Тайны индонезийского батика

Aug 27, 2009 16:06



История и возникновения древнейшего способа окраски ткани - батика теряется в глубине веков. Колыбелью батика считается остров Ява в Индонезии. Основными центрами считаются Джокьякарта, Solo, Cirebon, Pekalongan и Indramayu.
Есть два вида батика:
Tulis батик (ручная роспись)
 




и батик Cap (штамп).






Цена батик Tulis гораздо дороже, чем батик Cap.
Перед поездкой мы по крупицам собирали информацию из книг, и увидеть сам процесс, а главное поучаствовать в нем было - абсолютно бесценно.
Резервирующим составом служит воск, приготовленный специальным способом.
Окрашивание производится поэтапно. Воск наносят женщины. Часто на стандартный кусок ткани 1м на 2,5 м рисунок воском наносится в течении месяца.

Мы попробуем совместными усилиями разобраться в истине, на сколько это вообще возможно. Сейчас мы с друзьями пытаемся обработать полученную информацию. Что-то нам обещала перевести Настя Цыганова, которая ездила с нами в качестве переводчика.
Мы занимались изучением батика в мастерской бапака Бамбанга в его центре "BATIK SLEMAN" в Джокьякарте.



Это довольно большое предприятие, в котором работает около 100 человек.
Там есть помещения, где женщины наносят воск.



ОТК принимает качество работы.


Мужчины занимаются окрашиванием и запаркой ткани.


Швеи обшивают.

 
Офис, магазин, там же находятся жилые помещения.
Материалы :


чантинг «tjanting» - маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор - характерную особенность индонезийского батика.
 

Керосиновая комфорка «Wajan», на которой стоит плошка с воском.


Воск готовится специальным образом, он очень пластичен и дает тонкую мягкую линию. Для разных видов рисунка готовится разный состав. Воск наносится с двух сторон ткани.


Точная рецептура его приготовления нам неизвестна. В него добавляются парафин и какие-то растительные смолы. В процессе выпаривания темно-коричневый цвет исчезает бесследно.
Окрашивание происходит на столе, покрытой тканью похожей на мешковину. Краски имеет вид серых порошков и надо прекрасно разбираться в технологии, чтобы получить нужный цвет.





После окрашивания ткань полощут в закрепителе - проявителе. Так называемом, HCL. Как мы выяснили позднее, это раствор соляной кислоты.

Красители делятся на три вида.
Химические: SOL и NAPHTOL.




1)sol(сушить на солнце, цвет проявляется тоже на солнце - перед злополучным ХСЛом их надо было подсушить на солнце)порошок красителя смешивали с NaNO2(что это?) растворяли в кипятке


2)NAPHTOL(сушат в тени) порошок смешивают с загадочным T.R.O., добавляют соду(3:1:5), разводят кипятком, затем полощут во 2ом растворе - опять же загадочный Garan(Solt)разведенный в холодной воде.
3)






(Так растет и приготавливается натуральный краситель индиго)
Натуральные красители готовятся особым способом и используются очень редко, т.к. процесс окрашивания очень сложен и трудоемок.
Окрашивание происходит в несколько этапов, интенсивность цвета достигается, в последовательном полоскании в красителе и закрепителе.
При этом в краску они добавляют еще соду, стиральный порошок и возможно что-то еще. После обработки в HCL, тщательно промывают в воде и высушивают.




Запаривание, также как и окрашивание происходит под открытом небом. Занимаются этим также мужчины. Ткань последовательно окунают в чаны с кипящей водой, таким образом освобождая от воска и остатков красителя. Затем тщательно полощут в проточной воде.





Батик в Индонезии присутствует практически везде и имеет культовое значение. Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов и особенно в том, что ни один обряд жизненного цикла не обходится без криса и без батика. «Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик - воплощение мужского и женского аспектов мироздания».

 

Использованы фотоматериалы мои, Татьяны Верещагиной tatver" и Вероники Павленко
nika_pavlenko".

Индонезия

Previous post Next post
Up