАСС. Согласно регламенту, напомнил эксперт, расследование авиакатастрофы предполагает изучение того, как готовился экипаж и технический персонал, как аэропорт обслужил самолет, проверяется авиакомпания, а главное: все обломки самолета выкладывают в ангаре, каждая уцелевшая деталь кладется на свое место, потом делаются лабораторные анализы и так далее. Чего, пояснил Смирнов, сделано не было.
«Неужели для того, чтобы установить тот факт, что «Боинг» был исправен, нужно было тянуть столько времени? Нам и так было понятно, что к состоянию авиационной техники никаких претензий не будет», - заявил «Интерфаксу» экс-главком ВВС, председатель Общественного совета при Росавиации Петр Дейнекин.
Авторитетный эксперт по гражданской авиации, директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак считает, что критические и язвительные комментарии в данном случае не уместны. Так как расследование любого авиационного происшествия - это кропотливый процесс, в результате которого необходимо пройти нескольких важных этапов для воссоздания картины происходящего. А менее чем за два месяца это сделать крайне сложно. В качестве примера он вспомнил катастрофу военного самолета «Руслан» в Иркутске, расследование которой велось три года. Однако причины не выяснены до сих пор.
В данном же случае ситуация была крайне осложнена боевыми действиями. Поэтому собрать обломки и произвести их выкладку не представлялось возможным. «Эксперты, которые выступают с громкими заявлениями, должны через слово оговариваться, что «нас там не было», - говорит Рыбак. Он также отмечает, что патологоанатомическая экспертиза жертв произведена наспех. «Даже не известно, нашли ли все трупы и обнаружили ли в них осколки поражающих элементов». Сначала надо собрать все осколки, только тогда можно понять, от какого повреждения произошла катастрофа. Но это сделать было невозможно. И как следствие, определить причину, по которой разрушился самолет, достаточно сложно. Кроме того, свидетельства были сильно загрязнены.
Что касается других аспектов расследования, их, по мнению Рыбака, не включили в отчет по причине того, чтобы не нагнетать обстановку. Так как вся картина произошедшего еще не восстановлена.