Женщины уже как-то привыкли, что их оценивают по внешности, а вот некрасивые мужчины часто обижаются и недоумевают, когда женщины после теплой переписки говорят при первой встрече: "Извини, ты не мой типаж", намекая, что мужчина совсем не понравился им внешне.
Таких писем приходит очень много, некоторые я публиковала, где мужчины и некоторые женщины грустно спрашивают: "Неужели для любви внешность имеет такое большое значение? Разве любят тело?"
Сначала тело, да. Точнее физический образ. Иногда воображаемый, но все же образ. Поэтому после теплой переписки, женщина, представляющая некий образ, может быть разочарована несовпадением своих представлений с реальностью, особенно если в реале мужчина не просто выглядит иначе, а выглядит намного хуже, чем она думала.
Для начала любви имеет значение внешность. Потом, когда любовь уже выросла и окрепла, человек может постареть, растолстеть, потерять ногу, а любовь, если она действительно выросла и окрепла (внимание, речь о действительно выросшей любви, а не о той, которая еле дышит и ее нужно все время реанимировать) может не среагировать на произошедшие во внешности изменения. Любовь в этом случае относится уже не к образу человека, а к его сущности. Как своего ребенка человек всегда предпочтет чужому, даже самому умному и красивому, так и любимого человек всегда выделит из сотни других, намного более красивых.
Но это, когда любовь уже выросла и окрепла. А пока ее нет, все начинается с симпатии, и вот для симпатии внешность имеет значение.
Полные женщины обижаются, когда узнав про их лишний вес, с ними не хотят идти на свидание, низкорослые мужчины обижаются тоже, когда женщин разочаровывает их слишком маленький рост. Первым куда легче, не так ли? Похудеть несоизмеримо проще, чем подрасти сантиметров на десять. Интересно, что если очень низкорослому мужчине предложить очень полную женщину, он скорее всего сообщит, что не чувствует к ней влечения, и полная женщина про него скорее всего скажет то же самое. То есть сами эти люди выбирают для себя более симпатичных, чем являются сами, и разводят руками, мол сердцу не прикажешь.
На круге ресурсов Имидж и Любовь образуют единую линию. Имидж как ресурс - это способность вызывать симпатию у разных людей, Любовь как ресурс - это способность любить и быть любимым, поддерживать динамический баланс. Любовь начинается с симпатии, и если человек несимпатичен вообще никому как физический объект (как профессионал или друг может быть симпатичен) любовь к нему у кого-то имеет очень мало шансов родиться.
И дальше Имидж, то есть вот эта способность и умение нравиться, все время подпитывают любовь и поддерживают ее, пока она формируется и крепнет, не дают ей остыть. Хотя я и привела в пример случаи, когда человек изменился внешне очень сильно, а его любят не меньше, часто в жизни бывает наоборот: человек изменился, подурнел, растолстел и его разлюбили.
Что может компенсировать уродливую внешность? Две вещи: популярность персоны и личная харизма. То и другое придают образу статус звезды, блеск. Если перед вами не просто низкорослый некрасивый мужчина, а Владимир Высоцкий или Александр Пушкин, ваше сердце может забиться в волнении, и если вы - женщина, вам может захотеться познакомиться, а в идеале - понравиться, то есть приблизиться к любимому поэту. То же самое может касаться любой другой известной и значительной персоны. Это не просто некрасивый некто, это очень даже Кто. Имидж такой персоны оценивается эксклюзивно, выбиваясь из общих линеек. Она привлекает симпатию тем, что похожа на свой портрет, который украшает обложки журналов.
Оба упомянутых поэта, кстати, кроме заслуг, определяющих их имидж, имели и могучее обаяние, то есть даже та женщина, которая была бы не в курсе, что перед ней - звезда, могла бы легко попасть под чары такого мужчины. В первый момент она могла бы подумать: "Он уродлив", а спустя короткое время: "Он потрясный!"
Поэтому у некрасивого человека, кроме всем очевидного пути - улучшать внешность физкультурой, подбирать стиль одежды, есть еще два пути развития имиджа. Можно стать звездой (всего навсего, да), на которую априори будут смотреть с восхищением, не оценивая по общей шкале. И можно прокачать личное обаяние. Про последнее я немного напишу.
Обратите внимание, не стоит прокачивать обаяние вместо физкультуры. Толстухе придется нарастить обаяние с дом, чтобы компенсировать 50 лишних килограммов. Это нереально сложная задача и требует столько энергии, что легче похудеть 80 раз и накачать 10 маленьких круглых задниц. Какой смысл забивать гвозди микроскопом? Проще просто стать стройной в спортзале (и на кухне) и решить 90% проблем с имиджем.
Специально заниматься развитием обаяния стоит не вместо физкультуры, а в плюс к ней. Но не нужно завистливо смотреть на тех, у кого обаяние есть "от природы". У некоторых от природы такой замечательный метаболизм и сбалансированная пищеварительная система, что они никогда не толстеют, никогда не хотят есть больше нормы, всегда остаются стройными без лишних усилий. Некоторые с детства обожают движение, у них всегда мышцы в тонусе и им не нужно себя специально приучать к физкультуре, выворачивая наизнанку. Много чего у людей бывает как-то "само собой", с детства, но тем, кому не повезло, нужно развивать это самим, специально и осознанно. Бонус то, что развивая ресурс с нуля, человек может так прокачать свое эго: силу воли, локус и самооценку, что станет намного сильней того, кому досталось "от природы" или было "привито родителями". Поэтому на природу и родителей пенять не стоит.
