Есть в Башкирии такое село - Сарва. Проживает в нем всего 700 человек, зато приезжие знают это место по известному одноименному источнику с целебной водой голубого цвета, а так же здесь находится йога - центр. То, что кто-то в Сарву попасть на источник посмотреть или йогой позаниматься не может - это полбеды (хотя это коснулось и моих знакомых - внедорожник одной моей знакомой, выезжающей из йога-центра, застрял на этой дороге, из-за чего ей пришлось ночевать в машине, а утром ее вытаскивал экскаватор, а другой мой знакомый вынужден в деревню Кирзю теперь ездить в объезд и тратить на дорогу по 5 часов вместо обычных 2,5). Главная же проблема этого села в том, что население не могло выехать ни в больницу, ни за лекарствами, ни за продуктами, из-за разбитых дорог жилось там этим летом как в Гетто.
У нас, как известно, зимой снег, весной половодье, осенью дождь - постоянно какие-то непредвиденные природные обстоятельства. А уж тем более таким дождливым летом.
Все понятно, бюджета на километры асфальта в малонаселенные пункты не всегда хватает. И из-за проливных дождей дороги много где превращаются в месиво из грязи.
Другое дело, что непосредственно в Сарву дороги долгое время разбивали большегрузы, большинство из которых возят лес для «Кроношпана». То есть лес на башкирской земле вырубается и продается, завод зарабатывает, налоги платятся, но где тогда дороги? Ведь разве не ради этих самых инвестиций и налогов в бюджет строительство Кроношпана было разрешено? Или прибыль получают одни, а за счет это страдают другие? Я сама живу на улице, по которой ездят большегрузы и знаю отличие между дорогой, по которой они ездят, и по которой нет- на соседней улице хоть и грязно, но проехать можно. А по нашей - хоть на танке гоняй. Это в Сарве:
Как заявляют жители самого села, дорогу до деревни не могли отремонтировать из-за постоянного проезда лесовозов, поставляющих сырье для «Кроношпана». Дорожное полотно начали укладывать еще в июне, но в это же время появились тяжелые многотонные машины. Каждый день большегрузы уничтожали участок, который только что был сделан рабочими. Таким образом, чтобы начать новый, строителям снова приходилось ремонтировать старый.
4 июля жители Сарвы устроили митинг и даже перекрыли проезд лесовозам компании «Кроношпан». Удаленный населенный пункт имеет только одну дорогу, соединяющую его с райцентром. И сейчас эта дорога служит явно не им во благо. В акции участвовали также жители деревень Первомайск, Вознесенское и Терекла, чтобы остановить лесовозы, круглосуточное дежурство на дороге сельчане несли по 20 - 25 человек.
Жители сел Сарва, Первомайск, Вознесенское, Терекла Нуримановского района написали письмо президенту РБ Рустэму Хамитову.
Вот отрывок из этого письма:
«Недовольство людей, а это мягко сказано, вылилось в стихийные пикеты. Жители д.Сарва перекрывали дорогу лесовозам. В результате власти подключили полицию, людей судили, оштрафовали. Это чтобы «быдло» знало свое место.
В ответ на репрессии властей отдельные граждане перешли к «партизанской» войне. Изготавливали металлические «ежи» и бросали в лужи, чтобы лесовозам «Кроношпана» шины проколоть. Это конечно глупость, но она от отчаяния. Да и шины прокалывают не только лесовозы. У тех же подрядчиков бензовоз проколол два колеса.
Сельсовет и понимающие граждане разъясняют всем, что это не решит проблему. Но это показатель степени отчаяния людей. Люди испытывают чувство брошенности, забытости, равнодушия со стороны чиновников, потому как мелочная проблема не решается годами.»
И Р.З. Хамитов отреагировал, и на итоговом заседании весенней сессии Государственного Собрания - Курултая республики "поручил Правительству республики и Государственному комитету по транспорту и дорожному хозяйству оперативно привести дороги в Нуримановском районе в нормативное состояние".
Совсем недавно на дороге в Сарву поставили весовой контроль и большегрузы здесь больше не ездят, по крайней мере, до 1 августа.
На днях появилось заявление пресс-службы госскомитета по транспорту и дорожному хозяйству, в котором говорится, что дорогу Вознесенское -Сарва привели в надлежащее состояние. «Проезд легкового транспорта обеспечен, но ремонтные работы продолжаются в две смены. Сообщается, что на объекте задействовано более 70 человек и 45 единиц техники.»
Посмотрим, что скажут об этом жители села и мой знакомый, который поедет через Сарву на выходные. А главное, результаты мы сможем увидеть после 1 августа, когда большегрузам будет разрешен проезд, и снова польют дожди.
Есть и еще один важный момент во всей этой истории.
В речи Рустэма Хамитова название "Кроношпана" - а именно для его нужд лесовозы перевозят лес- было не затронуто. Из первых уст знаю, что и СМИ, которых приглашали жители, отвечали, что не могут освещать эту тему. По мнению жителей, которые могут лицезреть все своими глазами, для «Кроношпана» вывозится цельный лес, в том числе липовый. В 2013 году на этапе строительства комбината глава Башкирии заявлял: «Предполагается, что такого рода предприятие использует перестойный лес, зараженный разного рода вредителями, лесные отходы: опилки, сучья, верхушки, пеньки». Я вот не специалист в этом деле. Но проживая недалеко от Кроношпана, ежедневно могла видеть большегрузы, перевозящие лес. Который выглядел вполне себе не перестойным. И ни одного грузовика и опилками, сучьями, верхушками или пеньками.
Говорят, что вся эта программа развития Северо-востока Республики была придумана для того, чтобы обеспечить финансирование строительство дороги за государственные деньги для бесперебойного снабжения лесом частной компании «Кроношпан», хорошим лесом, а не отходами, как говорили при его строительстве. Вот кто бы помог разобраться в этом вопросе? Контролирет ли кто-то момент проверки вырубаемого леса, помимо заинтересованных лиц?
![](https://informer.yandex.ru/informer/45296436/3_1_FFFFFFFF_EFEFEFFF_0_pageviews)