Мне посчастливилось полежать на диване, чтобы за мной все ухаживали, кормили вкусненьким и переключали сериальчики, когда я удачненько сломала себе три из четырех доступных конечностей. Через какое-то время у меня появилось физическое отвращение к еде, нежелание общаться с людьми и в целом депрессивное состояние, когда просто ничего уже не могло порадовать. Конечно, болезнь свою роль сыграла, но улучшение самочувствия началось одновременно с началом деятельности (через силу).
Вы мне просто глаза открыли. Я до этого считала, что "с нуля" переключиться на деятельность с внутренней мотивацией проще, чем поменять деятельность "из-под палки" на деятельность "по велению души". Т.е. всяческие принуждения и кнутопряники считала злом. Сейчас испытываю последствия этого убеждения на себе и на старшем сыне. Ой-ё, ведь если эти правила переложить на воспитание детей, то уж лучше как "мать тигрица" через принуждение раскручивать внутренний аккумулятор, чем пускать в свободное плавание и пусть сам ищет в чем себя выразить... Особенно, если в свободном плавании доступны гаджеты и телевизор.
Тут сложно сказать. Если давить и насиловать, у человека может сформироваться страстное желание бунта - не делать ничего, и он может начать получать блаженство от безделья, от сопротивления давлению. Может даже сойти с ума. Курт Левин очень много экспериментов провел и сделал вывод: когда сбежать некуда, а давление очень высоко, человек может сбежать в аффект и даже в безумие.
Но и ждать, что в пассивном, адаптированном к безделью человеке возникнет вдруг мотивация кипучей деятельности - бессмысленно. Энергии мало на такое, апатия засосала.
Поэтому должно быть какое-то сочетание давления (лучше не адресного, не материнской воли, а просто "обстоятельства" - нужно работать, нужно учиться, нужно убирать за собой) и свободы, чтобы человек сам нащупывал свою мотивацию и сознательность.
Ну и других факторов много. Это сложная очень тема - воспитание. Практические магический трюк - как извне создать побудительный импульс для того, что может быть только изнутри.
Да, магический трюк и постоянный эксперимент - как создать условия для изменений, особенно для взрослого близкого, а не для ребенка, на которого ты еще как-то можешь надавить и простимулировать напрямую, если нужно. Смотрю на мужа с его мощным интеллектуальным и творческим потенциалом - но в безделии, апатии и самооправдании таком нарциссическом - и понимаю все яснее, что мне надо валить, чтобы у человека была нужда встать на ноги. Если не упадет в яму совсем - то выползет. А если свалится - то это хотя бы случится быстро, а не растянется на много лет, бесплодных и мучительных для всех причастных. Но пока не подготовила площадку для ухода - экспериментирую так и эдак. И человек это почувствовал, принялся цепляться и ныть, я из минуса вышла в откровенный плюс, тааак неловко и странно с непривычки. Помогает и бодрит - относиться к этому процессу тоже как к определенной творческой работе, где-то магической, где-то игровой, но человечной.
Огромное спасибо вам за серию постов о ресурсах, они просто перевернули мою жизнь. Я наконец вернулась к работе после декретов, а то я как думала? Вот вылезу из депрессии, разгоню в отпусках апатию, а там и на работу силы появятся. А их все меньше и меньше, как ни отдыхай. Вроде дел по горло, с маленькими-то детьми, и радости от них много, и читаю что-то, и на курсы какие-то хожу, а постоянный упадок сил. Видимо, я человек интеллектуального труда больше, когда голова постоянно задачки решает, сразу есть силы и на хозяйство и на детей и на себя. А еще было чувство вины перед детьми, что я их брошу, если буду работать, тем более ж не голодаем. Только когда на круг ресурсов ваш посмотрела, где семья противоположна работе и прочитала, что противоположный ресурс страдает, если другим не заниматься, то пазл сложился, поняла, почему у меня так работа зудит - я уже ничего не могу дать своей семье в этом состоянии, кроме механической работы по бытовому обслуживанию
( ... )
Больше всех завидую тем, у кого жизнь так устроена, что можно не заниматься рутиной - зарабатыванием денег, уборкой, возней с детьми - а трудиться на ниве творчества, интеллектуального самосовершенствования, спортивных достижений. Разве это не мечтаааа - целыми днями кататься на велосипеде, плавать, читать умные книги, ходить по выставкам, концертам, детей таскать по музеям, в походы с ними ходить, рисовать))) А не горбатиться на работе и в быту. Завидую аж до слез тем, кто так устроился. Я очевидно плохо поняла пост, буду перечитывать снова и снова.
Да невозможно прочитать книгу, если мозг не развит интеллектуальной деятельностью. Ни слова не поймешь, как баран слова прочитаешь и смысла не уловишь. В походе тоже не сможешь набраться впечатлений, если мозг пассивный и бездельный, тоже как баран будешь таращиться и кушать шашлык. Никакого совершенства не будет.
Мозг не может набраться чего-то пассивно, только активно, применяя на практике и встраивая в уже действующие системы.
Нельзя думать, что вопрос в применении материала, сам материал не воспримешь и не усвоишь без деятельного состояния. Будешь как бревно.
А может картинки безделья соблазнительны, потому что воспринимаются как будто человек в них заработал на отдых, умеет переключаться, расслабляться, может себе позволить лежать и переваривать впечатления. Следующий уровень)
Comments 159
Через какое-то время у меня появилось физическое отвращение к еде, нежелание общаться с людьми и в целом депрессивное состояние, когда просто ничего уже не могло порадовать. Конечно, болезнь свою роль сыграла, но улучшение самочувствия началось одновременно с началом деятельности (через силу).
Reply
Reply
Но и ждать, что в пассивном, адаптированном к безделью человеке возникнет вдруг мотивация кипучей деятельности - бессмысленно. Энергии мало на такое, апатия засосала.
Поэтому должно быть какое-то сочетание давления (лучше не адресного, не материнской воли, а просто "обстоятельства" - нужно работать, нужно учиться, нужно убирать за собой) и свободы, чтобы человек сам нащупывал свою мотивацию и сознательность.
Ну и других факторов много. Это сложная очень тема - воспитание. Практические магический трюк - как извне создать побудительный импульс для того, что может быть только изнутри.
Reply
Reply
В смысле, что в рожу не получишь? Или Вы думаете, ребенок способен взять родительское хочу и сделать своим напрямую?
Вы считаете, что психика ребенка доступней для стимулов извне, чем у взрослого? И в чем разница?
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Мозг не может набраться чего-то пассивно, только активно, применяя на практике и встраивая в уже действующие системы.
Нельзя думать, что вопрос в применении материала, сам материал не воспримешь и не усвоишь без деятельного состояния. Будешь как бревно.
Reply
(The comment has been removed)
(The comment has been removed)
Reply
Reply
Reply
Leave a comment