Если рисовать шкалу харизмы от -10 до 10, то 0 будет означать отсутствие обаяния, совершенно невзрачного человека, 10 - наивысший градус обаяния, гипнотические чары (хищное обаяние, то есть поглощающее внимание), а -10 - отталкивающего человека, отвратительного.
Когда человек влюбляется, любимый образ быстро поднимается по субъективной шкале обаяния от 0 в сторону 10. В момент страстной любви, впечатление от любимого человека именно завораживающее - на него хочется смотреть, не отрываясь, всю жизнь, он буквально гипнотизирует и кажется самым красивым, во всяком случае самым прекрасным. Но чтобы восприятие вас двигалось по этой шкале, ваше объективное обаяние не должно быть отрицательным, да и нулевым ему быть нежелательно, вы должны вызывать симпатию у малознакомых людей, хотя бы некоторых. Если вы никому не нравитесь, очень мало шансов, что кто-то вас вдруг страстно полюбит.
Бывает, что человек красив физически, но имеет нулевое обаяние, он никакой. Но такое бывает редко, поскольку сама по себе физическая красота привлекает внимание, человеком любуются, на него смотрят с симпатией, поэтому он транслирует в мир привлекательный образ себя. Побывав в минусе, такой человек действительно может утратить все обаяние и стать никаким. Но потом обычно восстанавливает хотя бы пару единиц.
Обаяние - это трансляция в мир привлекательного образа себя. Посмотрите, мир транслирует человеку, каким его видят люди: тянутся ли они к нему, симпатичен ли он им (симпатия = притяжение), вызывает ли он любование, а человек из этого строит образ себя. Далее человек транслирует образ в мир и мир воспринимает его и опять оценивает. Это непрерывный обмен, в который могут вмешаться разные факторы. Эти факторы могут как помочь нарастить обаяние, так и потерять его или приобрести отталкивающий образ.
Есть прекрасный роман Эмиля Золя "Нана", где описывается, по сути, как формируется харизма и как ее теряют. Главная героиня изначально хороша собой и довольно обаятельна, но не особенно отличается от многих других хорошеньких актрис. Однако, чем больше она нравится, тем большей силой наполняется ее харизма. Вскоре по ней начинает сходить с ума весь свет, она становится примой, самой востребованной и желанной женщиной, по ней страдают самые знатные господа и мечтают не то что получить доступ к телу, а хотя бы иметь возможность преподнести ей дорогой подарок, уже и это честь. Нана превращается в большую сверкающую звезду, пошагово, нарастив внутри себя гипнотический шарм из обожания поклонников. Конечно, на образ Нана влияет не столько ее личное обаяние, сколько тот хоровод поклонников, который делает из нее приз, то есть предмет мужской конкуренции. Но и личное обаяние ее растет и участвует в этом. Чем больше шарм, тем больше поклонников, но чем больше поклонников, тем больше и шарм. Это замкнутый круг, и в этом секрет обаяния хищников, в том числе.
А дальше у Нана что-то пошло не так. Соскучившись сводить с ума толпы богатых мужчин (устав от роли плюса), она влюбляется в некрасивого актера. Он урод, но достаточно обаятелен, и Нана ценит в нем то, чего нет в остальных. Актер тоже слегка влюблен в Нана, однако не слишком, поскольку реалистично оценивает себя и не торопится открываться той, у которой столько знатных поклонников. Доказывая холодному уроду свою преданность и любовь, Нана довольно быстро уходит в минус, и дальше постепенно утрачивает свое обаяние. Вот так же пошагово, постепенно, как она его наращивала, она и утрачивает его, но только быстрей (минус, то есть пребывание в сильно минусовой позиции в близких отношениях, быстро жрет шарм, запомните это, пожалуйста, минус действительно способен сделать из женщины, которая нравилась всем, нечто невнятное или даже отталкивающее для всех, и из мужчины конечно тоже).
Урод как настоящий хищный плюс издевается над Нана, берет деньги, садирует ее, и если сначала немного увлечен ею, дальше она ему совсем надоедает. Он бьет ее и унижает, и Нана из звезды превращается в половую тряпку. Она все так же красива, физически она почти не изменилась, но утратила все свои чары, и мужчины-поклонники постепенно отворачиваются от нее, она никому больше не интересна, ее забывают. В какой-то момент Нана понимает, что она нуль, она не может понравиться почти никому, и ей уже не на что жить, поскольку как актриса она тоже перестала быть интересна. Урод давно бросил ее, конечно.
Но дальше Нана опять постепенно начинает подниматься и, в общем, снова проходит этот путь к звездам. В общем, прочтите. И Золя, и Мопассан действительно знали секреты хищничества и описывали в своих романах.
Постараюсь продолжить завтра и расскажу, из чего состоит обаяние и как его развивать с нуля (не с нуля куда легче, конечно, но и с нуля можно попробовать). А вы расскажите, от чего зависит ваше (или не ваше) обаяние, замечали ли вы как оно меняется в зависимости от ситуации?